Капкан для первого маршала Лубянки
«Я различаю среди философствующих два сорта людей: одни всегда размышляют о своей защите, другие - о нападении на своих врагов»
Фридрих Ницше
……………………..
К 1935 году высшая кадровая элита НКВД СССР стало второй самой влиятнельной силой в СССР, после элиты советской партномеклатуры.
Несмотря на то что партийная номеклатура была ситльнейшей силой в стране, ей приходилось считатся с чекисткой номеклатурой и отчасти с военной номеклатурой.
Если военная номеклатура допускала к себе представителей партийной неомеклатуры (Гамарник), то чекистская номеклатура стала независимой замкнутой кастой, которая не подавалась влиянию руководства ВКП (б).
К 1935 году произошли ряд политических баталий, короткая суть которых в следующем:
- в середине 1920-х руководство ОГПУ начало сбор компромата на руководство ВКП(б)
- ОГПУ начало скрывать от Политбюро большие объемы секретной информации, создавая свои базы данных
- в 1931-1932 гг. разгорался конфликт между ОГПУ(Ягода) и Сталиным
- Сталин попытается поставить в ОГПУ своих людей--И.Акулова и А.Булатова, но их "выдавят" из ОГПУ
- В феврале 1934 г., умирает глава ОГПУ В.Р. Менжинский, причина смерти--отравление по приказу Ягоды
- Февраль-март 19034 г.--реорганизация ОГПУ в НКВД, усиление "органов"
- Сентябрь 1934 г.--кульминация конфликта Сталина и Ягоды, попытка Сталина убрать Ягоду из НКВД терпит провал
- Декабрь 1934 г. убийство С.М.Кирова
Казалось бы хуже уже быть не может, но в середины 1935 года конфликт между Сталиным и Ягодой затух. Отношения двух сторон резко улучшились, став ну почти дружескими. Что же на самом деле между ними произошло?
Сталин скорее всего понял что у него не получится убрать Ягоду с поста главы НКВД путем прямого натиска и решил действовать другим методом--хитростью
Примирение с НКВД
Сталин и его союзники решили убедить чекистов что они им больше не враги и продемонстрировали это рядом серьезных жестов.
Во первых, после убийства Кирова руководство страны решило доказать что они доверяют чекистам.
Политбюро в феврале 1935 года фактически отдало Кремль со всеми его службами в руки Ягоды (решением Политбюро от 14 февраля 1935 г.).
Если до февраля 1935 г. ответственность за безопас¬ность на кремлевской территории несли и вместе с тем должны были контролировать ситуацию руководители ЦИК СССР (в частности, организацию внутренней службы) и Наркомата обороны (по линии военного гарнизона), то отныне Управление коменданта Кремля ста¬ло подчиняться НКВД по внутренней охране и НКО — по военной охране. Была введена дополнительная штатная должность заместителя коменданта по внутренней охране, которую занял А.И. Успенский.
Постановление Политбюро от 14 февраля 1935 г. также предписывало вывод с территории Кремля в кратчайшие сроки ряда советских учреждений (приемных ЦИК СССР и ВЦИК, Центральной избирательной комиссии и др.). Специальный пункт названного постанов¬ления касался кремлевского военного гарнизона, функции которого выполняла Военная школа имени ЦИК, насчитывавшая восемь рот курсантов (вместе с командным составом — порядка полутора тысяч человек).
Была создана специальная комиссия, в которую вошли представители НКВД (Г.Г. Ягода, Г.А. Молчанов, К.В. Паукер, М.П. Фриновский), а также секретарь Президиума ЦИК СССР А.С. Енукидзе и комендант Кремля Р.А. Петерсон. Ей было предписано в двухме¬сячный срок разработать и предоставить план реорганизации охраны Кремля. Одновременно намечалось вывести за его пределы Военную школу имени ВЦИК.
Данная задача была разрешена лишь в октябре 1935 г., а до этого срока действовало созданное в феврале 1935 г. специальное подразделение — особое отделение (на правах отдела), подчинявшееся в вопросах, связанных с организацией оперативной работы, непосредственно руководящему аппарату НКВД.
Функции охраны Кремля передавались батальону особого назначения. Это подразделение вошло в состав Управления коменданта Кремля.

Передача контроля за охраной Кремля в руки НКВД состоялось вскоре после убийства Кирова.
Сталин и его союзники решили так образом показать что доверяют чекистам и не считают их причастными к убийству Кирова
……………….
Во вторых Сталин решил пойти на отдаление от ближайшего окружения. Об их конфликте было известно давно.
Орлов писал об этом так:
«Ягода распорядился ускорить работы по сооружению канала Москва-Волга, надеясь, что канал, построенный силами заключённых под руководством НКВД, назовут его именем. Тут было нечто большее чем просто тщеславие: Ягода рассчитывал "сравняться" с Кагановичем, именем которого был назван московский метрополитен.»
В тоже время орлов писал об том что Каганович и Ягода все больше контфронтировали друг с другом
«Каганович, нарком путей сообщения, был раздражён вмешательством Транспортного управления НКВД в его работу. Начальники управлений НКВД Благонравов и Кишкин были назначены помощниками ЛазаряКагановича, наркома путей сообщения.
Члены Политбюро, руководившие промышленностью и торговлей, были уязвлены тем, что Экономическое управление НКВД регулярно вскрывало скандальные случаи коррупции, растрат и хищений на их предприятиях.
В подчинённых им ведомствах Ягода держал тысячи тайных информаторов, с помощью которых он в любой момент мог наскрести множество неприятных фактов, дискредитирующих их работу.
Всеобщая неприязнь к Ягоде объяснялась ещё и тем, что все эти крупные шишки чувствовали себя постоянно, как под стеклянным колпаком, и не могли сделать шагу без "личной охраны", приставленной к ним всё тем же Ягодой.»
В чем было дело?Ранее Сталин предложил Кагановичу провести строительство столичного метрополитена. Тот согласился и провел его.
29 апреля 1935 г. Сталин и его соратники отправились осматривать еще не работающее метро. Ягода так организовал мероприятие, что огромная толпа народа, ринувшись приветствовать Сталина, чуть не затоптала его, разъединив сталинскую свиту, опрокинула «огромную чугунную лампу и абажур», а товарищей прижали к колоннам
Сталин, кажется, разгадал грубоватую интригу Ягоды: поссорить его с Кагановичем. 9 мая, встретившись на Ближней даче, они оба
«были определенно не в духе», о чем-то долго говорили, уединившись в бильярдной, по возвращении «напряженно молчали»
Той весною Сталин сделал вид, что готов идти на конфронтацию Кагановичем.
……………..
Во третьих самих чекистов пускай и формально, но повысили в статусе.
В 1935 г. Политбюро ввело для работников НКВД специальные звания, руководители этого ведомства щеголяли в генеральских кителях и шинелях тонкого сукна с золотым шитьем, все окружение Ягоды щедро награждалось орденами и другими наградами.
Естественно, Ягоду и его чекистских Лепорелло это вполне устраивало, их честолюбие вполне удовлетворялось: в 30-е гг. Агранов, Молчанов, Миронов, Гай, Шанин и Паукер удостоились звания «Почетного чекиста» по два раза каждый, все (кроме Шанина) получили также по ордену Красного Знамени, Миронов, кроме того, еще и орден Красной Звезды, Агранов – два ордена Красного Знамени, а Паукер – два ордена Красного Знамени и орден Красной Звезды
Для первой половины 30-х гг., когда ордена и звания выдавались чрезвычайно скупо, а большинство орденов и званий сталинской эпохи еще не было даже учреждено, столь обильное награждение представителей одного ведомства, да еще в мирное время, выглядело беспрецедентно.
В четвертых—Ягоде дали маршальское звание, то есмть генерального комиссара
Вот документ.
«Постановление ЦИК и СНК СССР о присвоении Ягоде Г.Г. звания Генерального комиссара государственной безопасности.
Постановление
Центрального Исполнительного Комитета
и Совета Народных Комиссаров Союза ССР
В дополнение к постановлению ЦИК и СНК СССР от 7 октября 1935 года "О специальных званиях начальствующего состава Главного Управления Государственной Безопасности НКВД Союза ССР" Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:
1. Установить звание - Генеральный комиссар государственной безопасности.
2. Присвоить звание Генеральный комиссар государственной безопасности тов. Ягоде Генриху Григорьевичу, Народному Комиссару Внутренних Дел Союза ССР.
Председатель Центрального Исполнительного
Комитета Союза ССР М.Калинин
Председатель Совета Народных Комиссаров
Союза ССР В.Молотов
Секретарь Центрального Исполнительного
Комитета Союза ССР И. Акулов»
Впрочем к этому титулу Ягоде добавили еще кое-что
«Выписка
из постановления VII съезда Советов Союза ССР
об избрании союзного совета Центрального
исполнительного комитета Союза ССР
VII съезд Советов Союза ССР, на основании статьи 14 Основного Закона (Конституции) Союза ССР постановляет:
Избрать Союзный Совет Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в следующем составе: ... Ягода Г.Г., ...»
Таким образом Ягода еще и вошел в совет союза.
…………….
В пятых—Ягоде предложили жить в Кремле
Беглец Орлов-Фельдбин писал:
«В 1936 году карьера Ягоды достигла зенита. Весной он получил приравненное к маршальскому звание генерального комиссара государственной безопасности и новый военный мундир, придуманный специально для него.
Сталин оказал Ягоде и вовсе небывалую честь: он пригласил его занять квартиру в Кремле. Это свидетельствует о том, что он ввёл Ягоду в тесный круг своих приближённых, к которому принадлежали только члены Политбюро.»
Но Сталин не собирался на этом останавливатся.
Он решил предложить Ягоде стать….членом Политбюро.

В 1935 году Ягоду сделали маршалом Лубянки, членом Союза СССР, отдали контроль над комендатурой Кремля, пригласили жить в Кремль.....
Оставалось лишь одно--ввести его в состав Политбюро
Такими хитросплетениями враги Ягоды заманивали его в ловушку, а нарком терял бдительность, чувствуя себя всемогущим и не ощущая того что по нему готовят удар
Орлов так писал об этом:
«В кругу сотрудников НКВД рассказывали такую историю. Сталин был будто бы так доволен капитуляцией Зиновьева с Каменевым, что сказал Ягоде: "Сегодня вы заслужили место в Политбюро". Это означало, что на ближайшем съезде Ягода станет кандидатом в члены Политбюро.
Не знаю, как себя чувствовали в подобных ситуациях старые лисы Фуше или Макиавелли. Предвидели ли они грозу, которая сгущалась над их головами, чтобы смести их через немногие месяцы?
Зато мне хорошо известно, что Ягода, встречавшийся со Сталиным каждый день, не мог прочесть в его глазах ничего такого, что давало бы основания для тревоги.
Напротив, Ягоде казалось, что он как никогда близок к давней своей цели. Пока члены Политбюро смотрели на него сверху вниз и держались с ним отчужденно - теперь им придется потесниться и дать ему место рядом с собой как равному»
Орлов писал что Ягода вел себя крайне самоуверенно:
«Легкомыслие, проявляемое Ягодой в эти месяцы, доходило до смешного. Он увлёкся переодеванием сотрудников НКВД в новую форму с золотыми и серебряными галунами и одновременно работал над уставом, регламентирующим, правила поведения и этикета энкаведистов.
Только что введя в своём ведомстве новую форму, он не успокоился на этом и решил ввести суперформу для высших чинов НКВД: белый габардиновый китель с золотым шитьём, голубые брюки и лакированные ботинки.
Поскольку лакированная кожа в СССР не изготовлялась, Ягода приказал выписать её из-за границы. Главным украшением этой суперформы должен был стать небольшой позолоченный кортик наподобие того, какой носили до революции офицеры военно-морского флота.
Ягода далее распорядился, чтобы смена энкаведистских караулов происходила на виду у публики, с помпой, под музыку, как это было принято в царской лейб-гвардии.
Он интересовался уставами царских гвардейских полков и, подражая им, издал ряд совершенно дурацких приказов, относящихся к правилам поведения сотрудников и взаимоотношениям между подчинёнными и вышестоящими.
Люди, ещё вчера находившиеся в товарищеских отношениях, теперь должны были вытягиваться друг перед другом, как механические солдатики.
Щёлканье каблуками, лихое отдавание чести, лаконичные и почтительные ответы на вопросы вышестоящих - вот что отныне почиталось за обязательные признаки образцового чекиста и коммунист»
………………….
Сталин всеми этими довольно широкими жестами попросту успокаивал Ягоду, усыпляя его бдительность. Нарком НКВД на самом деле растерял чутье и все меньше ощущал опасность исходившую от Сталина.
Тем более То обстоятельство, что что Ягода стал ожидать обещанного ему места в Политбюро, по сути приостанавливало л возможные попытки захвата власти с его стороны: зачем идти на риск, если на одном из ближайших Пленумов ЦК Сталин сам вручит всесильному наркому ключи от Кремля?
Но Сталин не соьбирался ничего уступать.
Забрасывая чекистов орденами и званиями, сами руководители страны в личной переписке негативно отзывались о чекистах
Это лишнее подтверждение того, что чествование чекистов было игрой на публикку с целью усыпить их бдительность
.................................
Что же делал Сталин?
Сталин искал способы расколоть ягодинскую группировку изнутри – мечта избавиться от них одним разом оказалась явно неосуществимой. Значит надо было искать союзников внутри НКВД.
Действительно в руководстве НКВД был человек, с которым Сталин мог бы пойт на союз.
Это Яков Агранов.

Сталин судя по его действиям в 1935 году заметил одну уязвимость в положении Ягоды, он решил столкнуть лбами двух авторитетов НКВД--Ягоду и Агранова

Яков Агранов был хорошим приятелем Сталина еще с дореволюционных времен
Сталин посчитал что может сделать ставку на него в борьбе с Ягодой
Частыми гостями Сталина стали не только сам Ягода, но также его первый заместитель Я. Агранов и даже начальники отделов: Миронов, Молчанов, Паукер. Агранов и Паукер в тот период доволно часто посещали Сталина, он запросто приезжал к Агранову в гости на дачу в Зубалово где они были соседями , причем фамильярно называл его «Яней».
Агранов сам пользуясь соседством заглядывал к Сталину.

Здесь в даче Сталина в Зубалово часто поводили время Сталин и Агранов
Сталин не упускал случая настроить его против Ягоды
Об этом говорит тот факт, что Политбюро ЦК в конечном счете назначило в конце 1935 г. Агранова руководителем ГУГБ НКВД. То есть передавало ему часть полномочий из рук Ягоды. наркому это конечно не понравилось и он сделал все, чтобы не пустить Агранова на этот пост.
Об этом говорилось и на февральско-мартовском пленуме Цк 1937 г. будет рассказано об обстоятельствах этого дела.
Ворошилов. Тов. Сталин специально указал Ягоде и вам, чтобы вы возглавили Главное управление государственной безопасности и потом интересовался вступили ли вы в отправление ваших обязанностей. И вы вместе с Ягодой, мягко выражаясь, немного обманули нас.
Косиор. Просто соврали.
Агранов. Не так обстояло дело, т. Ворошилов.
Ворошилов. А ведь т. Сталин сколько раз вас об этом спрашивал.
Агранов. Действительно, еще в конце 1935 г. по прямому предложению т. Сталина я был назначен начальником Главного управления государственной безопасности. Я ждал выписки из постановления ЦК. Этой выписки не было до конца 1936 года. Когда я спрашивал Ягоду, что означает эта задержка, т. Ягода говорил, что, видимо, ЦК считает правильной точку зрения его, Ягоды, что Главное управление государственной безопасности должно возглавляться самим наркомом. А т. Ягода упорно в продолжение ряда лет сопротивлялся тому, чтобы кто-нибудь руководил ГУГБ помимо него.
Микоян. А почему вы не сказали ЦК партии об этом?
Агранов. Я после решения ЦК заболел и долго отсутствовал. А когда я приехал, то занялся следственным делом по троцкистам. К тому же я должен был проявить в отношении себя немного скромности. Я считал, что если нет постановления ЦК о моем назначении начальником ГУГБ, значит, у ЦК имеются какие-то соображения на этот счет.
Ягода. А вы чем ведали?
Агранов. Я скажу, чем я ведал. Не мешайте мне говорить. Оторванность от партии не могла не проявиться в той политической близорукости, которую обнаружили органы государственной безопасности в деле борьбы с троцкистской банды, правыми, диверсантами, шпионами, террористами.
Аппарат секретно-политического отдела ГУГБ, основной задачей которого является борьба с антисоветскими политическими партиями и организациями, воспитывался в последние годы в том направлении, что троцкисты представляют собой сейчас либо разрозненные группы, либо не связанных между собой одиночек, и что поскольку нет открытых проявлений троцкистской активности, стало быть, можно не беспокоиться.
При такой постановке дела ясно, что аппарат СПО не мобилизовывался на глубокое проникновение в троцкистское подполье. Я неоднократно в острой форме указывал на это бывшему начальнику секретно-политического отдела Молчанову, который внешне всегда со мной соглашался, саботируя затем все мои указания, прикрываясь при случае указаниями бывшего народного комиссара т. Ягоды.
Я должен сказать, товарищи, что Молчанов был формально подчинен мне, как заместителю наркома. Но на деле, в силу той системы руководства НКВД, о которой я буду говорить дальше, Молчанов непосредственно подчинялся народному комиссару т. Ягоде. Я должен сказать, что в свое время само назначение Молчанова начальником СПО поразило не только меня, но и всех чекистов, так как мы его считали одним из самых отсталых, одним из самых бездарных работников всей периферии.
Ягода. Хоть раз вы мне об этом что-нибудь говорили?
Агранов. Я говорю об этом, товарищи, не для самооправдания. Моя ответственность за работу НКВД и Молчанова ясна. Я говорю это для того, чтобы вскрыть здесь на пленуме ЦК действительное положение вещей, которое привело к ослаблению работы НКВД»

Первый маршал Лубянки фактически отказался исполнять решение руководства партии о назначении Агранова главой ГУГБ
Ягода держал контроль над Лубянкой мертвой хваткой, удерживая пост наркома и главы ГУГБ за собой
Уклончивость Агранова исключала возможность напрямую противопоставить его Ягоде. Сталин попал в некий тупик.
Чтобы победить Ягоду нужно было бить с двух сторон одновременно--ударить мощным партномеклатурным кулаком и одновременно расколоть коллектив чекистов.
Комментарии
Если и когда из арестованных партийцев выбивали показания на подельников и на вдохновителей их "зловредной деятельности", то они волей или неволей называли высоких руководителей.
Не эти ли показания , сложенные в отдельные папки. именуются "сбором компромата" ?
Точно как собирали компромат на Сталина
Он все время вопит о "пытках", но есть один нюанс--нет никаких доказательств широкого применения пыток, а без доказательств это лишь домыслы товарища
Вот в СШа в тюрьмах сидят 2-3 млн заключенных, в тюрьмах и под следствием. Но я же не обвиняю всех полицейских и спецслужбы в пытках. Почем у он обвиняет чекистов?