Судьба генерала Павлова

22 июля 1941 года был расстрелян командующий Западным фронтом генерал армии Дмитрий Павлов. Кто же он был этот генерал Павлов, которого совсем недавно ставили на одну доску с Георгием Жуковым.
Родился Дмитрий Григорьевич Павлов в 1897 году в деревне. Окончил 2 класса. В Первую мировую дослужился до унтер-офицера, попал в плен. Вернулся на родину в 1919 году, был мобилизован в Красную армию, почти сразу вступил в партию большевиков. Занимался продразвёрсткой, воевал с Махно и басмачами.
Затем окончил Академию имени Фрунзе и курсы при Военно-технической академии и стал танкистом.
В 1936-1937 году Павлов был советником в Испании при республиканцах. Получил за это Звезду героя и был назначен начальником Автобронетанкового управления РККА. Участвовал в операции на Халхин-Голе и войне с Финляндией. В 1940 году, в июне, возглавил Западный особый военный округ. И на этом посту до начала войны, Павлов проявил себя как хороший теоретик и практик танкового дела. Так Павлов первым заговорил о необходимости создания танков с дизельным двигателем и с противоснарядным бронированием, и длинноствольной пушкой. Он был так убедителен, что Ворошилов и Сталин утвердили его предложение и были созданы танки КВ и Т-34.

Как и весь генералитет Красной армии Павлов проповедовал наступательную доктрину в будующей войне. И в своих докладах и выступлениях он очень толково с подробностями и с большой энергией объяснял свои действия. А в командно-штабной игре на картах с Жуковым, где Павлов отражал германскую агрессию, а Жуков наступал, Палов…проиграл. А через полгода Павлов проиграл в такой же ситуации, но уже реальному противнику. Так почему не был учтён итог этой игры при обороне Белоруссии? Почему Сталин не сместил проигравшего Павлова, а через полтора месяца практически уравнял его с Жуковым, присвоив звание генерала армии? А потому что после всех обсуждений и игр была полностью утверждена наступательная доктрина и претензий к Павлову не было: так было задумано.

А теперь обратимся к реальным событиям начала войны и посмотрим, как командовал Павлов. Весь день 21 июня Павлов докладывал в Москву о подозрительном движении и шуме по ту сторону границы. И хотя за два дня до этого секретным приказом округ был преобразован во фронт, и штабу было приказано выдвинуться из Минска, Павлов провёл 21 июня в Минске. В час ночи 22 июня ему позвонил нарком обороны с вопросом: "У вас всё спокойно"? Павлов докладывал, что последние сутки к границе сплошным потоком идут немецкие колонны, а во многих местах со стороны немцев сняты проволочные заграждения, на что Тимошенко предложил ему успокоиться и не паниковать, собрать с утра штаб и не идти ни на какие провокации.
Следующий раз Павлов позвонил с докладом, что немцы бомбят и обстреливают советскую территорию и переходят границу. А 5.35 утра 22 июня отдал приказ «Поднять войска и действовать по-боевому», что означало разрешение действовать, кто, во что горазд и называется потерей управления. По оценке исследователей этот приказ продемонстрировал растерянность командования и положил начало деморализации войск и развалу фронта. Но с другой стороны ещё не было директивы №2 , которую Жуков только начинал писать, а была директива №1, по которой требовалось не поддаваться ни на какие провокации. На худой конец Павлов разрешил открывать огонь по неприятелю, а других более конкретных задач поставить не мог, поскольку сам их не имел.

Северо-Западное направление.
Советские мотоциклисты идут в атаку. Фотография с художественной ретушью. 1941 г.
Получив в 23:40 22 июня директиву №3, Павлов приказал сформировать группу из семи дивизий и 1597 танков, в том числе114 КВ и 238 Т-34 и ударить во фланг наступавшим немцам в районе Гродно. Но сосредоточить группировку в нужное время не удалось: все соединения были разбросаны, отсутствовало устойчивое управление и постоянные авиаудары немцев. Контрудар не удался. Да и немцы не восприняли все попытки Павлова атаковать как серьёзные и быстро с ними справились. 24 июня Павлов бессильно спрашивал из штаба фронта, почему не наступает 6 МК и кто виноват в этом. Он призывал бить врага организованно, а не бежать без управления. 25 июня доложил, что в течение дня данных о положении на фронте не поступало. Вот на этом и закончилась самостоятельная деятельность Павлова. Управление на себя взяли прилетевшие из Москвы генералы Тимошенко и Кулик, но им не удалось ничего исправить.
30 июня в Москве Павлов разговаривал с Молотовым и Жуковым. Он был назначен заместителем командующего Западным фронтом. Арестован Павлов был 4 июля под Гомелем. Следователей мало интересовали причины неудач на Западном фронте, им нужно было установить связь Павлова с врагами народа Уборевичем и Мерецковым. Под физическим воздействием Павлов подписал признание, что состоял в заговоре и умышленно открыл фронт неприятелю. На суде он от этого признания отказался. Сталин решил ограничиться обвинением в трусости и некомпетентности. Что касается последнего, то Павлов был не хуже и не лучше других командующих, которые тоже не смогли организовать достойный отпор противнику. Но Сталин их не тронул. А причина здесь очень простая. В начале июля многие из них были в окружении и были не доступны, а Павлов оказался под рукой.

Маршал Советского Союза С. Тимошенко выступает перед командным составом Южного фронта
И если подходить ко всей ситуации объективно, то не Павлов запрещал перед войной всякие разговоры об обороне и не он выдвинул к самой границе аэродромы и склады вместо устройства окопов и минных полей. И не он не разрешил 21 июня ввести в действие план прикрытия. И не он принял решение о том, что если Германия начнёт войну, то в первую очередь нападёт на Украину.
Павлова казнили в Москве и похоронили на полигоне НКВД в Бутово. Не избежали участи Павлова и его ближайшие подчиненные. Жена, сын, родители и тёща генерала были сосланы в Красноярский край, как семья изменника Родины, хотя нам известно, что в приговоре измена не упоминалась. Из Сибири вернулся только сын. В июле 1957 года приговоры в отношении командования Западного фронта были отменены за отсутствием состава преступления. Они были посмертно восстановлены в званиях и наградах.

Для справки. За первые 18 дней войны западный фронт потерял почти 418000 человек, в том числе 338500 человек пленными, 3188 танков, 1830 орудий, 52000 единиц стрелкового оружия. В окружении побывали 32 из 44 дивизий, откуда вышли небольшие группы и отдельные лица. Погибли, попали в плен и были тяжело ранены 34 офицера высшего звания. 28 июня пал Минск, 1 июля немецкие танки вышли к Березине. Путь в Москве был открыт, Вермахт потерял в этих боях 15723 человека убитыми и ранеными.
Комментарии
И ещё: Поинтересуйтесь Перемышлем 22.06.41-го, весьма интересно...
Ответ:
Необходимо уточнить:
1. По состоянию на 22 июня 1941 года Сталин И.В. ни Главнокомандующим, ни Верховным Главнокомандующим ещё не был.
А руководили войсками нарком обороны СССР маршал Тимошенко С.К. и Нач. Генштаба Жуков Г.К.
2. А 23 июня 1941 г. Тимошенко стал Председателем Ставки Главного командования, т.е. практически Главнокомандующим.
3. И только с 19 июля 1941 года Сталин начинает непосредственно руководить Вооружёнными силами страны и исправлять то, что натворили военные.
19 июля И.В. Сталин заменил С.К. Тимошенко на посту наркома обороны.
8 августа 1941 года Ставку Верховного Командования преобразовали в Ставку Верховного Главнокомандования и Сталин стал Верховным Главнокомандующим.
Никто ему не запрещал своей властью принять меры предосторожности и, например,не допустить разгрома авиации на аэродромах или заблаговременно привести в боевую готовность вверенные ему войска. А оправдания типа "все были такие" могут прокатить для низшего чина, но никак не для генерала армии, обязанного прикрывать участок обороны на главном направлении удара.