"Я не знаю зачем и кому это нужно"...А.Вертинский.
На модерации
Отложенный
https://youtu.be/dr_jzSa7UMY
Однажды вечером, разгримировавшись после концерта, я лег спать. Часа в три ночи меня разбудил стук. Я встал, зажег свет и открыл дверь. На пороге стояли два затянутых элегантных адъютанта с аксельбантами через плечо. Они приложили руку к козырьку.
- Простите за беспокойство, его превосходительство генерал Слащов просит вас пожаловать к нему в вагон откушать бокал вина.
- Господа, - взмолился я, - три часа ночи! Я устал! Я хочу отдохнуть!
Возражения были напрасны. Адъютанты оказались любезны, но непреклонны.
- Его превосходительство изъявил желание видеть вас, - настойчиво повторяли они.
Сопротивление было бесполезно. Я встал, оделся и вышел. У ворот нас ждала штабная машина. Через десять минут мы были на вокзале. В огромном пульмановском вагоне, ярко освещенном, за столом сидело десять-двенадцать человек. Грязные тарелки, бутылки и цветы... Все уже было скомкано, смято, залито вином и разбросано по столу. Из-за стола быстро и шумно поднялась длинная, статная фигура Слащова. Огромная рука протянулась ко мне.
- Спасибо, что приехали. Я ваш большой поклонник. Вы поете о многом таком, что мучает нас всех. Кокаину хотите?
- Нет, благодарю вас.
- Лида, налей Вертинскому! Ты же в него влюблена!
Справа от него встал молодой офицер в черкеске.
- Познакомьтесь, - хрипло бросил Слащов.
- Юнкер Ничволодов.
Это и была знаменитая Лида, его любовница, делившая с ним походную жизнь, участница всех сражений, дважды спасшая ему жизнь. Худая, стройная, с серыми сумасшедшими глазами, коротко остриженная, нервно курившая папиросу за папиросой.
Я поздоровался. Только тепеть, оглядевшись вокруг, я увидел, что посредине стола стояла большая круглая табакерка с кокаином и что в руках у сидящих были маленькие гусиные перышки-зубочистки. Время от времени гости набирали в них белый порошок и нюхали, загоняя его то в одну, то в другую ноздрю. Привезшие меня адъютанты почтительно стояли в дверях.
Я внимательно взглянул на Слащова. Меня поразило его лицо. Длинная, белая, смертельно-белая маска с ярко-вишневым припухшим ртом, серо-зеленые мутные глаза, зеленовато-черные гнилые зубы. Он был напудрен. Пот стекал по лбу мутными молочными струйками.
Я выпил вина.
- Спойте мне, милый, эту... - Он задумался. - О мальчиках... "Я не знаю зачем..." (кто послал их на смерть и т д)
Его лицо стало на миг живым и грустным.
- Вы угадали, Вертинский. Действительно, кому это было нужно? Правда, Лида?
На меня глянули серые глаза.
- Мы все помешаны на этой песне, - тихо сказала она.
Я попытался отговориться.
- У меня нет пианиста, - робко возражал я.
- Глупости. Николай, возьми гитару. Ты же знаешь наизусть его песни. И притуши свет. Но сначала понюхаем.
Он взял большую щепотку
кокаина. Я запел.
"И никто не додумался просто стать на колени и сказать этим мальчикам, что в бездарной стране даже светлые подвиги - это только ступени в бесконечные пропасти к недоступоной Весне!"
Высокие свечи в бутылках озарили лицо Слащова - страшную гипсовую маску с мутными глазами. Он кусал губы и чуть-чуть раскачивался. Я кончил.
- Вам не страшно? - неожиданно спросил он.
- Чего?
- Да вот... Что все эти молодые жизни... псу под хвост! Для какой-то сволочи, которая на чемоданах сидит!
Я молчал. Он устало повел плечами, потом налил стакан коньяку.
- Выпьем, милый Вертинский, за Родину! Хотите? Спасибо за песню!
Я выпил. Он встал. Встали и гости.
- Господа! - сказал он, глядя куда-то в окно. - Мы все знаем и чувствуем это, только не умеем сказать. А вот он умеет! - Он положил руку на мое плечо. - А ведь с вашей песней, милый, мои мальчишки шли умирать! И еще неизвестно, нужно ли это было... Он прав.
Гости молчали.
- Вы устали, - тихо спросил Слащов.
- Да... немного.
Он сделал знак адъютантам.
- Проводите Александра Николаевича!
адъютанты подали мне пальто.
- Не сердитесь, - улыбаясь сказал он. - У меня так редко бывают минуты отдыха... Вы отсюда куда едете?
- В Севастополь.
- Ну, увидимся. Прощайте.
Слащов подал мне руку. Я вышел. Светало. На путях надрывно и жалостно, точно оплакивая кого-то, пронзительно свистел паровоз...
Александр Вертинский "Дорогой длинною"
Комментарии
Было одно время, когда, можно сказать, с ума сходил от Вертинского. Тогда лично для меня был сложный момент, который требовал своего душевного поэтического образа. Начало нулевых, я купил машину, по тому времени супер-пупер. В ней был CD-проигрыватель и хорошая акустика. Совершенно случайно купил диск, и, вот, тогда то я и запал на шансонье.... Знал все песни с того диска практически наизусть.
"В бананово-лимонном Сингапуре...." - это ж надо так сказать о далекой земле ....
А моя любимая песня - "...сколько вычурных поз, сколько сломанных роз..."
Вот, споткнулся о ваш пост.... и снова поставил незабвенного Вертинского.
Оставайтесь дома