Есть ли клады рядом с домом? О том, что находят на территории города, рассказал профессиональный кладоискатель.
Сокровища, зарытые на территории Москвы, всегда будоражили воображение романтиков. А в «лихие 90-е» многие бросились на их поиски. Тогда-то в столице и возникло новое явление – кладоискательские конторы. Основатель одной из них, Владимир Порываев, профессионально занимается кладами более 20 лет. О том, что находили на территории округа, он рассказал «ЗБ».
Купеческое золото в Медведкове
Несколько лет назад в Медведкове неожиданный инцидент прервал работу по прокладке коммуникаций. Ковш экскаватора зачерпнул землю и начал переносить грунт в самосвал. Но едва он опрокинулся, вместе с землёй в кузов посыпались золотые монеты…
Сезонные рабочие тут же облепили машину. Прораб пытался остановить погрузку земли, но из-за шума экскаваторщик не слышал. Пока докричались, КАМАЗ уехал, усыпанный рабочими. Ни один из них после не вернулся на рабочее место.
— Эту историю я услышал от человека, который принес мне на оценку часть клада, — говорит Владимир Порываев. — Золотые портсигары и монеты – судя по всему, это был серьёзный клад. Выяснилось, что коммунальщики задели фундамент богатого купеческого дома.
Что лежит под ВДНХ
Чаще всего в СВАО клады находили в Останкине – на территории ВДНХ и его окрестностях. Бывший главный археолог Москвы Александр Векслер и его коллега Алла Мельникова в своей книге «Московские клады» объясняют: северо-восточное направление из старой столицы было одним из наиболее заселенных направлений. А значит – как без кладов?
В 60-70-х годах 20-го века возле ВДНХ строили экспериментальный квартал (в районе Проспекта мира, 184). При прокладке траншеи для газовых труб слесарь-монтажник обнаружил ларец, в котором было 311 золотых предметов. В разные годы возле ВДНХ рабочие выкопали 240 золотых колец, а школьники нашли 33 золотые монеты.
А год назад все городские СМИ облетела новость об очередной находке на ВДНХ. В июле строители, прокладывая электрокабель возле павильона «Верблюдоводство», нашли 3-килограммовый бумажный сверток с серебряными монетами-«белончиками».
Так назывались денежные знаки из серебра 1921-1924 годов выпуска достоинством 15, 20 и 50 копеек.
Клад в ножке кровати
— Примерно 95% находок – это монеты, — говорит Владимир Порываев. – Драгоценные камни и ювелирные изделия попадаются редко. Связано это с тем, что главным банком на Руси была кубышка. В смутные времена кубышку – сосуд с узким горлышком – зарывали в землю.
Хотя иногда «кубышки» бывают удивительной конструкции. Кому, как не кладоискателям о них знать!
— Однажды в наш офис обратилась женщина с просьбой найти бабушкин «клад». После смерти бабушки она решила продать ее квартиру, как вдруг сиделка рассказала, что старушка расплачивалась с ней за услуги царскими золотыми червонцами. Одна такая монета стоит 30 тысяч рублей. Откуда она их доставала? Сиделка была уверена, что из-за щеки. Но ведь это невозможно… Обыскав всю квартиру, женщина не смогла найти сбережений бабушки. А мы нашли их в ножке кровати, — рассказывает Владимир Порываев.

Без разрешения не копать!
В год Владимир и его коллеги находят примерно по 2-3 клада. По его словам, «средняя» стоимость хорошего московского клада тянет на 20 тысяч долларов.
Впрочем, теперь законопослушные кладоискатели действуют только по просьбе родственников, которые мечтают обналичить легенды о семейных кладах.
Из-за ужесточения российского законодательства за «дикий» поиск кладов сегодня можно серьезно поплатиться. Три года назад федеральный закон № 245-ФЗ внес серьезные поправки в ряд законов, касающихся культурных ценностей России. Внесены поправки и в уголовный кодекс. За незаконный поиск и изъятие археологических предметов из мест залегания без соответствующего разрешения сегодня можно схлопотать до 4 лет лишения свободы. А если поиск клада ведется с помощью технических средств – например, металлоискателя, — срок может вырасти до 6 лет. После многих лет государство, наконец, взяло сокровища веков под свой контроль. И очень хорошо.
Мария Гусева
Комментарии