Кончина Аббаса Киаростами

На модерации Отложенный

Вчера, в возрасте 76 лет, в Париже скончался знаменитый иранский режиссёр, сценарист и фотограф Аббас Киаростами. Для многих иностранцев само понятие «иранское кино» неразрывно связано с этим именем. Его фильмы отличались особым философским подтекстом и чем-то напоминали произведения Кшиштофа Кесьлёвского и Андрея Тарковского. Один из известных приёмов Киаростами: приглашение на съёмки детей, а также непрофессиональных актёров. Нередко он снимал свои картины на фоне сельских пейзажей и предпочитал статичные ракурсы (порой основное действие происходило просто в салоне автомобиля).

Аббас Киаростами был представителем «новой волны» (моудже-ноу) иранского кино. Данное движение возникло в Иране в 1960-х гг., и его пионерами были Дарьюш Мехрджуи, Масуд Кимиаи и Насер Тагваи. Если раньше кино в Иране считалось просто средством развлечения, то эти режиссёры положили начало совершенно иным тенденциям. «Новая волна» была тесно связана с литературой тех лет, с современной поэзией и поэтическим наследием Ирана, и касалась глубоких философских, социальных и политических вопросов.

Аббас Киаростами родился в 1940 г. В университете он изучал искусство живописи и в дальнейшем стал художником, иллюстратором и графическим дизайнером (готовил титры к фильмам, рисовал обложки журналов – это немного напоминает, как Владимир Маяковский иллюстрировал советские рекламные плакаты).

В юности ему даже пришлось поработать дорожным полицейским, чтобы хватало на хлеб. Киаростами снял более 150 рекламных роликов и проиллюстрировал множество детских книг.

Свой первый фильм («Хлеб и переулок») Киаростами снял в тридцать лет. Из 40 созданных им художественных и документальных фильмов самыми знаменитыми стали: «Где дом друга?», «Крупный план», «Вкус вишни», «Нас унесёт ветер», "Десять", а также недавние «Ширин» и «Копия верна».

В 1979 году произошла Исламская революция, за ней – Ирано-иракская война. По очевидным причинам тогда кинематографом в Иране никто толком заниматься не мог. Но наступило время восстановления страны, и именно Киаростами привлёк мировое внимание к иранскому кино и продемонстрировал его потенциал. Это, в свою очередь, позволило кинематографу Ирана продолжить своё развитие и, в конечном итоге, добиться всемирного признания. Наши награды на престижных мировых конкурсах – во многом заслуга Аббаса Киаростами.


Автор фото: Аббас Киаростами

Автор фото: Аббас Киаростами