Россия и Иран: победить вместе или проиграть поодиночке?

На модерации Отложенный

По мере приближения даты президентских выборов в США и сохранения плохой конъюнктуры на мировом нефтяном рынке Москве и Тегерану как никогда ранее необходимо задуматься о новом уровне партнерства, причем выводить его на стратегический уровень, а не ограничиваться просто расширением сотрудничества по отдельным вопросам общей повестки дня. С большой вероятностью хозяйкой Белого Дома уже через 7 месяцев станет Хилари Клинтон, открыто угрожавшая в своей предвыборной программе России и Ирану. У кандидата от республиканцев Дональда Трампа, на победу которого ошибочно рассчитывают в Москве и Тегеране, шансов стать новым президентом США намного меньше. Даже с учетом того, что и он не испытывает особых симпатий к России и Ирану, Хилари Клинтон во главе американской администрации представляется для наших стран худшим вариантом.

Как известно, бывший госсекретарь США Хилари Клинтон не ищет компромиссов, уповает не на дипломатию, а на жесткие действия, даже если от этого могут пострадать интересы самих американцев. Ее позиция и практические дела 5-летней давности по Ливии – яркий тому пример. А то, что она на Ближнем Востоке ориентирована на Саудовскую Аравию и Катар, откуда в бытность главой внешнеполитического ведомства США получала щедрые подарки, ни для кого не является секретом. С приходом Хилари Клинтон на президентский пост России и Ирану, скорее всего, придется столкнуться с новой стратегией Вашингтона в регионе, не исключающей кардинального пересмотра курса нынешнего руководства Америки. Готова ли американская дипломатия отказаться от курса Барака Обамы? В каком направлении Клинтон может развернуть ближневосточную политику США?  Вернется ли Вашингтон к безоговорочной поддержке Эр-Рияда? Как новая стратегия США может затрагивать  интересы Москвы и Тегерана?

В Вашингтоне готовятся к приходу Хилари Клинтон

В госдепе США к приходу в Белый Дом Хилари Клинтон, отличающуюся жесткими ориентирами во  внешней политике, прежде всего, в отношении России и Ирана, готовы. Борьба против Москвы и сохранение контроля над главными источниками энергоресурсов всегда лежали в основе стратегии всех американских президентов.  Тегеран, несмотря на решение администрации Барака Обамы все же пойти на компромиссы в закрытии иранского ядерного досье, остается в ряду противников Америки. Сделка с Исламской Республикой не стала поворотной точкой в отношениях с одной из самых мощных региональных держав.  При Обаме  чиновники внешнеполитического ведомства США явно соскучились по твердым и бескомпромиссным действиям Вашингтона.  За восемь лет правления нынешнего главы Белого Дома сделано немало для смягчения негативного образа США как агрессивного игрока на мировой арене. Обама на Ближнем Востоке запомнится  выводом войск из Ирака и Афганистана, отказом от бомбардировок Сирии в сентябре 2014 года, нежеланием участвовать в сухопутной операции НАТО-ССАГПЗ в Ливии, уклонением от прямого военного вмешательства в йеменский конфликт, заключением сделки с Ираном по ИЯП вопреки активному противодействию Саудовской Аравии и Израиля.

Однако дипломатия Обамы не нашла всеобщей поддержки не только в американском Конгрессе, но и в его правительстве. В Вашингтоне готовы резко сменить галсы и вернуться к прежней практике военных интервенций и вмешательства во внутренние дела суверенных государств. К примеру, 16 июня десятки сотрудников Госдепартамента США подписали конфиденциальный документ, призывающий президента Обаму начать военные действия против официального Дамаска. По их мнению, смена «сирийского режима» является единственным способом борьбы с «Исламским государством». По сообщению The Wall Street Journal под этим документом подписался 51 сотрудник внешнеполитического ведомства США среднего и высшего ранга, отвечающих за Сирию. В своем обращении они выразили протест против политики главы Белого дома в САР и призвали незамедлительно нанести «целенаправленные военные удары» по вооруженным силам законного президента страны Башара Асада. Свою рекомендацию они обосновывают тем, что сирийские власти якобы нарушают режим прекращения огня.  По мнению авторов письма, неспособность Вашингтона остановить «вопиющие преступления» Асада укрепит идеологическую привлекательность экстремистской группировки «Исламское государство», даже несмотря на военные неудачи боевиков.

Отправка подобных посланий президенту США является обычной практикой, однако столь много дипломатов под ними, как правило, не подписываются. Как указывает The New York Times, «пятьдесят одна подпись — это очень много, если не беспрецедентно». В Госдепартаменте признали наличие этого документа, однако отказались комментировать его содержание.

Нужно напомнить, что их на несколько дней опередил госсекретарь США Джон Керри, заявивший об угрозе срыва режима перемирия в Сирии. Керри предупредил, что у Вашингтона уже заканчивается терпение. «Россия должна понять, что наше терпение не безгранично, особенно, что касается того, будет ли Асад привлечен к ответственности», – заявил он. Однако позднее, после резкого демарша главы МИД РФ Сергея Лаврова в Госдепартаменте пояснили, что дипломат не угрожал Москве и лишь выразил «свое расстройство» по поводу сложившейся ситуации.

Высказывания Керри об иссякающем у Вашингтона терпении применительно к Сирии не следует расценивать как угрозу, — с таким пояснением выступил официальный представитель Государственного департамента США Джон Кирби. Впрочем, официальные лица американской администрации никогда не утруждались доказывать свои обвинения в адрес России или Ирана. Не случайно, Кирби, не вдаваясь в детали, также утверждал, что американские власти «активно изучают доступные варианты действий» в Сирии. О каких «вариантах» может идти речь теперь понятно. Во главе с Хилари Клинтон США с большой вероятностью могут пойти на военную интервенцию в Сирии и Ливане (для уничтожения «Хизбаллы»), а затем и Ирак с Йеменом  окажутся на очереди.

Иран сумел воспользоваться президентством Обамы

В своих предвыборных выступлениях Х.Клинтон обозначила своих главных «врагов». Это – Россия, Иран и Китай, которые не позволяют реализовать американские интересы в наиболее важных для Вашингтона регионах.

В отличие от Тегерана, который сумел воспользовался стремлением Барака Обамы к переменам в американской внешней политике, Москва воспринимала позитивные жесты уходящего президента как признак слабости, что и привело к ряду серьезных ошибок – от Украины до Ближнего Востока, от обострения отношений с НАТО до доведения отношений с ЕС и его ведущими странами до наихудшего уровня за последние 30 лет со времен перестройки Горбачева. Кремль потерял 8 лет пребывания Б.Обамы в Белом Доме, которые, по мнению многих экспертов, можно было использовать для реальной перезагрузки российско-американского взаимодействия. Вместо этого Москва получила: экономические санкции Запада, существенную изоляцию в мире, потерю многих партнеров, рост напряженности по многим направлениям – от военной области  до сферы спорта.

Тегеран в отличие от Москвы прагматично истолковал сигналы, исходящие от американского президента, и смог достаточно быстро выйти на сделку по ИЯП, тем самым решив свою основную внешнеполитическую проблему, прорвав режим санкций и укрепив свои позиции в регионе, причем за счет ослабления влияния Саудовской Аравии и Израиля. ИРИ смогла существенно сблизиться и с Евросоюзом, особенно в торгово-экономической сфере, при этом, не уступив позиций в ущерб своим национальным интересам и не меняя основ своего политического строя. Иранской дипломатии, скорее всего, можно ставить «твердую пятерку».

Сейчас не время выяснять, кто конкретно готовил для Кремля решения по тем или иным вопросам, которые только ухудшили позиции Москвы на мировой арене, и что наиболее опасно – не только существенно ухудшили экономическую ситуацию в России, но и увеличили угрозы безопасности страны, включая ее военную составляющую. Сейчас важнее понять, что с приходом Хилари Клинтон скорость реализации задачи по подрыву правящих элит в наших странах с конечной целью их замены на прозападные режимы будет лишь ускорена, а выделяемые на это средства увеличены. Новый президент США, и в это не надо сомневаться, будет бить через самое больное место у РФ и ИРИ – углеводородную ориентацию их экономик.

Отметим, что Иран за время западных санкций  успел многое сделать в плане самообеспечения и импортозамещения. Россия же явно топчется на месте в тщетной надежде на раскол внутри Запада, и прежде всего в ЕС, и на то, что каким-то чудом цены на нефть, а значит и газ, опять быстро взлетят наверх. А этого не произойдет: здесь нужно просто трезво оценить ситуацию, поняв, что другого повода для введения санкций уже не будет. И поэтому Вашингтону надо до конца использовать нынешний момент в своей конфронтации с Москвой.

К этому Хилари Клинтон и призывает.

Инструменты американского давления на Россию и Иран

Ясно и то, через кого будет действовать Х.Клинтон для экономического удушения Москвы и Тегерана. Это, прежде всего, Саудовская Аравия, Катар и другие богатые нефтью и газом арабские монархии Персидского залива. Их действия на понижение нефтяных цен, равно как и демпинг Катара по СПГ бьет одновременно по России и Ирану как крупнейшим производителям нефти и газа.

Естественно и то, что США продолжат развитие своего сланцевого сектора, равно как и задействуют канадские нефтяные битумные пески для увеличения выброса углеводородов на мировой рынок с целью дальнейшего снижения их цены. Но опаснее всего именно Саудовская Аравия и Катар. Не случайно все попытки Кремля договориться с КСА по нефти, будь то в рамках ОПЕК или на двусторонней основе, никаких результатов не дали и не дадут. Саудовцы умело отвлекают внимание российского руководства мощными «десантами» своих политических руководителей и бизнес-кругов. Из Эр-Рияда исходят многомиллиардные обещания, декларируется готовность к инвестициям в российскую экономику, делаются заманчивые предложения по закупкам российского вооружения. Несмотря на то, что реальных результатов в российско-саудовском сотрудничестве практически не видно, подобная позиция Москвы серьезно мешает развитию партнерства между РФ и ИРИ в экономической, энергетической и военно-технической сфере.

Нужно признать, что и Иран ведет себя зачастую странно, предпочитая переговоры по закупке вооружений и промышленной продукции не у России, а на Западе. Это означает одно – пока что Запад и их аравийские союзники успешно раскалывают Москву и Тегеран,  затягивая время до смены президента США. Каждый месяц промедления между РФ и ИРИ играет на руку их противникам. Заглатывая щедрые посулы аравийских шейхов, Москва  сеет сомнения в Тегеране, а последний своими контактами по ВТС и энергетическому сотрудничеству с ЕС  вызывает недоверие у российского руководства. А тут еще явно не продуманный жест с торжественной передачей подбитого в Ливане в 1982 году израильского танка, полученного у сирийцев, премьер-министру Нетаньяху. Ничего кроме недоумения в арабо-исламском мире, в том числе у Ирана, это не вызвало. Невольно возникает вопрос: может, кто-то специально подсказал российскому лидеру это сделать? Если «да», то какими целями руководствовался?  В общем, вопросов по поводу этого ляпа слишком много.

Де-факто, Саудовская Аравия и Катар уже ведут углеводородную войну против РФ и ИРИ. КСА стала срочно поставлять нефть в Европу, включая Польшу, при этом на днях снизив цену для европейских потребителей, что бьет по РФ как главному нефтяному экспортеру в ЕС. Одновременно саудовцы ведут тонкую игру на азиатских рынках, куда в основном поставляет нефть Иран, пытаясь удержать за собой самым крупных и перспективных потребителей нефти – Китай и Индию. Катар своими спотовыми поставками СПГ по явному демпингу в Европу, в том числе на традиционные рынки сбыта российского трубного газа, сбивает цену «Газпрому» и в целом снижает объемы закупок газа у РФ. А развитие мощностей по производству СПГ в эмирате будет тормозить процесс развития поставок иранского газа в Азию, чтобы тем самым толкать Иран в Европу и Турцию и тем самым сталкивать лбами Москву и Тегеран.

Основные направления ударов

Понятно, что Х.Клинтон не собирается ждать, пока начнет трещать по швам экономика России и Ирана. Это слишком долго. Да и Вашингтону надо спешить, пока в Москве и Тегеране не раскусили все американские планы по ликвидации нынешних режимов в обеих странах, которые давно уже не устраивают Белый Дом. Только после этого США смогут взяться за Китай, который сейчас ведет себя недальновидно, надеясь, как всегда, что «китайский тигр» сможет опять отсидеться на горе, наблюдая за схваткой соперников внизу. Не сможет. В Вашингтоне Пекин уже четко определен наряду с Россией и Ираном в качестве главной силы «зла». КНР мешает США развернуться в Азии и обеспечить безопасность главных союзников – Японии и Южной Кореи. Об экономической конкуренции говорить нет смысла – здесь уже давно все понятно.

Только в Китае не понимают главного: в ближайшие 20 лет Америка останется несмотря ни на что более сильной в военном, политическом и экономическом отношении, чем КНР, где уже нарастают проблемы, как с темпами роста, так и внутренними проблемами, в том числе конфликтами на этно-религиозной почве. И Пекин не имеет никаких шансов стать единственным мировым лидером. Он чужд по идеологии и культурно-религиозной сути Западу, а азиатские соседи просто боятся китайской экспансии и ищут союзников для противовеса Китаю, как в лице США, так и Индии, которая не намерена быть второстепенной державой в Азии. Так что Пекину, если он не хочет быть раздавленным Западом, нужно прекратить свой «нейтралитет» и создать альянс вместе с Россией и Ираном, к которому примкнут центральноазиатские страны, часть исламских государств и оставшиеся малочисленные союзники РФ в Европе для противодействия гегемонии Вашингтона, НАТО и их партнеров на Ближнем Востоке и Азии.

Но сейчас у Москвы и Тегерана есть более краткосрочная общая цель: как беречь от предстоящего наступления Хилари Клинтон Сирию, Ирак, Ливан и Йемен. То есть страны шиитской дуги. Вашингтон, Эр-Рияд, Доха и Анкара  никогда не смирятся с тем, что в Сирии при опоре на ВКС РФ, иранский КСИР и ливанскую «Хизбаллу» уцелеет законное правительство Башара Асада. Без сирийской территории как страны транзита Саудовская Аравия никогда не проложит нефтепровод в Европу, а Катар – магистральный газопровод в ЕС и Турцию. А без «Хизбаллы» Ливан перейдет под контроль Запада, и через него легче будет разгромить Дамаск.

Надо срочно что-то делать и с Багдадом, где правительство Абади явно пытается дистанцироваться от Тегерана, попадая в зависимость от США и протурецких курдов М.Барзани, тогда как иранские интересы в Ираке могут гарантировать только силы, группирующиеся вокруг М.Садра. Более того, нынешняя военная операция иракских войск по взятию Фаллуджи показала, что Вашингтон готов опять опереться в Ираке на суннитов, включая тех, кто когда – то был на стороне Саддама Хусейна. Ведь арабы – сунниты всегда были основой западного влияния в Ираке, тогда как СССР и Ирану в основном симпатизировало шиитское население страны.

И, конечно же, Москве и Тегерану нужно срочно решать «саудовский вопрос», без чего нельзя резко поднять цены на нефть и прекратить игры Эр-Рияда в зоне Персидского залива, на Ближнем Востоке, да и в целом в арабском и исламском мире. Сейчас королевство завязло в йеменской войне; его бюджет истощается низкими ценами на нефть; программа реформирования, принятая недавно заместителем наследного принца, министром обороны и сыном короля Мухаммедом обречена на провал; племенные объединения недовольны правящей семьей Аль Сауд из-за сокращения финансовых дотаций; внутри королевского клана ширятся противоречия между проамериканским наследным принцем Наифом и его своенравным заместителем Мухаммедом, а король Сальман слабеет. При этом КСА продолжает дорогостоящие авантюры в Ливии, тратит огромные деньги на поддержание военного режима в Египте и продолжает финансировать радикальную оппозицию в Сирии, срывая внутрисирийский диалог.

Видимо, настало время покончить с этой вредной политикой ваххабитского консервативного режима, а заодно и прекратить наглые вмешательства другой ваххабитской монархии – катарской. От этого выиграют не только Россия и Иран, но и все арабы. Спонсоры «цветных» революций и «арабской весны» явно должны сами пройти через это свое детище и превратиться в нормальные цивилизованные страны из ныне существующих рудиментов 17-го века.

***********

В любом случае, стрелки часов неумолимо движутся вперед, все быстрее приближая момент прихода Х.Клинтон в Белый Дом. Не случайно на днях сын  саудовского короля и министр обороны, заместитель наследного принца КСА Мухаммед бин Сальман отправляется с визитом в Вашингтон, при этом выделив в фонд избирательной кампании Хилари 20% от общей суммы ее «бюджета». В обмен на то, что она снимет обвинения о причастности КСА к терроризму, озвученные Обамой. А в это время на ПМЭФ в Санкт-Петербурге руководитель РФПИ превозносит инвесторов из Аравии. И Россия готова отдать 25% акций и без того прибыльной компании «Вертолеты России».  Хотя РПФИ на сегодня не освоил ничего, что в него якобы вложили страны ССАГПЗ, включая Саудовскую Аравию.

Как говорится, «промедление «смерти подобно». Пора уже научиться действовать на упреждение угроз, а не ликвидацию их последствий. Иначе можно когда-нибудь проиграть. Хочется верить, что в Москве и Тегеране придут к осознанию общих целей и смогут выработать конкретные шаги по предотвращению надвигающейся угрозы. Пока еще не поздно.