Кто же говорит правду о жизни в СССР?

Уже двадцать лет прошло , как распался Советский союз, но до сих пор не прекращаются споры о том, как жилось в то время. Сторонники демократического пути не перестают  утверждать о том, что жилось отвратительно – жилье приходилось ждать всю жизнь, продуктов, одежды и бытовой техники в магазинах не было, люди на рабочих местах только протирали штаны и получали нищенскую зарплату.

                  Их опровергают сторонники социалистического строя, утверждающие, что в СССР жить было хорошо – квартиру можно было получить за год-два, в магазинах было полно продуктов, товаров и бытовой техники, у людей была интересная работа и хорошие заработки, и то что сейчас называется «полный соц.пакет».

                   Самое удивительное в том, что правы обе стороны. Я сам всю жизнь прожил вУзбекистане, в городе, являвшемся центром освоения Каршинской степи. В 70х годах неоднократно выезжал на учебу и в командировки в другие города страны, в том числе и в Российскую Федерацию, и в Республики. И все равно, когда в 2003 году приехал в Россию на постоянное место жительства и стал разговаривать про жизнь в советское время, был поражен утверждениями многих о плохой жизни в СССР. Причем говорили это люди, искренне сожалевшие о распаде страны.

                   Так в чем же причина таких разногласий? А все дело в том, что люди жили и работали в разных местах СССР.  Те, кто жил в центре страны  - в городах вокруг Москвы, в Татарстане, Башкирии и других республик Европейской части страны, говорят об длинных очередях на жилье, отсутствие продуктов и товаров и маленькой зарплате.

В основном это сотрудники различных учреждений и организаций бюджетной сферы –НИИ, детских садов, школ, различных госучреждений, преподаватели ВУЗов.

И это действительно было так. Центр страны – зона Нечерноземья после войны по милости Никиты Хрущева осталась практически без развития, все деньги были направлены на проекты по освоению целинных земель Алтая, Среднй Азии и Казахстана, а также создания промышленных районов в Сибири и на Севере.

Поэтому сельское хозяйство здесь практически осталось без финансирования, новые промышленные предприятия не строились – именно здесь центр того, что потом стали называть «застоем».

                     Поэтому уровень жизни, особенно в маленьких городах и сельской местности, здесь был намного ниже, чем в крупных городах и на окраинах СССР. Жилье здесь строилось в основном промышленными предприятиями за счет своих средств, для своих работников, а для обеспечения жильем работников бюджетной сферы предприятия должны были отдавать 10 процентов построенных квартир городу. Но этого было мало как предприятиям, так и городам, в связи с чем здесь были огромные очереди на получение квартир, особенно в бюджетных организациях – тех самых НИИ, школах, городских больницах и т.д.. Если работники предприятий здесь могли получить жилье за 3-5 лет, то бюджетники в исполкомовской очереди могли ждать десятилетиями.

                    Обстановка со снабжением здесь была примерно аналогичная. Все продукты питания эти регионы должны были иметь свои, плюс часть произведенной продукции отдавать в Союзный фонд. Поэтому здесь и был дефицит многих продуктов питания и товаров народного потребления.

                    По другому складывалось положение в развивающихся районах СССР – в Сибири, на Севере, в Средней Азии и Казахстане, а так же районах строительства новых предприятий и городов в центре страны. Сюда были брошены огромные денежные имматериальные средства. Жилье строилось ускоренными темпами, его строительство было заложено в смету строительства обьектов, которые так и назывались – градообразующие, и финансировалось, наравне с самим обьектом, из центра. При этом на обьектах создавались снабженческо-торговые организации  -УРСы и ОРСы, которые, наряду с местным снабжением, получали товары и продукты из по союзному плану.

Так же из союзных фондов поставлялись продукты и товары в магазины городской торговли в этих городах и поселках.

              Поступающие на работу в такие организации работники иногда получали квартиру через месяц-другой после поступления на работу, обычно время ожидания было 1-1,5 года.

В магазинах здесь все тоже было в полном порядке – были все необходимые продукты, товары народного потребления и бытовая техника. А так как темпы строительства жилья в таких местностях были очень высоки, отдаваемых для бюджетников 10 процентов жилья вполне было достаточно, плюс города под развитие

инфраструктуры получали деньги из союзного бюджета, на которые могли строить жилье сами, так что хватало жилья и очередникам из «исполкомовской» очереди.

              Таким образом, в принципе любой желающий житель в СССР, если он обладал какой либо специальностью, умел и желал работать, был мобилен – мог поехать по своему выбору в один из городов развивающихся районов – на Север –в осваиваемые нефтеносные районы, или на Юг – в Среднюю Азию и Казахстан, или в такие города центра, как Набережные Челны, например, где строились новые обьекты, была работа, была огромная потребность в рабочих руках и за выполненную работу платились большие зарплаты – со всеми надбавками заработок на некоторых предприятиях и стройках мог достигать 1000 и больше рублей в месяц. Здесь он быстро получил бы жилье и имел бы необходимые для жизни условия.

             Так что жители СССР имели возможность выбора – жить в центральных районах страны, относительно благоустроенных, работать на одном месте, в одном городе всю жизнь, при этом не сильно утруждая себя работой и получая не очень большую зарплату, и при этом годами ждать жилья, бегать по магазинам в поисках колбасы и других «дефицитных» продуктов и товаров, или поехать на периферию, на одно из развивающихся предприятий или строек и быстро получить там жилье, иметь интересную, но подчас трудную работу, большой заработок и не заморачивать себе голову поисками различных дефицитов. Кончно, в таком случае пришлось бы приложить некоторые усилия для переезда на новое место жительства, поменять стиль и согласится  на довольно напряженный режим жизни. Но этот выбор каждый делал сам.

            Должен сразу сказать, что  такая дифференциация стала проявляться в 70х годах, и это связано с тем, что в 60х годах с окраин был сильный отток молодежи именно в центр, в поисках интересной работы и более высокого уровня жизни – в то время там он был выше. Но уже в конце 60х – начале  70х в СССР начался курс на развитие промышленности на окраинах страны- здесь было больше неосвоенных земель и трудовых ресурсов в виде местного населения (это такой же процесс, как сейчас перенос западными компаниями производства в Китай). Но квалифицированных кадров на окраинах не было, и чтобы их привлечь, государство начало усиленное развитие окраин и вложение в них средств(то, что сейчас называется инвестициями), в ущерб центральным регионам. Это вызвало огромный приток туда квалифицированных специалистов и рабочих , и все они обеспечивались необходимыми социальными условиями для проживания. Для оценки масштабов этого приведу один  пример – в 1964 году, в начале строительства обьектов нефтедобычи, газопереработки и освоения Каршинской степи в городе Карши – центре области – проживало около 30 тыс. населения, в 1990 году эта цифра выросла до 240-250 тыс.

То есть, рост населения составил 210-220 тыс. человек! И все эти люди были обеспечены жильем, в городе и районах области до 1985 года не было дефицита в цветных телевизорах, холодильниках и другой бытовой техники советского производства, не было недостатка в продуктах питания и т.д. Город не являлся  ЗАТО, в нем были разрешены прописка и проживание любого человека.

           Кроме того, в связи с тем, что на периферию ехала самая деятельная часть населения страны, и в органы местной власти здесь попадали также деятельные, энергичные люди. Под их руководство создавались различные предприятия местного значения по производству продуктов питания , которые, так как были созданы не за счет союзного бюджета, не были обязаны отдавать свою продукцию в союзный фонд и поставляли ее на местный рынок, который в связи с этим был более привлекателен.

         Справедливости ради следует сказать, что в начале 80х годов, еще до смерти Брежнева в СССР, для устранения подобных перекосов была принята так называемая  «Программа  развития Нечерноземья», которая по приходе к власти Горбачева была быстро свернута .