«Мавр» пошел на дело
Крупнейшая АПК Хакасии «Мавр» предлагает «грандиозный проект»: накачанное гормонами и модифицированными добавками мясо. Цена – 10 млрд. рублей. Правительство погасит проценты по кредитам.
Римский император Тит Флавий Веспасиан, в поисках дополнительных доходов в казну ввел налог на общественные туалеты. Сын императора упрекнул отца в том, что он насадил такой «неприличный» сбор. Император поднес к его носу деньги с налога, и спросил, пахнут ли они. Ответ сына был отрицательный. Так родилось знаменитое выражение «Деньги не пахнут».
В августе агропромышленная компания «Мавр» заявила о реализации «грандиозного проекта» - строительства в Хакасии животноводческого комплекса по производству свинины и говядины. Проект был представлен правительству республики и получил не только одобрение исполнительной власти, но правительственные гарантии по привлечению кредитов у государственных банков. Помощь правительства Хакасии «Мавру» необходима как воздух. В строительство животноводческого комплекса компания планирует вложить «более» 10 миллиардов рублей. 70 процентов средств будет привлечено в виде тех самых кредитов.
Впрочем, на этом сотрудничество компании с правительством не ограничивается. Руководители «Мавра» открыто говорят, что «ведут работу» с властями Хакасии по заключению между компанией и правительством Хакасии инвестиционного соглашения. Исполнительная власть, не только предоставит госгарантии банкам, но субсидирует процентные ставки по кредитам «Мавра».
Понятное дело, местные СМИ разразились хвалебными одами правительству и компании «Мавр». Не забыв, к счастью, объяснить читателям и телезрителям коротко суть проекта строительства животноводческого комплекса. Цитирую газету «Хакасия»: Названный комплекс – это цепь производств от получения кормов до выпуска мясной продукции. Она включает в себя и такие фрагменты, как биореактор, полная переработка отходов, альтернативные источники энергии, племрепродуктор, комбинированная хладобойня и самое главное – 100 процентная экологичность. Короткий мастер-класс по животноводству заканчивается чуть ли не библейской фразой: «Верьте, в России такого еще не строили».
Неискушенному в делах животноводства читателю за такими оборотами как «проект…признан своевременным, правильным и достойным», «уже ясно, что за ним потянутся вверх сельское хозяйство, социальная сфера», «гарантированный рынок сбыта, рабочие места, заработная плата, техническое перевооружение хозяйств», не очень понятно, что такое «биореактор», например. Или «полная переработка отходов». За восторженными реляциями сложно задаться мыслью о том, что бюджет проекта «Мавра» - 10 миллиардов рублей чуть не дотягивает до бюджета Хакасии (до аварии на СШ ГЭС) – 14 млрд. руб.
Суровая реальность жизни утверждает обратное. Реализация дорогостоящего проекта компании «Мавр» крайне сомнительная затея как для экономики республики, так для конечного потребителя продукции грандиозного проекта - покупателя. Строительство животноводческого комплекса компании не только уничтожит десятки фермерских хозяйств в республике, но заполонит республику крайне некачественным (если не сказать больше) мясом. Кроме того, продукция «Мавра» не подешевеет, а наоборот, возрастет в цене.
Если провести небольшую аналогию, проект «Мавра» сродни проекту строительства на территории Хакасии фабрики по производству по лицензии так называемых «ножек Буша». Со всеми прелестями американской курятины: модифицированные корма, антибиотики, гормональные препараты, хлор (у потребителей снижение иммунитета, аллергические реакции и т.д.).
Внешне проект «Мавра» выглядит привлекательно. Крупный животноводческий комплекс самостоятельно обеспечивает производственные нужды для производства мяса. В круговом цикле выращиваются корма, удобрения, производится биогаз (для выработки тепла, электричества). Скот забивают, разделывают и хранят тут же в холодильных камерах. Казалось бы, прекрасное предприятие. Вопрос только один: как получают корма?
Технология достаточно проста. Отходы животноводства (проще говоря, навоз) попадают в тот самый загадочный биореактор. Навоз перерабатывается в течение суток, еще в течение 12 происходит процесс брожения. В итоге, получаем жидкие удобрения. Готовая масса (несколько тонн) равномерно распределяется на отдельной территории комплекса. Как правило, в полученный продукт примешивают модифицированное зерно и разного рода добавки, стимулирующие взращивание кормов и гормональные препараты для роста массы скота. В том числе, лекарства для животных. В жидкие удобрения добавляется 20 процентов воды, и растут корма (трава) словно на дрожжах. К тому же, животные получают специальные препараты, вызывающие у них поистине животный аппетит. Такими кормами и питаются братья наши меньшие до своего часа на хладобойне. Проще говоря, едят собственные фекалии. Потому что ничего путного и питательного, как известно, дерьмо с водой (пусть с модифицированными добавками) взрастить не может.
Наконец мы идем в магазин и покупаем мясо, выращенное на фекалиях с модифицированными добавками. И без лучшего, что от мяса уже отстало – душа. Ведь какой бы веселой, доброй, милой, спокойной, а главное вкусной была бы говядина, пасись она на лугах с выращенной природой кормами среди ромашек и одуванчиков. Сама атмосфера настраивала бы мясо на положительный заряд перед тем, как попасть к нам на тарелку. Действительно, божья коровка. А так…Дорогой свинарник с дерьмом и бесславная смерть в угоду коммерческих интересов.
Тонны мяса (30 тысяч в год), выращенные на фекалиях, назвали «грандиозным проектом». В него будет вложена астрономическая сумма – 10 миллиардов рублей. Возвращать ее, кстати, будут все потребители продукции «Мавра». В каждый килограмм мяса, банку тушенки или палку колбасы, будут включены средства на погашение кредитов и процентов по ним.
И это неизбежно приведет к росту цен на ассортимент «Мавра». Учитывая, что правительство, возможно, будет субсидировать проценты по кредитам компании, потребитель заплатит дважды. Этот проект исполнительная власть называет «своевременным, правильным и достойным». Я уж не буду говорить о подозрительно высокой цене проекта.
Агропромышленная компания «Мавр» - не благотворительный фонд. Это – коммерческое предприятие. Всегда, везде и во всем она будет преследовать одну цель – прибыль. А уже потом под собственные интересы подгонят «интересы Хакасии», «рабочие места», «техническое перевооружение хозяйств» и прочее словоблудие, которое «Мавр» не интересует априори. Только исходя из принципа: «главное – прибыль», компания будет стремиться к конвейерному производству продукции. А чем меньше затрат на жирную свинью, тем шире у Владимира Ромашова улыбка на лице.
Однако, это полбеды. Стремление «Мавра» поставить на конвейер производство мяса, выращенного на фекалиях и, тем самым захватить рынок сбыта не только в Хакасии, ставит под угрозу животноводческие предприятия республики. Выращивающие скот по традиционным технологиям. С пастбищами и сенокосами. А это не один десяток крупных и малых предприятий и фермерских хозяйств.
Хочет «Мавр» строить свинарники за 10 миллиардов рублей – пожалуйста – говорит один из предпринимателей. Но если в Хакасии учитываются интересы других производителей мясной продукции, причем качественной, а не конвейерной, то в республике необходимо создать свободный рынок продажи мяса. Чтобы предприниматели и фермеры могли свободно продать свою продукцию. А покупатель сам решить: покупать ему «мавровское» мясо или сельского производителя. Уверяю вас, цена на продукцию упадет на 50 процентов.
Почему сейчас такие цены? Потому что действуют перепродавцы. Все рынки и магазины в одних руках. Ко всему прочему под это подогнали законы. Что мясо можно продавать только в специализированных магазинах и тому подобное. А в другом месте свою продукцию не продашь. Вот и продаем, а они считают сверхприбыли. Такие проекты как животноводческое предприятие с биореакторами хороши в период голода. Или высокой плотностью населения. Когда одни могут купить качественный продукт, а другие позволить себе только дешевое мясо. Причем, зная о природе его происхождения. Открою вам один секрет: обеспеченные люди в республике предпочитают самостоятельно закупать мясо у сельхозпроизводителей только в деревнях. Сами ездят и закупают. Только так они уверены в качестве продукции.
В конце августа ЛОВД на станции «Лосиноостровская» в Москве задержала вагон протухшей «мавровской» тушенки – рассказывает один из сотрудников правоохранительных органов Хакасии. «Мавр» официально отказался от нее, все списали на мошенников, копирующих «легендарную тушенку». Но это же смешно! Согласен, можно подделать ящик, два, десять. Но подделать вагон! Уж извините, весьма сомнительно. И вообще, где мошенники? Неужели не так сложно выяснить: откуда шел вагон. А тут до смешного. Подделали целый вагон тушенки, а кто отправитель - неизвестно.
Как тут не вспомнить о выпуске «Мавром» колбасы с модифицированной соей, которая еще явно никому здоровья не прибавила. Нужно ли ждать, чтобы «Мавр» начал производство мяса, напичканного модифицированными кормами. И не пора ли контролирующим, надзирающим органам проверить, чем действительно кормят людей, на чьи деньги эти госструктуры процветают.
С реализацией проекта животноводческого комплекса основным рынком сбыта своей продукции руководители «Мавра», по собственному признанию, видят Сибирский Федеральный округ. Как пойдут дела у компании на рынках других регионов, нас не интересует. Перспективы для Хакасии уже очевидны: угроза уничтожения крупных и малых фермерских хозяйств на территории республики. А на магазинных полках - мясная продукция, нашпигованная модифицированными добавками, гормонами и лекарствами. «Мавр» и правительство станут одним целым. Как альфа и омега, пестик и тычинка, политики и бизнесмены, кредиты и откаты.
Первым необходимо окупить проект, вторым погасить свою часть процентов по кредитам компании. При такой заинтересованности сторон, у сельских производителей нет шансов получить хоть небольшую часть рынка Хакасии. Вышеупомянутая идея создания свободного рынка реализации мяса в Хакасии властями даже не упоминается. О какой конкуренции и учета интересов всех производителей может идти речь?
Я никого не хочу обидеть в правительстве Хакасии, но в республике достаточно проблем без коммерческих амбиций «Мавра». Родители за государство покупают детям учебники на каждый учебный год, катастрофически не хватает профилактических прививок для детей в больницах Хакасии. Остро стоит вопрос с местами в детских садах, сельские школы напоминают музеи деревенского быта позапрошлого века, в больницах не хватает медикаментов и оборудования и т.д. На перечисление всех насущных проблем не хватит времени. Но их словно бы нет в природе. О них не говорят власти, не пишут газеты, не показывают по телевизору. Выходит, власти чужой свинарник (ценой в годовой бюджет республики), важнее ее собственной медицины или образования? Не хочу показаться грубым, но гасить банковские проценты коммерческой компании, оставляя детей без прививок иначе как свинством не назвать.
Отчего исполнительная власть так упорно отстаивает интересы коммерческой компании в ущерб интересам социальных сфер республики, я судить не берусь. Пусть это каждый для себя решит сам.
Один из любимых прислужников императора Веспасиана пообещал знакомому человеку за мзду выпросить у главы государства управительское место. Императору он выдал его за своего родного брата. Веспасиан вызвал к себе этого человека, сам взял с него деньги и назначил на место. А прислужнику сказал: «Ищи себе другого брата, а это теперь мой брат».
Комментарии