О чём умолчал Летописец Нестор
На модерации
Отложенный
В начале летописи Нестор сообщает: "Иафету же достались северные страны и западные: Mидия, Албания, Армения Малая и Великая, Kaппaдoкия, Пaфлaгoния, Гaлaтия, Колхида, Босфор, Meoты, Дepeвия, Capмaтия, жители Тавриды, Cкифия, Фракия, Македония, Далматия, Малосия, Фессалия, Локрида, Пеления, которая называется также Пелопоннес, Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лихнития, Адриакия, Адриатическое море. Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Китира, Закинф, Кефаллиния, Итака, Керкира, часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского моря на север: Дунай, Днепр, Кавкасинские горы, то есть Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна, Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в часть Симову. В Иафетовой же части сидят русские, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку - до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу - до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, – они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым ".
Обратим внимание на дефиниции "русские" и "русь".
Русских Летописец отмечает рядом с чудью и "всякими народами: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы". Русь Нестор локализует между готами и англами.
Как "русские", так и "русь" указаны на севере предела Иафета "близ моря Варяжского", что отвергает любые спекуляции на тему "Откуда есть пошла Русская земля?".
Русь пошла от моря Варяжского.
Встаёт вопрос: почему Летописец не отождествляет "русь" с "русскими" и помечает их в разных местах – русских по соседству с Чудью, а Русь среди англов и готов?
Очевидно, под Русью Нестор понимал племя, занимавшее большую часть территории современной земли Мекленбург – Передняя Померания, а под русскими – русские земли Гардарики (исл. Garðar, Garðariki).
Не исключено, что Русью назывался межплеменной союз, имя которого осталось в исторической тени, уступив первенство образующим его племенам: ютам, варнам, ругам, готонам и др..
Местоположение славян в летописи определено между Иллирией и Лихтинией.
Именно здесь их упоминает византийский дипломат и историк VI века Менандр Протектор, сообщивший о том, что летом 587 года аварский каган Баян I переправил через реку Сава в Иллирике более 60 тысяч всадников в доспехах и разгромил отряды славян, основные вооруженные силы которых в это время находились в походе на Грецию: ".. Много мириад пленников из ромейской земли, у словен бывших в рабстве, снова вернул ромеям .."
Менандр Протектор свидетельствует о том, что:
- славяне жили за рекой Савва в Иллирике, т.е. в Паннонии;
- нападали на Грецию. Следовательно, славяне были хорошо организованной общностью, способной оборонять свои рубежи и вести войны с соседями, и проживали на территориях, заселённых пришедшими с севера варварами: готами, гепидами, ругами и, позднее, лангобардами – помимо Паннонии, в Дакии и Норике.
Согласно Повести временных лет, народ славянский назывался "норики, которые и есть суть славяне", осевшие спустя много лет по Дунаю, "где теперь земля Венгерская и Болгарская".
История Норика и его населения изучена по VI век до н.э., то есть период, охватывающий время, как до разрушения вавилонской башни, так и после него. Норик заселяли кельты и ассимилированные ими иллирийцы. Считать их прародителями славян нет оснований.
Летописец Нестор не сказал, кем были славяне, чем занимались, каким богам поклонялись и многого другого.
Внезапное появление в VI веке н.э. славян в пределах Римской империи, покрытой сетью дорог и городов, и их дальнейшее расселение в Европе можно объяснить лишь хронологией отдельных событий.
На рубеже II-III вв. н.э. племена готов прошли широкой полосой от устья реки Висла до Черноморского побережья, создавая на своём пути прообразы государственности, прошли вдоль Дуная и вторглись в пределы Римской империи. Желая усмирить варваров и наставить их на праведный путь, готский епископ Вульфила, проживавший в Мезии, в середине IV века создал азбуку для родного языка и перевёл на него Святое Писание. Семь лет епископ жил в Дакии среди готов, которым проповедовал Божьи заповеди и обращал в христианство. Будучи арианином, Вульфила и его последователи несли арианский символ веры.
Готы, гепиды, ругии, позднее Лангобарды, охотно принимали христианство. Вскоре арианство распространилось на Дакию, Паннонию, Норик и было принято многими германскими племенами.
Вчерашний варвар, принявший христианство, получал одобрительный титул "Соло" (Solûos), что означало "Славный, достигший совершенства". Суффикс "вени" указывал на принадлежность к сообществу ему подобных.
Поэтому, когда аварский каган Баян I и византийский император Маврикий говорили о славянах, они употребляли собирательное имя крещёных в арианство варваров.
Притеснения со стороны аваров, Византии и Франкского королевства вынуждали славян мигрировать на обжитые ранее северные земли, где они "прозвались именами своими от мест, на которых сели".
Комментарии