Если бы Льва Толстого пригласили на телеканал "Дождь"...
На модерации
Отложенный
"Я считаю, что человек живёт на планете, а не в государстве", - Виктор Цой
Ведущий: Лев Николаевич, а для вас, что такое "патриотизм"?
Толстой: Патриотизм - чувство безнравственное потому, что вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководствующимся своим разумом, - всякий человек под влиянием патриотизма признаёт себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести. Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своём есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых - отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде.
Ведущий: Неужели вы полагаете, что не может быть современного позитивного патриотизма?
Толстой: Патриотизм не может быть хороший, отчего люди не говорят, что эгоизм может быть хороший, хотя это скорее можно было бы утверждать, потому, что эгоизм есть естественное чувство, с которым человек рождается, а патриотизм же чувство неестественное, привитое ему. Так, например, В России, где патриотизм в любви и преданности к вере, царю и отечеству с необыкновенной напряжённостью всеми находящимися в руках правительства орудиями: церкви, школы, печати и всякой торжественности, прививается народу, русский рабочий человек - сто миллионов русского народа, несмотря на ту незаслуженную репутацию, которую ему сделали, как народа особенно преданного своей вере, царю и отечеству, есть народ самый свободный от обмана патриотизма. Веры своей, той православной, государственной, которой он как будто бы так предан, он большей частью не знает, а как только узнаёт, бросает её и становится реалистом; к царю своему, не смотря на постоянные, усиленные внушения в этом направлении, он относится, как ко всем начальственным властям - если не с осуждением, то с совершенным равнодушием; отечества же своего, если не разуметь под этим свою деревню, волость, он или совершенно не знает, или, если знает, то не делает между ним и другими государствами никакого различия.
Ведущий: Так вы считаете, что чувство патриотизма в людях и воспитывать не нужно?
Толстой: Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что, поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, - а, напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами.
(В редакции паника, жучки в ушах ведущих надрываются...)
Ведущая: Ну, знаете... Мы не... Вы... Хоть костюм красивый надели бы.
Толстой: Но, удивительное дело, несмотря на неоспоримую и очевидную зависимоть только от этого чувства разоряющих народ всеобщих вооружений и губительных войн, все мои доводы об отсталости, несовременности и вреде патриотизма встречались и встречаются до сих пор или молчанием, или умышленным непониманием, или всегда одним и тем же странным возражением: говорится, что вреден лишь дурной патриотизм, джиготизм, шовинизм, но что настоящий патриотизм есть очень возвышенное и нравственное чувство, осуждать которое не только неразумно, но и преступно. О том же, в чём состоит этот настоящий, хороший патриотизм, или вовсе не говорится, или, смето объяснения произносятся напыщенные высокопарные фразы, или же представляется под понятие патриотизма нечто, не имеющее ничего общего с тем патриотизмом, который мы все знаем и от которого так жестоко страдаем.
Ведущий: У нас осталась одна минута, и я хотел бы, чтобы все участники дискуссий буквально в двух-трёх словах сформулировали - что такое патриотизм?
Толстой: Патриотизм есть рабство.
Комментарии
Михаил Михайлович Жванецкий - цитаты - http://citaty.info/man/mihail-mihailovich-zhvaneckii
Нам был предписан патриотизм, и мы стали патриотами, ибо мы делаем все, что нам приказывают наши государи.
Генрих Гейне - цитаты - http://citaty.info/man/genrih-geine
Вас делают похожими, чтобы управлять вами. Когда начинается война, вас превращают в патриотов.
Если желающих отправиться на войну немного, то правительство начинает снимать и показывать фильмы о том, как "плохие парни" насилуют белокурых девушек. И тогда желающих отправиться на войну становится больше. Для того чтобы война стала возможной, людей приходится учить ненавидеть других. Вся эта ненависть к другим людям — это результат манипуляций. Никто не плохой; нет плохих людей — есть дезинформированные, к примеру военные.
Они скупили все СМИ, которые теперь дурачат общественность. СМИ превратились в мелочных торгашей корпоративными интересами, которые контролируют политическую власть.
Жак Фреско - цитаты - http://citaty.info/man/zhak-fresko
Я люблю, когда парады,
Пушки эти, все дела.
И огни олимпиады,
...
Жизнь моя накоротке. Я умираю, и прежде чем умереть, мне хочется - не то, что хочется, но мне необходимо, я не умру спокойно, не сказав вам, всем людям, милым братьям моим, то, чем вы губите себя, чем губите не только свои тела, свои души, но и своих детей.
Говорить о том теперь, в чем это учение, я не буду, я говорил это много и много раз в других местах. Скажу только о том, что вытекает из того, что вы не следуете ему, какие ваши страшные страдания, какое развращение вас и детей ваших только оттого, что вы не следуете ему.
Последствие этого неследования то, что вы живете в том, что называется государственном устройстве. Государственное же устройство есть не что иное, как такое сцепление людей, при котором люди, сами не зная этого, мучают, губят себя, губят свои души, считая дурное хорошим и хорошее дурным.
Но что же такое это - государство? Может быть, это - какой-нибудь завоеватель, злодей, дикарь, напавший на вас и завладевший вами силою? Должно бы быть так, потому что делает он над вами все то, что может делать только такой враг. И что же, - этого врага нет, этот враг вы ...
В чем ложь и обман учения о государстве
Лжеучение государства состоит в признании себя соединенным с одними людьми одного народа, одного государства, и отделенным от остальных людей других народов и других государств. Люди мучают, убивают, грабят друг друга и самих себя из-за этого ужасного лжеучения. Освобождается же от него человек только тогда когда признает в себе духовное начало жизни, которое одно и то же во всех людях. Признавая это начало, человек уже не может верить в те человеческие учреждения, которые разъединяют то, что соединено Богом.
Разумно любить добродетель, уважать подвиги, признавать добро, откуда бы мы его ни получали, и даже лишаться своего удобства для славы и выгоды того, кого любишь, и кто того заслуживает: таким образом, если жители страны нашли такое лицо, которое показало им большую мудрость, чтобы охранять их, большую храбрость, чтобы их защищать, и великую заботу, чтобы управлять ими,- и если вследствие этого они привыкли повиноваться ему так, чтобы предоставить ему некоторые выгоды, я не думаю, чтобы это было неразумно.
Но, Боже мой! ...