Память о мертвых
На модерации
Отложенный
Память о мертвых: двойные стандарты и война с призраками
Не так давно в Венгрии имели место памятные мероприятия, посвященные венгерским солдатам, погибшим на фронтах Второй мировой. В этом феврале испанский консул в России возложил цветы в память о своих погибших соотечественниках, соратниках своего отца из испанской Голубой дивизии. Возложение было не у могил, разумеется (какие могилы?), а просто в поле , в местах самых ожесточенных боев под Ленинградом.
Подобные события окрашены негативно в официальной прессе - причем, к сожалению, не только в русскоязычной. Пиара им, разумеется, не делают, подобные сообщения можно найти только случайно. И даже те заметки, которые попадаются в сети, сопровождаются осуждающими рассуждениями: как можно поминать "фашистов", возмущаются журналисты. Вторят им, к сожалению, не в меру ретивые советские обыватели на патриотических форумах. Не на той стороне воевали погибшие, короче говоря.
Разумеется, авторам подбных заметок даже не приходит в голову мысль - почему же у погибших во время Второй мировой испанских или венгерских солдат не оказалось ни одной могилы? ни одного памятника или креста? Но даже цветы в открытом поле -- как в Красном Бору под Петербургом -- провоцируют многих на укоризненный тон. Но при этом в прессе очень любят писать о том, как в Германии или той же Венгрии ухаживают за могилами советских солдат. На этих кладбищах мемориальным торжествам никто не препятствует и никто ими не возмущается... Возникло, напротив, нелепое положение, когда власти ФРГ с удовольствием посещают мемориалы своих противников и игнорируют собственные кладбища. Но это уже политический перегиб сегодняшнего дня. Мы говорим о национальной традиции, о простых гражданах, а не о чиновниках.
Национальная традиция и немцев, и других европейцев, и в том числе русских (именно русских, а не советских атеистов) четко диктует - смерть уважают, с мертвыми не воюют. Так, в Первую мировую, которая закончилась всего за 20 лет до Второй, немецких и русских солдат хоронили по обе стороны фронта с простой присказкой - "их примирила смерть". А вот большевики без остатка снесли могилы всех - и немецких и русских солдат этой чужой для них войны. Немного отступлю от темы ради одного замечательнейшего эпизода, который наглядно показывает отличие русского человека от советского. В "Брошюре для солдатского ранца от главного командования вермахта" за авторством Бруно Брема описана такая сцена в военном госпитале: одному русскому очень понравилась каска раненого пленного немца, он принялся упрашивать его продать ему эту каску за неплохие деньги. Но пленный немец со своей каской расставаться не пожелал, продажа не состоялась.
Можно ли представить подобную сцену в период войны с СССР? - разумеется, нет, хотя бы по той причине, что никаких немецких солдат со своими касками в советских гспиталях быть просто не могло.
Вернемся опять из мира живых в мир тех, кто уже никогда ни с кем не будет воевать - в мир солдатских могил. Может, немцы в нынешней Германии ухаживают за могилами красноармейцев по принуждению? Могут ли победители-освободители такое предположить? Трудно сказать, что они думают в душе, вопрос о душе журналистов слишком темная тема - но официальная позиция проста: немцы и венгры благодарны Красной Армии за освобождение. Хотя, каким было это "освобождение" - уж сегодня-то знают очень многие...
Разумеется, ни о какой "благодарности" речи нет. К тому же, и это тоже ни для кого не секрет - в вермахте даже во время войны хоронили советских офицеров и солдат - и даже иногда с почестями. Например, вот так описана гибель в 41 году генерал-лейтенанта Л.Г.Петровского в его официальной биографии:
У деревни Скепня завязалась ожесточенная схватка. Петровский был смертельно ранен. Семь километров несли солдаты бездыханное тело любимого генерала. Похоронили его, когда корпус вышел из окружения. Нашим частям пришлось отойти и из этого района. Когда немцы оккупировали село Руденка, они поставили на могиле советского генерала крест с надписью: «Генерал-лейтенант Петровский, командир черного корпуса». И этот пример далеко не исключение.
Парадоксальным образом советские патриоты очень любят подчеркивать подобные эпизоды - им чрезвычайно льстит, что противник воздает должное смелому солдату. "Крепко, видно, досталось врагам от Петровского, если они оказали ему такую почесть!" - такой не очень логичный вывод делают авторы в рассказе о генерале.
Еще цитата из рассказа о Николае Сироткине, посмертно награжденном орденом Отечественной войны: =17 июля 1941 года, Сокольничи, близ Кричева, немцы вечером хоронили русского неизвестного солдата. Да, этого советского воина хоронил противник. С почестями. Гораздо позже выяснилось, что это был командир орудия 137-й стрелковой дивизии 13-й армии старший сержант Николай Сиротинин. Сегодня в селе Сокольничи могилы, в которой немцы похоронили Колю, нет. Через три года после войны останки Коли перенесли в братскую могилу, поле распахали и засеяли, пушку сдали в утильсырье.=
А вот как обстоит дело с элементарной порядочностью по отношению к мертвым со стороны этих самых советских героев-победителей - об этом рассуждать почему-то совсем не торопятся. Кладбища немецких солдат только недавно появились в России - и сопровождалось их появление немалыми трудностями и бесконечными возмущениями "ветеранов". Беру слово в кавычки: торжественно-показательные "ветераны", регуляно выступающие со всевозможными инициативами по ужесточению наказаний за "оскорбление памяти", за возвращение наименований времен Сталина, или наоборот - против изменения топонима сталинских времен, -- все эти персонажи уже давно вызывают только горькую иронию. Настоящие фронтовики покинули мир задолго до нынешних неоднозначных времен. И присоединились к душам тех своих сверстников, кто до сих пор, тысячами неприкаянных костей усеивает землю России.
Тема незахороненных солдат поднимается время от времени, но в реальности мало что меняется. Цитата: С немецкими могилами, вроде бы, понятно, что делать, куда обращаться.
А с нашими? Насколько известно «ЧЛ», Новочеркасск едва не единственный город в России, где нет поисковых отрядов и каких-либо организаций, занимающихся поиском и перезахоронениями останков советских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. http://novocherkassk-gorod.ru/na_article/48946/
Недавно в СМИ прошла волна возмущений тем, что знаменитые Синявинские Высоты под Петербургом, полные незахороненных костей, превратили в мусорную свалку. Извиняют ли подбные факты "патриотов", которые осуждают испанских сыновей за цветы в память их отцов -- решайте сами, господа наши читатели. Цитата с белорусского сайта: Немецкая сторона неоднократно пыталась наладить в Беларуси сотрудничество по уходу за военными могилами. С этой целью несколько лет назад в Беларусь приезжал генеральный секретарь союза по уходу за военными могилами доктор Герхард Гольц. Во время его визита с помощью посольства ФРГ в Минске были проведены переговоры с Министерством обороны Беларуси о заключении соглашения об уходе за немецкими военными захоронениями в Беларуси. Причем, осуществлять эти мероприятия немецкая сторона предполагала своими собственными силами.
Казалось, вопрос решен. Но при первой попытке ратификации соглашения в парламент поступили обращения от Белорусской патриотической партии, ветеранских организаций о том, что если соглашение будет ратифицировано, они не допустят осуществления договоренности на практике. К голосу ветеранов, которые являются надежной опорой власти, прислушались. В нашем обществе по-прежнему преобладает тенденция, когда в основе воспитания патриотизма лежит не любовь к родине, а ненависть к бывшему врагу. http://www.1942.ru/news/1999/19991009.htm
Еще цитата с сайта дьякона А.Кураева: Как известно, при немецких частях работал миллион красноармейцев, оказавшихся в окружении и плену. Об одном из таких «добровольцев» (Hivi) Шолохов повествовал в «Судьбе человека». По мнению Толочко \генерального директора Ассоциации международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы»\, немцы хоронили их на своих воинских кладбищах, но такие могилы попадаются редко. Открыты не все тайны военного времени: Минобороны не собирается рассекречивать документы военных трибуналов и судов, хотя с 15 июня прошлого года действует приказ министра обороны России о рассекречивании военных архивов 1941-1945 годов. -- Меня удивляет другое, почему в Андреаполе и в Зубцовском районе возражают против эксгумации? – недоумевает Василий Толочко. -- В прошлом году там не удалось получить разрешение на перезахоронение. Об опыте взаимодействия с НСГ \Народный союз Германии по уходу за военными могилами\ поведал председатель областного комитета ветеранов Виктор Королев: -- В начале мне звонили: что, дескать, творю! Но несколько поездок ржевских ветеранов в Германию изменили настрой. Они были поражены тем, как ухожены могилы советских солдат. http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=165427.0
Впрочем, не всем довелось побывать в Германии... Очень часто можно видеть такую реакцию в ответ на попытки сравнить похоронные традиции вермахта и КА: -- "это откровенная пропаганда". Подобный ответ заставляет вспомнить совершенно потрясающий рассказ о событии начала 60-х - первой американской выставке в СССР, на ВДНХ. Тогда решили продемонстрировать образ жизни в "двух конкурирующих системах", американцы привезли для выставки разные кухонные комбайны и бытовую технику. Был и советский павильон - там тоже выставили кухонные чудеса, которых советские люди в глаза не видывали. Эффект был довольно неожиданным -- народ отреагировал так: здесь вот наша пропаганда, а там американская, такая же лживая.
Вот эта ментальная модель и срабатывает в голове обывателя по сей день и по любому вопросу: на всё, что противоречит привычным установкам, просто клеится ярлык -- "пропаганда"... Впрочем, неудивительно. Пропаганда, фактически, заменила в СССР и отчасти в РФ и историю, и статистику, и социологию. 2015 год - это год 70-летия событий 45 года, окончания войны в Европе. В России по этому поводу развернута глобальная пропагандистская кампания. Причем на новом уровне, с использованием рекламных и пиар-технологий 21 века. Война - крупным планом, глянцевая, яркая, эффектная, -- везде и всюду, на всех главных каналах, особенно в передачах, относящихся к истории, политике, кино, даже шоу-бизнесу, как ни странно: девушки из проектов типа "Фабрики звезд" оделись поскоромнее и включили в репертуар Синий платочек.
Победа СССР в 45-м стала настоящим религизным культом. Этот культ вызывает чудовщные деформации общественной морали. От некоторых медийных лиц можно услышать, например, такое: как все немцы виноваты перед нами за жертвы войны, так и сегодня все украинцы ответственны за жертвы на Донбассе. Честно говоря, даже не хочется такое комментировать... Просто классические пятиминутки ненависти - по Оруэллу. Зачем нужно воспитывать народ в таком комплексе вины наоборот?
Единственное, что обнадеживает в создавшейся почти абсурдой ситуации, это надежда, что у среднестатистического гражданина все-таки перевесит природный здравый смысл, возьмет верх над пропагандой ложно понимаемого патриотизма, окрашенного в сочные милитаристские цвета. Люби своё, уважай чужое, поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой -- простые формулы элементарной воспитанности, если уж на то пошло. Почему они неизвестни политикам и пропагандистам - загадка... Хочется еще раз, в который раз написать очень большими буквами, чтобы дошло до всех них там, в телевизоре, в кабинетах, где пишутся все эти прграммы, речи, установки: ребята, война кончилась, как вы сами нас уверяете, аж целых 70 лет назад. Всё, отбой тревоги, мирная жизнь.
Комментарии
либо "победа Советского народа над нацизмом" и сожаление об огромном количестве жертв со всех сторон
либо "агрессия рабов тирана Сталина над Свободной Европой" и "а не пошли бы нах тут ещё цветы захватчикам носить"
заметьте, что "пересмотры" и разжигание ненависти по вопросам Второй мировой, начались совсем не "в СССР и отчасти в РФ"