Мир накрывает глобальный кризис. Но не Россию.
На модерации
Отложенный
Начиная с 2015 года я не раз писал о том, что Мир накрывает глобальный экономический кризис характерный для любой формы капиталистического хозяйствования – кризис перепроизводства. Перепроизводства товаров и денег.
Все просто: если внутренний рынок достаточно насыщен, а новых рынков сбыта товаров нет, тогда не нужны и деньги, чтобы производить то, что никому не нужно. Как следствие, начинают лететь в тартарары и банки. Одни из-за не возвращаемых им выданных ими же кредитов. Другие, сидящие на миллиардах не востребованных денег, посыпятся из-за того, что будут не в состоянии обслужить эти деньги, даже если взяли их у кого-то под нулевой процент, хотя бы из-за собственных текущих расходов.
Одно цепляется за другое, и водоворот мирового кризиса расширяется, поглощая не только все новые и новые компании, но и целые страны.
Это хорошо понимал Карл Маркс, в отличие от множества современных экономистов и аналитиков, горячо обсуждающих разного рода частные проблемы и направления выхода из кризиса.
Есть опосредованный, но верный признак начала мирового кризиса перепроизводства. Это глобальное падение транспортных услуг, что отражается в транспортном индексе Dow Jones. Так вот, за 2015 г. он упал почти на 21%, хотя тенденция к его падению проявилась еще в 2012 году.
Существуют горе-экономисты и такие же аналитики, которые утверждают, что никакого мирового кризиса нет и в помине, ссылаясь на рост Валового внутреннего продукта ведущих стран мира. Но они слишком примитивно понимают, что такое ВВП и его структуру. Знают ли они, что при расчете ВВП государства туда входят и заемные средства, им сделанные? Поэтому, если из годового роста ВВП страны вычесть годовой рост её госдолга, то окажется, что все страны Евросоюза, кроме Германии, покажут не рост, а сильное падение ВВП. Аналогично обстоят дела у США и Японии – имеет место падение ВВП.
Но даже без этих тонкостей – как именно вычислять ВВП страны, экономисты крупнейшего британского банка HSBC, еще в октябре 2015 года в своем анализе отметили, что объем глобальной торговли за первые шесть месяцев сократился на 8,4%, а мировой ВВП в пересчете на доллары – на 3,4% (1, 37 трлн. долларов). И согласно статистическим данным, мировая экономика в последний раз находилась в таком тяжелом положении в кризис 2008-9 годов.
На разрастание мирового кризиса указывает и анализ состояния дел на внутреннем рынке ведущих стран мира.
Например, обсуждая состояние дел внутреннего рынка США Wolf Richter в своей статье Wolfstreet.com от 16.05.2016 г. в частности писал, что объемы перевозки грузов упали до уровня 2010 года, а индекс затоваренности внутреннего рынка приблизился к его значению в период кризиса 2008-9 годов. И на внешнем рынке дела обстоят не лучше: за 6 месяцев 2016 г. внешнеторговый баланс США отрицательный – уже минус $41.1 млрд.
Так о каком росте экономик США и стран Европы (кроме Германии) можно говорить, если идет обвал внутреннего и внешнего рынков при критическом нарастании долгов? Чушь!
Надо сказать, что хотя Россию и зацепил водоворот мирового кризиса, но она находится далеко на его периферии. Из-за двух факторов. Во-первых, из-за не насыщенности внутреннего рынка. Речь идет не только о товарах потребления, но и о больших инфраструктурных проектах, как уже начатых, так и только предстоящих. Во-вторых, благодаря санкциям у России появились основания сильно девальвировать рубль, фиктивно привязав курс рублс - для обоснования в глазах народа, к стоимости барреля нефти, чего раньше никогда не наблюдалось. А теперь каждый может убедиться, что курс рубля с точностью 5% начиная с октября 2014 года описывается формулой: [курс] = 4455/[20 + (баррель Bent)].
Этим Россия оборвала свою зависимость от внешнего мира в критически важных областях экономики и подавила импорт почти на 40%. Поэтому, даже сильное падение цен на нефть и газ, на другие полезные ископаемые, включая и их полуфабрикаты, позволяет России сохранять положительный внешнеторговый баланс даже сейчас: за 6 месяцев 2016 года + $44.1 млрд. В этом причина постоянного роста её золотовалютных резервов – уже более $393 млрд., несмотря на большие выплаты по внешним долгам; в этом же причина постоянной подпитки её Резервного фонда и Фонда национального благосостояния при огромных их расходовании не только на покрытие дефицита по некоторым статьям бюджета, но и на развитие Крыма, и поддержку Донбасса.
В совокупности это и дает все основания считать, что даже обвал мировой экономической системы менее всего затронет именно Россию. Потому что у неё не только всё есть, но она уже и всё может.
Комментарии