Ю. Лазарев. Повесть временных лет. Часть 1.18
Продолжаю публиковать главы из книги Ю. Лазарева о "Повести временных лет"

В год 6421 (913) . По смерти Олега стал княжить Игорь. В это же время стал царствовать Константин, сын Леона. И затворились от Игоря древляне по смерти Олега.
В год 6422(914). Пошел Игорь на древлян и , победив их , возложил на них дань больше Олеговой. В тот же год пришел Симеон Болгарский на Царьград и, заключив мир, вернулся домой.

В год 6423 (915). Пришли впервые печенеги на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю. В те же времена пришел Симеон , попленяя Фракию; греки же послали за печенегами. Когда же печенеги пришли и собрались уже выступать на Симеона, греческие войска рассорились. Печенеги, увидев, что они между собою ссорятся, ушли восвояси, а болгары сразились с греками, и иссечены были греки. Симеон же захватил Адрианополь, который первоначально назывался городом Ореста — сына Агамемнона: ибо Орест когда - то купался в тех реках и избавился тут от своей болезни — оттого и назвал город своим именем. Впоследствии же его обновил цезарь Адриан и назвал в свое имя Адрианом, мы же зовем его Адрианом - градом.
В год 6424 (916). В год 6425(917). В год 6426(918). В год 6427 (919).
В год 6428 (920). У греков поставлен царь Роман. Игорь же воевал против печенегов.
В год 6429 (921). В год 6430 (922). В год 6431 ( 923). В год 6432 (924). Вгод 6433 (925). В год 6434 (926). В год 6435 (927). В год 6434 (928).
В год 6437(929). Пришел Симеон на Царьград и попленил Фракию и Македонию, и подошел к Царьграду в великой силе и с гордостью, и сотворил мир с Романом — царем, и возвратился восвояси.
В год 6438(930). В год 6439(931). В год 6440 ( 932). В год 6441 (033).
В год 6442 (934). впервые пришли на Царьград угры и попленили всю Фракию. Роман заключил мир с уграми.
В год 6443 (935). В год 6444 (936). В год 6445 (937). В год 6446 (938). В год 6447 (939). В год 6448 (940).

" Во второй половине X века восточная часть Европы наводняется полчищами печенегов, прорвавшихся с востока под давлением новой тюркской волны — узов. Известие это сообщает Константин Багрянородный, его подтверждают и некоторые арабы. Перейдя Волгу и Дон, печенеги вытеснили оттуда мадьяр".
Н. А. Баскаков
" В 894 г. в ответ на запрет льготной торговли болгарским купцам в Константинополе, Симеон (болгарский царь, года правления - 893 - 927 — Л. Ю.) начал первую войну с Византией... В 897 г. он разбил византийцев под Булгарофилом во Фракии, расширял границы царства и в юго-западном направлении. В 904 г. он пытался занять разграбленную арабами Фессалонику. Убедившись в высокой боеспособности своих войск и в поддержке высшей знати, и, пользуясь нестабильностью власти в Константинополе, Симеон начал в 913 г. вторую войну с империей, которую вел до самой смерти..."
Г. Г. Литаврин
Прекрасно зная имперскую доктрину, болгарский царь Симеон решил использовать эту доктрину в своих целях. Он задумал силой оружия заставить византийцев утвердить самого себя новым византийским императором, положить начало новой, болгарской императорской династии в Византии, создать болгаро-греческую христианскую державу со столицей в Константинополе. Юридически это выглядело бы как возврат в состав империи её прежних владений со сменой династии. Неправда ли, весьма оригинальный план: бывшие подданные с оружием в руках возвращают себя метрополии!?
И на выполнение этого дерзкого плана у Симеона хватало сил! Болгария была на подъёме. В 918 году болгары вторглись в Элладу. В 924 году к Болгарии присоединена Сербия. Но в Хорватии Симеону неожиданно изменила удача. Его войско потерпело здесь поражение, а сам он внезапно умер. Византии вообще везло на «внезапные» смерти самых опасных своих врагов.
"Утвердившиеся в Паннонии венгры с 934 года, когда они впервые достигли стен Константинополя, продолжали набеги с перерывами почти до конца 60-х годов. Византия требовала от Болгарии не пускать их к границам империи, но не оказывала помощи. В 965 г. Петр (царь Болгарии 927 — 970 гг. — Л. Ю. ) заключил с венграми мир . Он обязался не мешать их проходу к землям империи, а они — не разорять территорию Болгарии. Сходной была позиция Болгарии во время походов киевского князя Игоря на Константинополь в 941 и 943 годах".
Г. Г. Литаврин
В эти годы на территориях между Русью и Византией происходили бурные события. Балканы и Причерноморье привлекали многие народы и племена, поэтому баланс сил и интересов постоянно нарушался.
Пришедшие в Северное Причерноморье печенеги (союз племен тюркского происхождения) стали новой постоянной угрозой у южных границ Руси. Нельзя забывать и о хазарах. В течение пяти лет (915—920 годы), согласно летописи, печенеги дважды нападали на Русь, что может означать продолжение хазарами попыток вернуть под свою зависимость, либо ослабить Русь. Ответные действия Руси против Хазарии не были удачными, о чем летопись вновь промолчала.
"В 939 г. вождь русов Игорь взял хазарский город Самкерц, расположенный на Таманском полуострове. Хазарский полководец Песах освободил Самкерц, отбросил русов на север, в 940 году вторгся через Керченский пролив в Крым, взял три греческих города, но остановился у Херсонеса, которого не смог захватить. Истребляя христианское население, Песах прошел по южному побережью Крыма, через Перекоп вышел в русские земли, добрался до Киева и обложил древнерусское княжество данью".
А. Р Андреев
В летописи нет упоминаний русско-хазарских столкновений 939 — 940 гг., однако, они, возможно, проливают свет на причины дальнейших событий. С начала X века византийско—хазарские отношения ухудшались. Удар Игоря по Самкерцу мог быть и выполнением союзнического долга перед Византией в соответствии с договором 912 г. Именно этим, видимо, и объясняется ответный удар Хазарии не только по Руси, но и по византийским владениям. Русь вновь на какое-то время становится данником хазар и вынуждена выполнять их волю в отношениях с Византией.
В год 6449 (941). Пошел Игорь походом на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: десять тысяч кораблей.

"Двукратный нажим на Византию в 941 и 943 годах, возможно, был вызван какими - то препятствиями, которые чинили греки русской торговле, несмотря на договор 911 года, заключенный с отцом Романа и Константина. (Роман I Лакопин (920-944 г.), Константин VII Багрянородный (913-959г.) правления — императоры Византии — Л. Ю.) .
Во время ... морского похода 941 года Игорь возглавлял эскадру в 10 тысяч кораблей. Цифра, вероятно, преувеличена, но русский флот все же повоевал тогда все юго-западное побережье Черного моря".
Б. А. Рыбаков
" Скедия" — по-гречески "наскоро построенная лодка, плот"; у Амартола этот термин применен, возможно , для уничижительной характеристики русского флота".
О.В. Творогов
"Маленькие челноки, вмещавшие всего лишь по три человека, в то время действительно бытовали, как мы знаем по "Записке греческого топарха"... Но здесь речь идет совершенно о другом: ...суда оснащались уключинами и веслами, тогда как челноки управлялись одним кормовым веслом и никогда не имели уключин и распашных весел.
Характер моноксилов выясняется при описании прохождения их через днепровские пороги (Б.А. Рыбаков ссылается на Константина Багрянородного, поместившего описание русских судов в своей книге "О русах, приезжающих из Руси на моноксилах в Константинополь” — Л.Ю.): люди выходят из судов, оставляя там груз, и проталкивают суда через порожистую часть,...
при этом одни толкают шестами нос лодки, а другие середину, третьи — "корму”... Одну лодку толкает целая толпа людей; в ладье не только груз, но и "закованные в цепи рабы”. Ясно, что перед нами не челноки — долбленки, а суда, поднимавшие по 20 — 40 человек (как мы знаем по другим источникам)... Мачты и реи окончательно убеждают в том, что речь идет не о челноках, а о кораблях, ладьях”.
Б.А. Рыбаков
И пришли и поплыли, и стали воевать страну Вифинскую, и попленили землю по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидмйскую попленили, и Суд весь пожгли. А кого захватили — одних распинали, в других же, расстанавливая их как мишени, стреляли, хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в макушки голов. Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли с обеих сторон Суда захватили немало богатств.
" Нападению Руси подвергалось северное побережье Малой Азии — провинции Вифиния и Пафлагония. Ираклий — город Ираклия Понтийская; Никомидия — город на восточном берегу Мраморного моря (ныне Измит)."
О. В. Творогов

" Константинополь взять не смогли, зато "русь" бесчинствовала по окрестностям. Здесь разгромили и сожгли все... Словом, бандиты, насильники, беспричинно зверствовавшие над мирными жителями. И эта бессмысленная жестокость вызывает недоумение. У нас нет причин не верить Летописцу, надо полагать, он имел основания для того, чтобы перенести в "Повесть" сведения греческих хроник. Нам нужно понять свидетельства древних документов. Напомним: мы не знаем ничего подобного на Руси. Убивали, случалось жестоко... Но вот особого издевательства над жертвами не водилось. Откуда же эта жестокость в войске, осадившем Царьград?
На этот раз в войске Игоря было много христиан. Скорее всего, это христиане - варяги и подвергали христиан - греков страданиям святых подвижников. Впрочем, мы не настаиваем на сказанном. Только одно: Русь такого не знала. Никогда".
Г. Прошин
Мораль, как известно, понятие историческое, и во времена глубокой древности она сильно отличалась от сегодняшней, в частности – ценой человеческой жизни, в том числе и своей собственной. У многих народов убийство даже не считалось самым тяжким преступлением и не каралось смертью. Древний человек с детства был свидетелем и участником умершвления мясных животных, охоты на диких животных, поэтому сама «техника» убийства у большинства людей вызывала не больший психологический шок, чем сегодня у любителей боевиков кровавые голливудские поделки. Отличалось от современного и отношение к смерти. Язычники-славяне верили в многократность своей и чужой телесной жизни. Но никакая вера не освобождает от страха смерти.
Понятия «мораль» и «война» сложно поставить рядом, но всё же своеобразная мораль войны существовала всегда, и её истории можно было бы посвятить отдельную книгу. Нас же, как исследователей данного летописного эпизода, попавшего на страницы летописи из византийской хроники, интересует, действительно ли наши предки совершали эти изуверские убийства?
Какое моральное наследство могли получить славяне от своих древних соседей или возможных предков? Вот что пишет о нравах кельтов знаток их истории М. Щукин: "Кельты были "охотниками за головами", и культ мертвых голов..., был у них широко распространен. Не исключено, что в некоторых местах происходили и ритуальные убийства, и ритуальное людоедство." Признаком доблести у сарматов было украшение узды своего коня скальпами убитых врагов. Эпос многих народов от "Шахнаме" до скандинавских саг полон описаний "воинских подвигов" их героев, которые сегодня, иначе как военными преступлениями не назвали бы.
Не является исключением и Библия, которую некоторые культурологи называют книгой, «подарившей человечеству мораль»:
«10. Когда подойдёшь к городу, чтобы завоеать его, предложи ему мир;
11. Если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдётся в нём, будет платить тебе дань и служить тебе;
12. Если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его,
13. И когда Господь, Бог твой, предаст его в руки твои, порази в нём весь мужской пол острием меча;
14. Только жён, и детей, и скот, и всё, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь, Бог твой;…
16. А в городах сих народов, которых Господь, Бог твой, даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души,»…(Пятая книга Моисеева. Второзаконие, глава 20).
И далее следует перечень народов - заклятых врагов древних ереев, подлежавших полному уничтожению.
А вот строки из былины "Волх Всеславич", которая на заре Руси была уже древней, а, возможно, восходит и к арийским временам:
" Гой еси вы, дружина хоробрая! Оставьте только вы по выбору
Ходите по царству Индейскому, Не много, не мало — семь тысячей
Рубите старого, малого, Душечки красны девицы.”
Не оставьте в царстве на семена;
Вот так воевали наши древние предки. Но даже в этих жутких строках нет и намёка на глумление над своими жертвами.
В VI — VII веках славяне заселяли балканский полуостров, отвоевывая свои новые земли у Византии, и византийские источники оставили свидетельства о действиях славян по отношению к местному населению в тот период.
Вначале совершались только набеги, в ходе которых славяне, согласно византийским источникам, опустошали целые области. Под словом "опустошали”, быстрее всего, подразумевался грабеж и, возможно, лишь частичное истребление местного населения, поскольку после набегов продолжали существовать многолюдные населенные пункты и даже строились новые крепости. Когда же славяне стали навсегда селиться в новых землях, то местное население крайне редко уничтожалось или изгонялось, лишь в некоторых сельских областях. В большинстве же случаев славяне селились среди местных жителей, заставляя их платить дань, хотя невозможно представить, чтобы никто из византийцев не пострадал. Отток населения из захваченных районов был массовым. Сообщений о каких-то зверствах со стороны славян нет.
А сами византийцы? В VI—VII веках византийские войска имели предписание уничтожать поголовно всех, захваченных в занятых ими славянских сёлах. Такой способ умершвления человека, как распятие, не знаком славянам. Это как раз римское изобретение.
Ясно, что в X веке особой гуманности к населению захваченных провинций наши предки-славяне, к тому же разбавленные варягами, не проявляли, что соответствовало тогдашним воинским традициям. Другое дело — изощренные казни, описываемые летописью.
Напрашивается предположение: византийский хронист на основе своей литературной традиции домыслил подробности русского нашествия, чтобы подчеркнуть "варварство” врагов.
Комментарии