Как я вкалывала в частном отеле горничной

Корреспондент «КП» испытала на себе все прелести обслуживания отдыхающих

В мечтах я всегда видела себя героиней фильма «Госпожа горничная». Хотя бы на одно лето. Но в серьезных отелях все вакансии разобрали еще весной. Потому остался только один вариант - частные мини-гостиницы, коих развелось видимо-невидимо на побережье.

В поселке Витязево, что под Анапой, мне сразу же предложили место. Зарплата - две тысячи рублей в неделю. Если буду успевать управляться у двух хозяев, то получу в два раза больше.

Обязанности - не бей лежачего: подмести дворик, вымыть душевые и туалеты, на кухне чуть прибраться да погладить постельное белье. В номерах порядок наводят другие люди. Окрыленная, я собрала чемодан и махнула на море.

САНКНИЖКУ СПРАШИВАЮТ ДЛЯ ПРОФОРМЫ

«Отель» представлял собой три небольших домика, напоминающих скорее летнюю кухню в деревне. Душ и туалет - на улице.

- Так ведь это все легко почистить, - порхала по двору, показывая свои владения, хозяйка Марина Васильевна. На вид ей было лет 60. Прическа - советские «химические букли», одежда - ситцевый халат в полинявший цветочек. - Давай сюда паспорт и медкнижку.

- Ой, а у меня ее нет, - пригорюнилась я.

- Ее ни у кого нет, это я для проформы спрашиваю, - хохотнула шефиня и, остановившись около какой-то кладовки, распахнула дверь. - Заселяйся, это твои хоромы!

Комната была похожа на большой сейф - размером два на три метра, без окон. Почти все пространство занимала односпальная кровать. Вместо шкафа - три кривых гвоздя. Спать пришлось с открытой дверью - духота стояла невозможная.

«УБИРАЙ ДАВАЙ, ЗА ВСЕ УПЛОЧЕНО!»

В шесть утра на улице послышались шаркающие шаги хозяйки.

- Деточка, вставай! Солдат спит, служба идет! - Всучила она мне швабру и надавала таких заданий, о которых мы вроде как не договаривались. Полдня я отмывала от свеженькой побелки в номерах мебель и окна, соскребала остатки пригоревшей еды с печек и кастрюль, чистила коричневую от старости ванну.

В обед я отправилась к соседу хозяйки. Петрович наказал помыть сайдинг - пластиковую облицовку домов - и привести в порядок подвал. К вечеру у меня не было ни сил, ни желания купаться в море. Я с аппетитом слопала купленную в ближайшем ларьке шаурму и завалилась спать.

Следующим утром меня разбудили детские крики. Это новые постояльцы приехали. Пока бледнолицые и толстопузые туристы ходили на рынок затаривать холодильники, их дети устроили во дворе настоящий погром. Несколько часов я не могла убирать, потому что караулила малолетних забияк. Когда вернулись их родители, оказалось, что это было еще не самое страшное. Менеджеры среднего звена, видимо почувствовав себя хозяевами жизни, вели себя просто по-свински. Бросали шелуху от семечек на пол, фантики от конфет оставляли где попало. На столах и подлокотниках кресел постоянно оставались пивные лужицы, запах от которых ничем не выводился. Когда однажды я сделала замечание интеллигентному с виду парню, он, надув оранжевый пузырь из жвачки, быдловато спросил: «А че? За все уплочено! Убирай давай».

«И НЕ ЗАБУДЬ ПОГЛАДИТЬ ТРУСЫ ХОЗЯИНА!»

Правда, вскоре кошке отлились мышкины слезки. Народ, клюнувший на то, что жилье находится в центре курортного поселка да еще и рядом с кафе, в котором есть караоке и бильярд, пожалел о своем выборе в первую же ночь. Рассохшиеся деревянные рамы пропускали пьяные вопли несостоявшихся Лепсов и Успенских. А грохот стукающихся бильярдных шаров доводил туристов до исступления. Наверное, поэтому невыспавшиеся отдыхающие не обращали внимания на то, что бельишко у них далеко не первой свежести, а тарелки и кружки на общей кухне не всегда помыты. Хозяева экономили на порошках и средствах для мытья посуды.

- Пусть сами за собой моют!

Ты кастрюльку сполосни, будет неряхам наука, - увещевала меня шефиня. Первую неделю я покупала порошки на свои деньги, вылизывала каждый уголок. Потом плюнула на все. Когда туристы соревнуются между собой - кто больше нагадит, возникает ответная реакция.

Чтобы все успеть, я вставала в шесть утра под осипшие голоса петухов. Первым делом сметала с дорожек опавшие листья и прочий мусор. Позвоночник болел так, будто вместо него мне вживили стальной шест с иголками. Пальцы на руках почти не сгибались. Затем шла мыть туалеты и душевые.

Но больше всего я ненавидела гладить белье - от жары и раскаленного утюга с меня сходило 20 потов! Когда Петрович как-то подсунул мне свое исподнее - семейные трусы в розовую ромашку, - меня будто прорвало.

- Мало того что я ваши личные простыни и рубашки глажу, так вы мне еще и белье свое подсовываете, - размахивала я утюгом.

- Креветки мне еще пожарь, - невозмутимо поднял левую бровь босс. - И кроликов с курочками покорми.

Правда, в тот день он отпустил меня пораньше. И я, счастливая, помчалась на берег. Народу там было тьма-тьмущая, но это меня не смутило. Заплыла за буйки и долго лежала на воде, разглядывая лазурное небо и кружащихся чаек. Кажется, это был единственный момент, когда я была абсолютно счастлива.

Но на следующий день хозяйка, видя мое благодушное настроение, взвалила на меня новую обязанность - выносить рано утром огромные пакеты с огрызками.

Туристы менялись, хвастались загаром, а я ходила, словно бледная моль, замученная и ко всему равнодушная. Получив расчетные - 36 тысяч рублей за 9 недель, - я с облегчением вздохнула. Офис мой, может, и не самый лучший на земле, зато к работникам здесь относятся по-человечески. Я не боюсь физической работы, но все-таки и у моего организма есть предел выносливости. Да и вообще вкалывать на море - это так обидно! Единственный плюс - на курорте я похудела на несколько килограммов. Правда, похвастаться этим мне было некогда...

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Заключайте трудовой договор, иначе никакие гарантии не светят!


Устраиваясь на временные подработки - сезонные, на время каникул и т. п., - большинство граждан, как правило, даже не думают заморачиваться с заключением трудового договора. А зря!

Имейте в виду: если такой документ не оформлен (как бывает на практике чаще всего) либо шеф заключил с вами гражданско-правовой договор - о выполнении работ, оказании услуг и т. п. (так бывает в лучшем случае), - то вы не можете рассчитывать на важные гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом.

Теоретически, правда, можно через суд попытаться доказать, что ваши отношения с работодателем носили именно трудовой характер: показательный признак этого - установленный график труда, когда на работу требуется являться каждый день в определенное время - как в случае нашей героини.

Если же вы не готовы идти в суд и (или) безропотно проработали по гражданско-правовому договору либо вообще без оформления документов, то имеете право лишь на оговоренную плату за свой труд.

А вот те, кто добился заключения срочного трудового договора (по закону он может быть оформлен даже на неделю или несколько дней), имеют право:

  • на рабочую неделю продолжительностью не более 40 часов (ст. 91 Трудового кодекса);
  • на повышенную оплату в случае выполнения сверхурочной работы (за пределами нормальной продолжительности рабочего времени). Согласно ст. 152 Трудового кодекса первые два часа сверхурочной работы оплачиваются не менее чем в полуторном размере, последующие часы - не менее чем в двойном размере;
  • на денежную компенсацию за положенные дни отпуска (их количество определяется пропорционально отработанному времени), в том числе при сроке работы менее 6 месяцев (ст. 127 Трудового кодекса);
  • на оплату больничного листа в случае болезни (ст. 183 Трудового кодекса).