Back from the USSR

Простоять три часа в субботней пробке на "ленинградке" по дороге из Шереметьево-2 (недавно зачем-то переименованного в Терминал F) и в итоге сбежать из машины в метро ... затем там, в метро, разглядывать зимнюю московскую толпу circa 2010 (не-зимнюю мы видим и так минимум раз в год), с ужасом взирая на меховые шубы всех фасонов и выделок на женщинах среднего и старшего возраста. Обнять родных стариков на пороге новой квартиры и рухнуть спать в импровизированные постели, постеленные прямо на полу за неимением мебели, ещё остающейся в старой "пятиэтажке" - и всё только для того, чтобы примерно в три часа ночи проснуться от мерзкого всепроникающего холода, который, как оказалось, имел несерьёзного соперника в виде не-утеплённых подоконников (и это в новом-то доме!).....
AnchorМы с женой оказались в Москве с единственной целью - перевезти мою парализованную тётушку из обречённой на слом "пятиэтажки" в новый неподалёку построенный дом, в котором на 12-ом этаже предстояло обустроить новую квартиру.

То, что нам повезло, говорили все знающие люди - в конце концов "пятиэтажек" в Москве пруд пруди ... ещё нам повезло потому, что квартиры, подготовленные для переезжающих, хотя бы имеют обои на бетонных стенах, дешёвую отечественную сантехнику, примитивные электрические плиты, розетки на стенах и распределительные шкафчики. Оказывается, в отличие от нас, покупающие новые квартиры получают в своё распоряжение не более чем бетонные коробки с подведенным электрокабелем и водяными трубами! То есть заплатив безумные деньги за бетон, люди начинают заполнять этот бетон тем, что, логично рассуждая, должно было быть включено в приобретаемый "домашний пакет" - как у нас в Канаде. Ничуть не бывало ... и в новых квартирах тогда сразу же начинается процесс, отчего-то называемый "ремонтом" ... странная логика ... вот уж кому предстояло делать ремонт, так это нам - затыкая пенопластом щели между подоконником и стеной (утеплитель крысы что ли съели?), устанавливая металлическую дверь (экая диковинка для диких жителей Торонто!) хотя бы для того, чтобы не переустановливать деревянную дверь с почти сантиметровым зазором между ней и косяком (нет надобности говорить, что через зазор дуло с лестничной площадки), заклеивая стеклопакеты малярным "скотчем" - ибо через резиновые прокладки дуло с не меньшей яростью, чем из-под подоконников, меняя на кранах местами синие и красные "шильдики", чтобы не перепутать горячую и холодную воду (оказывается, повсеместное явление!).

Новый дом, - напоминали мы постоянно друг другу, - живите с миром, радуйтесь, будьте благодарны!

Мы конечно же были благодарны. К тому же мы были щедры - да и что нам оставалось? На весь переезд и приведение новой квартиры к жилому видуя и жена отпустили себе две недели: план был свёрстан тугой, не оставляя времени на раскачку. УЖе в воскресенье мы приобрели новые холодильник, стиральную машину, пылесос и микроволновку в "М-Видео" (аналогичные торонтские магазины "отдыхают") - их нам доставили через пару дней; тогда же в воскресенье в IKEA (в Москве это произносят как "ИКЕЙЯ") мы сверстали новую кухню, заказав её доставку и сборку - и парой часов позже уже успели заказать металлическую дверь. Безусловно частный сектор "фунциклировал" очень эффективно, и этот факт радовал - в эффективности частного сектора мы убедились ещё раз, заказав через Интернет (WOW!) шкаф-купе и уговорив сделать для нас исключение по срокам изготовления, причём никакой спец-доплаты не понадобилось!

Но у каждой Вселенной есть своя параллельная Вселенная ... для нас ею стали всевозможные государственные и городские конторы, по которым пришлось попутешествовать и в которых становилось стыдно за себя в частности и за человеческую породу вообще из-за обилия постыдной ненависти к ближним. Нас ненавидели - но и мы молчаливо всем видом отвечали тем же. Очереди, давка, ругань, неумение (или нежелание?) управлять потоками растерянных и сбитых с толка людей. Хамство лицом и хамство впрямую, словами ...

всё вернулось "на круги своя", СССР-ия цвела махровым цветом, чиновники правили балы по месту службы.

А заснеженные дворы и улицы мели несчастные "гаст-арбайтеры" ... армии "гаст-арбайтеров" ... ну да, при таком раскладе зачем здесь "малая механизация"? Это тоже была параллельная Вселенная. Я вглядывался в лица этих несчастных, на них читалась покорность судьбе, которая не оставила им лучшего шанса, чем убирать за ненавидящими их москвичами. Но может быть им всё же было лучше, чем там, откуда они приехали в эту молотиловку под названием "Москва"? Нам не оставалось ничего, кроме простых наблюдений, быстрых (и может быть зачастую скороспелых) выводов - но ведь недаром первое впечатление, наперекор пословице, является самым верным!

А вокруг все торговали всем на рынках, в магазинах, в "мега-", "супер-" и "гипер-" центрах, выросших повсюду - и откуда что берётся? Человеку, вброшенному в этот странный ажиотажный мир, могло бы показаться, что все процветают ... но отчего же работящий молодой сборщик мебели, нанятый IKEA, говорил о рассыпающейся действительности и ухудшающейся ситуации? и ему совершенно независимо вторил тоже работящий и тоже молодой сборщик шкафа-купе? Они же "инсайдеры", уж кто, как не эти молодые люди, возросшие в после-советской Москве, должны были быть в курсе всего происходящего, держа, так сказать, свои руки на пульсе действительности. Значит, они знали то, что мы не успевали разглядеть в силу краткости нашего пребывания на Родине. Им-то мишура всех "гипер" и "супер" не заслоняла главного - большой картины погружающейся в хаос столицы, из которой по общему мнению следовало бы убежать не ближе, чем за границу Московской области!

Мы механически фиксировали впечатления, даже не пытаясь их собирать, классифицировать  (вот это плохо, это хорошо, это ужасно, а это уже нормально). Наша цель была простой - успеть переехать из "пятиэтажки" в новую квартиру и затем привести её в порядок до своего возвращения из Москвы. Но глаз упорно цеплялся за уже забитый мусоропровод, уворованную дверную ручку, замусоренный пол, строительный мусор, оставляемый самими будущими жильцами. Мы проскальзывали в щели между вдвинутыми на тротуары машины и шарахались от скользящих по гладко укатанному снегу машин, не допускающих милости по отношению к пешеходящим "смердам". А цены в магазинах? - от них глаза вылезали на лоб: будучи переведенными в канадские доллары, они оказывались в полтора-два раза больше наших цен на аналогичные продовольственные и непродовольственные товары ... но ведь зарплаты же разные!
Нет, что-то явно было не в порядке в "первопрестольной". А уж когда по Кутузовскому проспекту пронёсся (президентский?) кортеж, ради которого остановили всех в час пик! - боже, в брежневские времена ЭТИ гоняли хотя бы по центральной полосе, не останавливая остального движения - то стало совсем противно ... снова пахнуло чем-то знакомым и, как оказалось, не изжитым.

Не много ли "негатива" для одного "поста"? Неужели не было приятных моментов? Были, были, конечно же были! Их дарили нам наши друзья, с которыми всё-таки удавалось пересекаться вечерами во вторую неделю, то есть уже после самого переезда. Если есть что-то, что заставляет нас лететь за девять (если по прямой), а то и за тринадцать часов (если с пересадкой) в Москву, то это наши прекрасные друзья и родные, которым мы были по-прежнему необходимы и дороги - так же, как и они нам! А ещё были ночные поездки по Москве, когда из окна машины всё смотрится волшебно, ярко, мирно и прекрасно ... ну почему, почему не может быть так же наяву?
И вот теперь, просыпаясь в три утра по-торонтски, мы грезим нашими встречами, фонарями вдоль заснеженных ночных улиц, мы снова хотим туда и клянём судьбу ... мотыльки ... лица с двумя гражданствами, живущие на два берега, находящие покой не там, где бы хотелось его обрести - а там, где бы хотелось, его пока что нет ... и будет ли?Anchor