Переговоры по внутрийеменскому урегулированию на грани провала

На модерации Отложенный

Направив в Йемен свои войска, арабская, а точнее аравийская коалиция во главе с Саудовской Аравией, которая хочет подавить силой шиитских повстанцев-хуситов, поддерживаемых Ираном, и союзные им вооруженные формирования бывшего президента А.Салеха, никак не предполагала, что надолго увязнет в йеменской трясине.

Более того, все более понятным становится и то, что фактически эту войну не выиграть ни с помощью массированных бомбардировок йеменских городов, ни путем проведения сухопутных операций, где костяк антихуситских сил составляют механизированные части ОАЭ, КСА и подразделения из ВС Египта и Судана, а также остатки йеменской армии, лояльные по отношению к прозападному и просаудовскому «президенту» ЙР А.Хади. Коалиция уже потеряла несколько сот убитыми и свыше тысячи военнослужащих ранеными, что вызывает недовольство прежде всего в общественном мнении Эмиратов и саудовского королевства. Кроме того, все убедились в том, что, несмотря на сказочные доходы от нефтяного экспорта, армия КСА не способна решать задачи даже ограниченного регионального характера. А это ослабляет авторитет Эр-Рияда в арабском мире, который и так сильно упал после поражений просаудовских отрядов вооруженной оппозиции в Сирии.

Тем не менее аравийские монархии уже не могут просто так уйти из Йемена, бросив все на произвол судьбы и понимая, что это станет позорным концом их военной авантюры. Более того, еще месяц назад, несмотря на готовность сторон внутрийеменского конфликта продлить условия перемирия даже в случае приостановки переговоров в Кувейте, Эр-Рияд дал добро на наступление сил коалиции на Таиз, которое должно было начаться в начале июня с.г. Это уже третья попытка со времени интервенции в ЙР прорваться к йеменской столице Сане. И еще приходится вести бои на Юге против местных кланов и племен, которые формально примкнули к «Аль-Каиде Аравийского полуострова», а также против различных суннитских «партизанских» отрядов на востоке и на западе Южного Йемена, не желающих быть под властью ни хуситов, ни коалиции вместе с А.Хади. Саудовцы явно принудили «президента» страны А.Хади согласиться с решением начать новый поход на Таиз, хотя еще с марта с.г. он категорически выступал против этого варианта, который активно проталкивал бывший премьер-министр Южного Йемена Х.Аттас. По мнению А.Хади и многих других деятелей из его окружения, «освобождение» Таиза от хуситов означало бы распад ЙР на Юг и Север.

За это время, то есть за прошедшие 2 месяца после очередной попытки взять Таиз, ничего особо нового не случилось, разве что забуксовали переговоры по внутрийеменскому урегулированию в Кувейте. Хотя это было ясно с самого начала, поскольку хуситы не собирались складывать оружие и уходить со своих позиций в Сане, и тем более инкорпорироваться в новую политическую структуру страны на условиях А.Хади и руководства аравийской коалиции. И в КСА сочли необходимым оказать силовое воздействие. Кроме того, между Эр-Риядом и Абу-Даби возникли разногласия по поводу дальнейшей тактики действий на йеменском направлении. В ОАЭ устали от непопулярной войны и явно сочли приемлемым фактический распад страны на Север и Юг, пусть и на условиях фактической федерализации. В КСА упорно придерживаются концепции сохранения унитарного государства. В этом состоит основное разногласие внутри коалиции, и только линия на максимальное ослабление влияния в ЙР местных «Братьев-мусульман» в лице партии «Ислах» пока остается общей позицией в коалиции. Хотя недавнее назначение Али Мохсена аль-Ахмара, сводного брата бывшего президента страны А.Салеха, заместителем министра обороны явно выпадает из логики этого подхода. Но оно могло повлиять на решение по новому походу на Таиз.

Совершенно очевидно, что через этот третий по величине город ЙР, который по своему расположению является своего рода воротами между Северным и Южным Йеменом, было бы наиболее оптимальным с военной точки зрения наступать на Сану, что в свое время и сделал бывший президент А.Салех, когда его силы за несколько дней быстро овладели Аденом, а А.Хади еле успел сбежать оттуда на моторной лодке. Аравийская коалиция после возвращения Адена попыталась пойти на Таиз, но ее наступление не удалось вследствие действий хуситов на восточных и западных подходах к городу, а также контрнаступления вдоль побережья Красного моря от Ходейды на юг. В результате коалиция смогла удержать лишь архипелаг и несколько островов вблизи Баб-эль-Мандебского пролива. Вторично КСА на этот вариант не пошло из-за крайне негативного отношения южнойеменцев и таизцев к штурму города. Вместо этого саудовцы попытались начать наступление на столицу Йемена через Маариб и тем самым подтолкнуть на наступление племенной союз Хашед. Но этого не получилось, и тогда саудовцы вновь вернулись к таизскому варианту, пусть даже с риском вызвать серьезное недовольство южнойеменцев.

Между тем ситуация в самом городе весьма непростая. Ополченцы, среди которых имеются сторонники партии «Ислах», салафиты и местные отряды территориальной обороны контролируют сам город. При этом основные дороги снабжения и значительная часть периметра города контролируют сторонники А.Салеха. Поэтому возобновилась выброска с самолетов грузов с оружием и боеприпасами вглубь позиций ополченцев, только на этот раз военными ОАЭ, а не КСА, как на первом этапе обороны города. Эмираты активно закупают для этих целей оружие именно «советского происхождения», привычного для йеменцев. Не случайно недавно Минск посетила военная делегация ОАЭ во главе с А.Х.аль-Кубейси, которая вела переговоры о закупке в Белоруссии крупных партий стрелкового оружия, боеприпасов, систем противотанковой борьбы и даже танков. Львиная доля этого предназначается для сил ливийского генерала Х.Хафтара, а часть — лояльным ОАЭ ополченцам в Йемене. И прежде всего на юге страны и в Таизе.

Планированию наступления на Таиз предшествовал тайный приезд в Эр-Рияд руководителя местного ополчения Хамуда аль-Махляфи, который при президенте А.Салехе был начальником таизского аппарата безопасности.

На тот период времени он являлся членом правящей партии Всеобщий народный конгресс, но после начала «революции» перешел в «Ислах». В период правления А.Салеха являлся его доверенным лицом в провинции, и в частности курировал контрабандную торговлю алкоголем, которую организовал бывший президент, в том числе с использованием автотранспорта полиции и службы безопасности. Именно благодаря прежнему посту и большим деньгам от алкогольных доходов он и смог стать лидером «народного восстания» в Таизе. После месячного пребывания в КСА Х.аль-Махляфи вместе с семьей выехал в Турцию, где купил весьма дорогой особняк. Видимо, состоялась сделка между Эр-Риядом и Х.аль-Махляфи с целью обезглавить движение ополченцев с последующим переходом его в руки местных салафитов. Так что, если наступление аравийской коалиции на Таиз увенчается успехом, то эта ключевая провинция может попасть под контроль салафитского крыла с целью минимизации влияния «Братьев-мусульман» из «Ислах». Но никто не может гарантировать, что это наступление увенчается успехом. Позиции А.Салеха среди местных племен прочны, а местные ислаховцы не готовы так просто отдавать зону своего влияния.

Кроме того, несмотря на все усилия в рамках переговорного процесса по внутрийеменскому урегулированию в Кувейте, достигнуть каких-либо позитивных результатов не удалось. Более того, стороны даже не смогли хотя бы зафиксировать позитивную динамику. Этот результат был вполне предсказуем, поскольку на переговорах присутствуют две стороны — собственно «представители» президента Йемена А.Хади и повстанцы-хуситы. А этот формат изначально ущербный, поскольку он исключает еще две очень влиятельные силы — южнойеменцев и сторонников бывшего президента страны А.Салеха. При этом с участием «южан» совсем не так просто, учитывая наличие на Юге нескольких так называемых «движений», которые замыкаются на разных бывших руководителей НДРЙ, в том числе и на самого А.Хади, который в свое время был заместителем генерального секретаря Йеменской социалистической партии у Али Насера Мухаммеда и участвовал вместе с ним в попытке государственного переворота. Что же касается А.Салеха, то его части бывшей Республиканской гвардии являются одной из наиболее весомых сил противостояния аравийской коалиции и без его участия вряд ли обойтись. В ходе нынешней гражданской войны он продемонстрировал чудеса изворотливости и политического умения, да еще при наличии значительных финансовых средств, которые бывший президент Йемена сумел вовремя перевести со счетов банков в ОАЭ и выручить от продажи активов в США. Тем самым он практически полностью нивелировал возможные негативные последствия для себя в случае применения к нему режима санкций со стороны Вашингтона. Примечательно, что когда аравийская коалиция безуспешно пыталась ликвидировать его, нанося авиаудары по его многочисленным дворцам и резиденциям и снеся фактически до основания его родную деревню, сам А.Салех в это время находился в подвале посольства США в Сане, персонал которого к тому времени был уже эвакуирован. Он верно просчитал саудовскую логику: ВВС КСА не станут бомбить американскую дипмиссию, пусть даже покинутую дипломатами. Решение Аль Саудов оставить его за бортом переговоров стало роковой ошибкой. При этом Эр-Рияд, да и Вашингтон почему-то посчитали заслуживающей доверия информацию о том, что А.А.Салех и хуситы поссорились, и последние теперь полагают правильным действовать без оглядки на мнение своего главного союзника.

Весь ход боевых действий в Йемене в процессе проведения мирных переговоров не принес позитивной динамики. Боевая активность в районах к востоку и юго-востоку от Саны даже усилилась за последние несколько недель, как и в приграничных с КСА областях. Периодически возникают локальные боестолкновения в Наджране. И это при том, что гарантии безопасности именно для своих приграничных к Йемену территорий Эр-Рияд ставил в качестве основной задачи на нынешнем раунде мирных переговоров. Заметно снизилась боевая активность авиации аравийской коалиции после обвинений в применении ей кассетных бомб. На этом фоне хуситы пытаются максимально расширить контроль над различными областями страны, сумев значительно продвинуться на северо-западе провинции Шабва и частично выбить силы аравийской коалиции из района Усайлана. Тормозится широко объявленное наступление сил коалиции на Таиз. К этому можно добавить и обострение ситуации на Юге страны. Там часть отрядов «движений» атаковала силы аравийской коалиции в Адене, которые охраняли здание управления безопасности, что вызвано недовольством значительной части южнойеменских деятелей политикой назначения в силовой блок лиц по прямой указке ОАЭ. Отсюда же и постоянные теракты и покушения на вновь назначенных силовиков в Южном Йемене. Аналогичное происходит в недавно «освобожденной» от сторонников местной «Аль-Каиды» Мукалле. Там начались атаки против военных ОАЭ и лояльных А.Хади отрядов.

В случае дальнейшего отсутствия прогресса на переговорах, хуситы могут пойти и на односторонние шаги по формированию переходного правительства. Шаг к этому уже сделан, когда 14 июня с.г. на переговорах с представителями правительства Йемена, проходящих в Кувейте, глава делегации хуситов Мухаммед Абдель Салям сделал заявление, сказав, что будут отвергнуты любые предложения ООН по выходу из кризиса, если не будут учтены их требования. «Мы слышали от представителей ООН, что они готовят документ. Наша позиция заключается в том, что мы отвергнем любое предложение, если оно не будет учитывать наши требования. Их суть заключается в создании совместного органа власти, состоящего из института главы государства, правительства национального согласия и военного комитета, руководить которыми будут совместно назначенные люди», — сказал он. Так что ситуация в ЙР вновь обостряется без перспективы выхода на урегулирование. На горизонте тупик.