Разговор с русским эмигрантом
РАЗГОВОРЪ РУССКАГО ЭМИГРАНТА СЪ ОДНИМЪ ИЗЪ ВОЖДЕЙ НѢМЕЦКОЙ НАЦІОНАЛ-СОЦIАЛИСТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ПАРТІИ, СОСТОЯВШІЙСЯ ВЪ 1933 ГОДУ.
Ниже приводится безъ купюръ статья, впервые опубликованная въ одномъ изъ самыхъ авторитетныхъ изданій русской эмиграціи - газетѣ «Часовой» въ № 110-111 (октябрь 1933 года).
фрагмент
Он- Предшествовавшіе годы укрѣпили связи Германіи съ Россіей, у насъ былъ относительно одинаковый политическій строй, одинаковыя традиціи. Но у васъ было пренебреженіе своими пространствами, своимъ богатствомъ, мы же задыхались въ своихъ королевствахъ и герцогствахъ. При добромъ желаніи экономическая связь съ Германіей принесла бы еще большій расцвѣтъ обѣимъ странамъ, мало того, мы были бы непобѣдимы. Наступила война, такая естественная на западномъ фронтѣ и такая ненужная и, простите, нелѣпая – на восточномъ. У васъ очень скоро подъемъ прошелъ, но вашъ Царь-Рыцарь считалъ нужнымъ держаться до конца. Съ этихъ поръ у русской интеллигенціи и офицерства эта традиція «вѣрности союзникамъ» вошла въ плоть и кровь. Нельзя этимъ не восхищаться, но… я уже сказалъ вамъ о характерѣ нашего вѣка. Если бы въ моментъ подписанія Брестъ-Литовскаго мира съ одинаково презираемой нами обоими бандой прохвостовъ и людей изъ вчерашняго гетто къ намъ явились бы настоящіе русскіе люди, сознавшіе въ тотъ моментъ всю катастрофу, которая угрожала вашей странѣ, я увѣренъ, что Гофманъ съ удовольствіемъ отдалъ бы приказъ повѣсить Троцкаго, Иоффе и всю прибывшую съ ними шантрапу. Что же было дѣлать въ тотъ моментъ нѣмцамъ – вѣдь и у насъ наша Имперія была на краю гибели.
\Канцлер\ фонъ Папенъ пытался создать въ Европѣ настроеніе въ пользу «Крестоваго похода противъ большевиковъ». Увѣряю васъ, что въ тотъ моментъ о раздѣлѣ Россіи никто и не думалъ. Когда-нибудь будетъ опубликована зеленая, или тамъ бѣлая, книга, изъ которой всѣ узнаютъ, что фонъ-Папеномъ были учтены всѣ детали. Европа на это не пошла, думаю, что сейчасъ многіе въ этомъ раскаиваются.
Я: – Отнюдь, нѣтъ. Но признаніе за этой мѣстной властью такого же права русскаго правительства, какъ оно было бы въ Москвѣ, сильно бы помогло паденію большевиковъ вообще.
ОНЪ: – Это легко сказать, но труднѣе сдѣлать. Легко было бы сдѣлать, если бы у европейскихъ государствъ была бы единая политика въ этомъ вопросѣ. А результатъ миссіи фонъ-Папена вамъ уже извѣстенъ. Ну, а теперь позвольте вамъ задать вопросъ: какъ же эмиграція отнеслась бы къ факту образованія мѣстной власти? Есть ли у эмиграціи опредѣленная точка зрѣнія?…
Я: – Нѣтъ, къ сожалѣнію, нѣтъ!
ОНЪ: – Вотъ видите, даже вы – сыны своей Родины – ея не имѣете, какъ же вы хотите требовать какой то солидарности отъ державъ, и безъ того по горло занятыхъ своими дѣлами. Нѣтъ ничего удивительнаго, что и Японія, и Польша, и, безъ лжи, Германія, имѣютъ на этотъ предметъ свои особые взгляды.
Однако, нѣмцы превосходно сознаютъ, что дробить Россію навсегда – вещь нелѣпая и противоестественная. Изъ этого выйдетъ только конфузъ.
Въ Россіи Германія хотѣла бы видѣть друга, забывшаго нашу вражду и понявшаго, что не только одна Германія укрѣпляла большевизмъ. Повторяю, всякій ребенокъ понимаетъ, что до сего времени нѣмцы были вынуждены силою обстоятельствъ поддерживать совѣтское правительство – другого выхода, чтобы не быть окончательно раздавленными, у нѣмцевъ не было. Что же касается до экономическаго соглашенія между обѣими сторонами, то, по нашему убѣжденію, для возстанавления Россіи потребуется большая иностранная иниціатива. Эту иниціативу нѣмцы хотѣли бы взять въ свои руки, однако, никоимъ образомъ не стѣсняя суверенныхъ правъ русскаго правительства и не мѣшая, а, наоборотъ, способствуя хозяйственному расцвѣту вашихъ національныхъ предпріятій.
Еще разъ повторяю, если бы западная Европа поняла необходимость борьбы съ коммунизмомъ до конца и не помѣшала бы нашимъ возможностямъ, ручаясь, что коммунизмъ былъ бы раздавленъ въ самый короткій срокъ. И, конечно, нашъ походъ былъ бы не противъ русскаго народа и русскихъ интересовъ, но противъ коммунизма и его вождей.
На этомъ и закончился нашъ разговоръ.
К.В.Т.
ОТЪ РЕДАКЦІИ: Редакціи извѣстно лицо, съ которымъ бесѣдовалъ нашъ исключительно освѣдомленный и авторитетный сотрудникъ. Это лицо дѣйствительно занимаетъ одно изъ наиболѣе видныхъ мѣстъ въ націоналъ-соціалистическомъ движеніи. Читатели будутъ сами судить объ интересѣ этого разговора. Мы пока воздержимся отъ всякихъ комментаріевъ, хотя и вынуждены протестовать противъ желанія, присущаго многимъ нѣмецкимъ дѣятелямъ, взвалить на Россію отвѣтственность за войну. Что же касается поддержки Германіей большевиковъ, то она въ свое время укрѣпила совѣтскую власть.
Это, конечно, не умаляетъ заслуги нынѣшней Германіи, сдѣлавшей рѣшительные шаги по искорененію коммунистической заразы у себя дома. Было бы совершенно естественно, если бы Германія не остановилась бы на полпути… Однако, въ русскомъ вопросѣ – у насъ нѣтъ никакой увѣренности въ томъ, что нѣмцы будутъ дѣйствовать такъ, какъ это выше высказываетъ собесѣдникъ нашего корреспондента. Еще недавно мы читали совершенно противоположныя заявленія нѣкоторыхъ руководителей правящей въ Германіи партіи. Для насъ ясно, что до сихъ поръ въ ней нѣтъ единодушія по русскому вопросу. Ознакомившись съ интересомъ съ новой точкой зрѣнія одной части германской политической мысли, мы будемъ ждать ея официального выявленія, которое, по обстановкѣ текущаго момента, неминуемо должно приблизиться.
Источникъ: «Часовой», №110-111, октябрь 1933, стр. 10-13.
----
С сайта Честь и Верность
Комментарии