Допинг в законе: чем норвежские лыжники с астмой лучше российских легкоатлетов

Недавняя дисквалификация норвежского лыжника Мартина Йонсруда Сундбю вызвала массу вопросов. Особенно на фоне ситуации с российскими легкоатлетами. За применение допинга норвежец был дисквалифицирован всего два месяца. Никаких претензий к сборной Норвегии также не последовало. О мере вины и строгости закона в мировом спорте — в материале RT.

Допинг в законе: чем норвежские лыжники с астмой лучше российских легкоатлетов

Дело норвежского лыжника Мартина Сундбю, обладателя Большого хрустального глобуса по итогам общего зачёта Кубка мира — 2016, совершенно спутало антидопинговые карты. Казалось бы, чего проще: за применение допинга надо наказывать, и для всех и каждого наказание должно быть соразмерно преступлению. Однако Спортивный арбитражный суд решил иначе.

Преступление и наказание

Итак, Сундбю был уличён в превышении допустимого уровня сальбутамола — средства от астмы. Международная лыжная федерация не сочла это нарушением, однако WADA пошло в Спортивный арбитражный суд и добилось признания Сундбю виновным. Лыжника лишили нескольких наград, обязали вернуть призовые и дисквалифицировали на два месяца.

Возникает резонный вопрос: почему наказания для норвежца и наших легкоатлетов столь несоразмерны?

«Наблюдается некоторая избирательность в подходе к применению санкций к различным спортсменам из различных стран, — прокомментировал ситуацию в интервью RT спортивный юрист, руководитель Future-Sport Евгений Морозов. — К российским спортсменам применяли самые жёсткие санкции, которые возможны: отстранение на три-четыре года, отстранение от Олимпиады. К иным спортсменам за допинг применяются другие санкции и другие сроки. С чем это связано, остаётся только гадать».

Объяснить эту разницу с точки зрения права не представляется возможным.

«Санкция за допинг всегда должна быть примерно схожей, – продолжил Евгений Морозов. – Неважно, российский спортсмен, норвежский, американский. Есть шкала 2-3-4 года, она и должна применяться органами, которые принимают решение о дисквалификации. Шараповой дали 4 года за допинг. Чем лучше норвежский лыжник?»

Однако если внимательно приглядеться к вердикту суда, то выяснится, что норвежцу на самом деле досталось «по первое число». Представителя зимних видов спорта дисквалифицировали на два летних месяца – поистине, бесчеловечное наказание.

При этом дисквалификация Сундбю никак не отразилась на его «чистых» товарищах по сборной. Хотя норвежская сборная по лыжам не раз оказывалась в центре допинговых скандалов. 

Сборная по астме

Начнём с того, что члены сборной Норвегии по лыжам чуть ли не все поголовно астматики - факт в спортивных кругах общеизвестный. Чего стоят скандалы с Марит Бьорген, когда её соперница, польская лыжница Юстина Ковальчик, после окончания одной из гонок заявила, что её серебро равноценно золоту, «во всяком случае, в эпоху астматиков».

А позже и вовсе добавила: «Для астматиков вроде Бьорген надо проводить отдельные соревнования!».

И Бьорген в сборной не одинока, у неё немало именитых коллег-астматиков: Тор Арне Хетланд, Тура Бергер, Ронни Хафсос, Бьёрндален, Сулемдаль.

«Норвежская сборная по лыжам и астма это уже притча во языцех, ходит как анекдот в среде спортивных медиков, – сказал в интервью RT трансфузиолог, врач сборной РФ по лыжному двоеборью 2011-2013 годов Андрей Звонков. – Какая у всех норвежцев астма – это секрет Полишинеля».

Не скрывают этого факта и на родине викингов. По данным профессора Норвежской школы спортивных наук Кай-Хэкон Карлсена, 25% норвежских олимпийцев, выступавших в Пекине-2008 и Ванкувере-2010, больны астмой, самый высоких процент заболевания у лыжников – 50%.

 

Но астма ни в коем случае не преступление, а серьёзное заболевание. «Астма – повод для оформления инвалидности, третьей или второй группы», – сказал Андрей Звонков.

Но викингов астмой не напугать. Норвежские лыжники принялись активно лечиться – назло рекордам. «Они пошли к врачу, – сказал Андрей Звонков, – оформили себе заболевание бронхиальная астма, представили справку в WADA, и на полном серьёзе бегают, все хронические астматики, и пользуются соответствующим бронхолитиком. Видимо, Сундбю просто не оформил справку или она была у него просрочена».

Не придерёшься

Норвежцев в данном случае не в чем упрекнуть. Они действовали согласно букве закона. «Есть список запрещённых препаратов, список WADA, которые не имеют права принимать спортсмены, если им не предписано это по медицинским показателям», – сказал Андрей Звонков.

А норвежцам как раз предписано. Почти всем поголовно. Но это детали.

Так что же за препарат они принимают?

«Сальбутомол активно используется лыжниками для расширения бронхов и улучшения газообмена, но требует наличия такого заболевания, как хроническая абструктивная болезнь лёгких или бронхиальная астма, при которых необходимо регулярное применение бронхолитика», – рассказал RT Звонков.

Получается, что лыжник-астматик, принимающий сальбутомол или какой-то иной бронхолитик, на трассе дышит гораздо легче своих здоровых соперников.

Астма шагает по планете

Свои астматики есть в разных сборных и не только в зимних видах спорта. В сборной Швеции по лыжам это серебряная и золотой призёры Ванкувера Анна Хааг и Даниэль Рикардссон. Оба имеют разрешение на приём тех же препаратов, что и Бьорген.

Одним из первых известных астматиков был пловец сборной США Рик Демонт – обладатель Олимпийского «золота» Мюнхена 1972 года. Его коллега по плаванию (и по астме) – британка Ребекка Эдлингтон, также олимпийская чемпионка. И, наверное, самая известная пловчиха-астматик – американка Нэнси Хогсхед, завоевавшая на Олимпиаде-84 года три «золота» и «серебро». Также страдал астмой рекордсмен мира и олимпийский чемпион в марафоне Хайле Гебреселаси из Эфиопии.

Список можно продолжить. Но для спортивного арбитража и WADA все «астматики» чисты, в отличие от тех российских легкоатлетов, которые никогда не были уличены в применении допинга.