Права — ваши, деньги — наши
На модерации
Отложенный
27 июня сотрудниками ФСБ по подозрению в совершении мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) был задержан генеральный директор Российского авторского общества (РАО) Сергей Федотов. По версии следователей СУ УВД по ЦАО по Москве, в чьем производстве находилось это дело, многолетний руководитель самой крупной российской организации по коллективному управлению авторскими правами с годовым оборотом в несколько миллиардов рублей незаконно отчуждал в собственность созданной дочерней компании имущество, принадлежащее РАО, чем будто бы нанес последнему ущерб в размере 500 млн рублей.
С момента ареста Федотова на рынке управления авторскими правами не прекращается борьба за контроль над РАО. В конце августа инициативная группа авторов созвала внеочередную конференцию общества, на которой большинством голосов было принято решение об увольнении Сергея Федотова с поста гендиректора и назначении на эту должность продюсера Максима Дмитриева. Затем Хорошевский районный суд Москвы, рассматривавший иск члена авторского совета РАО Александра Клевицкого, который оспаривал законность проведенной конференции, принял обеспечительные меры и запретил Минюсту регистрировать нового директора. А на прошлой неделе Клевицкий отозвал свой иск, посчитав, что при созыве конференции все-таки не были нарушены его права.
Вся эта суматоха вроде бы только подтверждает истинную причину уголовного преследования Сергея Федотова — захват крупного игрока индустрии развлечений и получение доступа к его потокам. Вместе с тем, до сих пор не были известны главные бенефициары посадки Федотова и, что не менее интересно, механизмы получения выгоды от управления этим специфическим активом.
- Неожиданный арест отца-основателя: из шотландского замка — в Таганский суд Москвы
- Кто проделал дыру размером в 1 млрд рублей в кармане композиторов и эстрадных исполнителей
- Мострансбанк и разработка ФСБ
- Будут ли мастера культуры кормить новую госкомпанию
СПРАВКА «НОВОЙ»
В соответствии с федеральным законодательством, организации по управлению авторскими правами на коллективной основе (ОКУП) могут осуществлять сбор роялти за использование аудиовизуальных произведений от пользователей (телевидения, радио, открытых музыкальных площадок, ресторанов и др.) и дальнейшее распределение денежных средств между авторами, которые аккредитованы при них на основании приказа Министерства культуры. В России существуют три аккредитованных ОКУПа — Российское авторское общество (РАО), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российский союз правообладателей (РСП). В открытом доступе отсутствует информация о методике сбора и распределения вознаграждения, хранения средств, о контроле расходования средств ОКУПов.
Империя с миллиардным оборотом
Сергей Федотов. Арест на основании анонимки. Фото: РИА Новости
С того момента, как Сергей Федотов оказался в следственном изоляторе, прошло более трех месяцев. За это время ни следствие, ни адвокаты обвиняемого не сообщали о более или менее существенных подвижках в расследовании. Между тем в конце сентября стало известно о том, что Федотов ходатайствовал о заключении досудебного соглашения. Правда, вопреки сложившейся практике, по существу вменяемого ему преступления Федотов ничего не пояснил, зато выразил готовность раскрыть будто бы существующую схему вывода средств из РАО и двух других организаций — ВОИС и РСП, подконтрольных, по его словам, бывшим деловым партнерам: бизнесмену Андрею Кричевскому и кинорежиссеру Никите Михалкову.
Тут стоит напомнить, что Сергей Федотов — не просто директор самого крупного «доверительного управляющего» авторскими правами в стране, но и один из основоположников всего рынка коллективного управления авторскими правами. Когда-то Федотов активно помогал кинорежиссеру Никите Михалкову занять доминирующее положение на этом рынке: в 2008 году поучаствовал в основании ВОИС, еще через год — в создании РСП. Михалков в последнем ОКУПе занял пост президента, его сын Артем — председателя правления. Генеральным директором двух новых организаций был избран протеже Сергея Федотова — бизнесмен Андрей Кричевский.
«Кричевский был правой рукой Федотова. Они вдвоем фактически и управляли всеми ОКУПами и пользовались высоким доверием Михалкова», — вспоминает сотрудник РАО (фамилия известна редакции).
За несколько лет организации, находившиеся под управлением Федотова и Кричевского, заняли фактически монопольное положение на рынке. По итогам 2015 года РАО получило от пользователей прав авторов около 4,5 млрд рублей (из которых правообладателям было перечислено 3,6 млрд рублей), РСП — 2,2 млрд рублей (1,5 млрд рублей), ВОИС — 1 млрд рублей (800 млн рублей соответственно).
Однако в 2015 году отношения между топ-менеджерами сильно ухудшились, как рассказывает сотрудник РАО: «Причиной стал Никита Сергеевич. Андрей (Кричевский. — Ред.) с ним сблизился за это время, Михалков все чаще начал к нему прислушиваться, а Сергей (Федотов. — Ред.) постепенно уходил на второй план. Мы уже тогда понимали, что рано или поздно Федотову предложат уступить кресло руководителя РАО, которое оставалось крупнейшим «управляющим» авторскими правами». Летом прошлого года, по словам работника РАО, конфликт между бывшими партнерами вошел в острую фазу — «они перестали общаться, а если общались, то могли сорваться друг на друга».
В августе возле офиса ВОИС и РСП на Новослободской улице на Андрея Кричевского было совершено нападение, результатом которого стали закрытая черепно-мозговая травма и перелом носа. По факту нападения было возбуждено уголовное дело, но установить виновных правоохранительным органам так и не удалось.
Вскоре после инцидента Федотов, по странному совпадению, на полгода покинул Россию — к тому моменту директор РАО уже владел роскошным замком в Шотландии и апартаментами в Лондоне. РАО же на время его отсутствия перешло под управление его матери и по совместительству заместителя гендиректора Веры Федотовой. По словам знакомого с Федотовым композитора, когда директор РАО вернулся в Москву, «позиция Михалкова по нему уже была сформирована»: «Никита Сергеевич стал доверять только Кричевскому. Сергей (Федотов. — Ред.) это понял и начал искать поддержку на стороне. Одно время он пытался создать альянс с продюсером Владимиром Киселевым, номинировал его в органы управления РАО».
Анонимка и уголовное дело
На протяжении последнего года Сергей Федотов удерживал должность генерального директора, несмотря на острую критику со стороны отдельных правообладателей и административное давление бывших партнеров. Но в конце июня 2016-го он был задержан сотрудниками ГУЭБиПК МВД и ФСБ по подозрению в незаконном отчуждении активов РАО. Поводом для проведения проверки и возбуждения уголовного дела послужило анонимное заявление, что лишь усилило подозрения знакомых Федотова в том, кто мог организовать это уголовное преследование. Впрочем, неслучайно тут и оперативное сопровождение дела со стороны Лубянки, говорит сотрудник ФСБ: «Команда была дана руководством службы.
Примечательно, что при избрании меры пресечения Никита Михалков подписал поручительство за Федотова перед Таганским районным судом. «Мы тогда немного обалдели: он не просто подписал поручительство, но и выступил с интервью о необходимости избрания максимально гуманной меры пресечения. Но потом поняли: школа Станиславского, Мосфильм, все дела… Видимо, так в голове все устроено у творческих людей», — иронизирует сотрудник ФСБ.
С Михалковым связаться не удалось, телефоны адвокатов Федотова оказались недоступны.
Знакомый Сергея Федотова уверен, что его уголовное дело в своем нынешнем виде не имеет судебной перспективы — РАО, пока что находящееся под руководством Веры Федотовой, отказалось признавать понесенный в результате отчуждения имущества ущерб, а «новые подозреваемые не предвидятся».
Вера Федотова на запрос не ответила.
Правда, по словам сотрудника ФСБ, скоро к этому уголовному делу могут добавиться эпизоды, которые облегчат поиск подозреваемых. «В конце сентября Федотов, дав согласие на сделку со следствием, начал показывать связи РАО, ВОИС и РСП с Мострансбанком. Поскольку эти показания не касались вменяемого Федотову эпизода, в заключении досудебного соглашения ему было отказано. Но его показания вызвали интерес», — говорит собеседник.
В начале октября, то есть сразу после дачи показаний в рамках несостоявшейся сделки со следствием, прокуратура Москвы изъяла уголовное дело из производства СУ УВД по ЦАО и передало его в ГСУ СКР по Москве (ФСБ по-прежнему осуществляет оперативное сопровождение расследования).
Причины изъятия дела у окружного полицейского управления до конца неясны, но наши источники не сомневаются: передача дела в СКР — прямое следствие упоминаний Федотовым Мострансбанка. «Этот банк обслуживал все три организации, которые использовали единый механизм извлечения выгоды от управления авторскими правами», — предполагает сотрудник ФСБ, ссылаясь на показания Федотова.
По данным АСВ (Агентство по страхованию вкладов), в настоящее время выполняющего функции конкурсного управляющего банка (в начале мая текущего года ЦБ отозвал лицензию у Мострансбанка), РАО, ВОИС и РСП перевели значительную часть своих средств именно в это кредитно-финансовое учреждение еще весной 2011 года. А на конец 2015 года размер средств на депозитах РАО, ВОИС и РСП в Мострансбанке составлял около 90% общей валюты баланса банка в пассивах. «Когда почти весь объем средств приходится на одну группу вкладчиков, можно вести речь о косвенном управлении банком. Потому что он по сути — кэптивный <…>», — полагает сотрудник АСВ.
Что стало с деньгами
Согласно материалам проверки конкурсного управляющего, основной причиной ухудшения финансового состояния банка за последний год стали участившиеся случаи выдачи кредитов фиктивным компаниям без обеспечения надежными залогами. Причем в ходе наблюдения удалось установить связь между вкладчиками и заемщиками банка. «Использовалась так называемая кредитно-депозитная схема (КДС). Клиенты банка размещали на депозитах крупные суммы, а взамен руководство кредитно-финансового учреждения выдавало связанным с клиентами компаниям кредиты без должного обеспечения», — поясняет сотрудник АСВ. «На один размещенный миллиард приходилось до 400 млн выданных кредитов. Ликвидность в обмен на деньги. Формально ОКУПы не выводили средства своих авторов, но по факту использовали их деньги для получения выгоды через КДС», — поясняет, в свою очередь, эту версию сотрудник ФСБ, опять-таки ссылаясь на допрос Федотова.
Вообще-то операции Мострансбанка привлекли внимание правоохранительных органов задолго до ареста главы РАО. В конце ноября прошлого года сотрудники ФСБ в рамках расследования уголовного дела, возбужденного ГСУ ГУ МВД по Москве по факту незаконной банковской деятельности (ч. 2 ст. 172 УК РФ), задержали предправления банка Сергея Захарикова. По версии следствия, Захариков вместе с неустановленными лицами осуществлял нелегальные банковские операции по ведению счетов, кассовому обслуживанию фиктивных организаций, инкассированию и обналичиванию денежных средств. Всего, по данным следствия, руководству банка удалось обналичить около 4 млрд рублей в интересах своих клиентов. Со слов сотрудника ФСБ, зимой этого года в рамках дела Захарикова следствие будто бы провело обыски в ВОИС и РСП.
В РСП и ВОИС на запрос не ответили.
В начале апреля текущего года Центробанк по результатам внеплановой проверки наложил запрет на прием новых вкладов, а спустя месяц у Мострансбанка была отозвана лицензия (формальной причиной стали «вложения денег клиентов в низкокачественные активы»). После первых предписаний мегарегулятора в банке возникли трудности с внешними платежами: руководство РАО и ВОИС безуспешно пыталось вывести деньги со своих депозитов, однако платежные поручения не были исполнены из-за недостаточности средств на корреспондентском счете.
Всего, по данным АСВ, на счетах двух организаций находилось более 1 млрд рублей: остатки на счете РАО составляли 600 млн, на счете ВОИС — более 450 млн. В этой связи члены обеих организаций не досчитаются этих денег при получении авторских отчислений по итогам 2016 года.
Впрочем, накануне отзыва лицензии ВОИС странным образом «оприходовала» свой депозит: 16 апреля организация сначала выкупила у Мострансбанка простые векселя Россельхозбанка на сумму 105 млн рублей, а затем перечислила более 359 млн на счет некоего НП «Национальное музыкально-профессиональное объединение» (НМПО), за счет которых были погашены кредиты ряда коммерческих компаний перед банком.
СПРАВКА «НОВОЙ»
По данным проверки конкурсного управляющего, почти сразу после того, как РСП, ВОИС и РАО перевели свои средства на депозиты в Мострансбанк, банк начал выдавать крупные кредиты коммерческим компаниям, имеющим признаки фиктивности. «<…> В разное время были задействованы счета следующих юридических лиц: ООО «Управление технического обеспечения», ООО «Трастовые системы», ООО «ПромКонструкция», ООО «ПРОММО», ООО «БиТиЛинк», ООО «ИгроТроник». <…> Эти организации являются техническими компаниями, не ведут реальной хозяйственной деятельности и не обладают достаточным залоговым имуществом для заключения кредитных договоров, а лишь служат промежуточным звеном для последующего транзита и обналичивания полученных денег. <…> Чтобы скрыть вывод средств, счета этих компаний в конце каждого месяца перекрывались остатками (обнулялись) средств, находящимися на расчетных счетах РАО, ВОИС и РСП. <…> В период с февраля по март 2016 года РАО, ВОИС и РСП начали выводить денежные средства с расчетных счетов, позже, в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка, гасились, а также передавались по цессии кредиты заемщиков <…>. Следовательно, имеются основания полагать, что РСП, ВОИС и РАО причастны к сокрытию вывода активов из банка, а возможно, и к самому выводу», — следует из материалов проверки АСВ.
Судя по всему, все эти компании, имеющие признаки фиктивности, и были теми самыми звеньями в кредитно-депозитной схеме (КДС). «Если бы им [ООО] не удалось до отзыва лицензии рассчитаться по обязательствам, у конкурсного управляющего были бы все основания заявлять о хищении средств банка — качественных залогов там не было», — говорит сотрудник АСВ.
«Но ведь банковские проводки могут позволить отследить конечного получателя выведенных денег, если АСВ обратится с соответствующим заявлением в правоохранительные органы», — полагает сотрудник ФСБ.
Будет ли госмонополия?
Пока же СКР ведет расследование якобы имевшего место хищения у РАО имущества, на рынке управления авторскими правами продолжается активная борьба за кресло Сергея Федотова. Наиболее вероятной альтернативой нынешнему руководителю авторское сообщество называет близкого к Андрею Кричевскому продюсера Максима Дмитриева — в конце августа ему удалось созвать внеочередную конференцию организации, на которой он был избран новым генеральным директором. Вопрос законности проведенной конференции в настоящее время рассматривает Хорошевский районный суд Москвы. Впрочем, возможно, обострившаяся борьба за РАО не увенчается успехом ни для Сергея Федотова, ни для его оппонентов.
На следующий день после задержания директора РАО часть авторов проявила несвойственную для российской эстрады озабоченность темой несовершенства российского законодательства, регулирующего отношения между авторами и их коммерческими представителями. «ОКУПы, подобные РАО, ежегодно получают миллиарды рублей от телевидения, радио и ресторанов за использование наших музыкальных произведений, но мы этих денег не видим. Насколько целесообразно в принципе существование таких организаций?» — задались вопросом некоторые артисты.
Бесформенная волна негодования отдельных селебрити, продолжавших жаловаться на непрозрачный механизм распределения авторских отчислений между правообладателями, довольно скоро перетекла с телеэкранов в кабинеты федеральных чиновников, где обрела конкретные бюрократические контуры, — первым вице-премьером Игорем Шуваловым был поднят вопрос о подготовке концепции управления авторскими правами. На минувшей неделе Минэкономразвития, которому и поручено разработать новую концепцию, совместно с Роспатентом выступило с предложением о централизации полномочий по управлению авторскими правами на базе единой организации, подотчетной правительству.
«Однако предложения по централизации полномочий по управлению правами в рамках единого ОКУП поддерживаются не всеми участниками. По их мнению, только несколько ОКУПов могут обеспечить специализацию в отдельных сферах управления, необходимую для эффективного сбора средств», — отмечает в письме на имя Игоря Шувалова замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев, не уточняя имена противников предложенной реформы.
Впрочем, их имена уже названы Сергеем Федотовым в рамках уголовного дела.
Теги:
рао, авторское право
Комментарии