Превратности брони

На модерации Отложенный

05.09.2010. Бронебойные обстоятельства.

На минувшей неделе достоянием общественности стало то, что прежде с горечью обсуждали в узких экспертных кругах: наше 40-летнее лидерство в танкостроении закончилось, в этой области мы стали уступать НАТО по целому ряду параметров.

Парадокс ситуации в том, что разработки, способные, по уверениям конструкторов, вызвать ажиотаж на Западе и вернуть Россию на Олимп, есть, только почему-то у отечественных военных это энтузиазма не вызывает.

Корреспондент НТВ Алексей Поборцев, разбираясь, как же так получается, узнал кое-что о новейшем и потому секретном российском танке. Т-90С не зря называют «летающим». Такие препятствия с ходу могут преодолевать только российские танки.

Водитель-испытатель Олег Домрычев признался, что приземляется «летающий танк» довольно жестко, но публике на международных выставках подобные трюки очень нравятся. Олег Домрычев, водитель-испытатель: «Кто садится первый раз, кажется, что страшно. Но если человек хоть раз управлял автомобилем, по легкости — почти то же самое. И она намного послушнее колесной машины и легче управляется».

Т-90С хорошо стреляет и днем, и ночью, и при плохой погоде. К автоматизированной системе управления огнем добавился французский тепловизионный прицел. По международной классификации получился танк последнего, третьего поколения.

Изделия «Уралвагонзавода» покупают в Азии, в Африке и где-то еще. Владимир Домнин, главный конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения: «Мы обычно не называем страны, потому что это вызывает недовольство покупателей. Они у нас имеют номера, будем так говорить. Поэтому я номера могу назвать. Заказчик № 356, заказчик № 012 и заказчик № 434».

Сергей Маев, в 1996–2003 гг. — начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ: «Индия долгое время пыталась построить свою машину, не сумела это сделать и купила лицензию по производству наших танков Т-90С».

Т-90С — самый новый российский танк. По мнению экспертов, как минимум еще пять лет он ни в чем не будет уступать зарубежным танкам третьего поколения. Какая машина придет ему на смену, сегодня, похоже, не знает никто: ни уральские конструкторы, ни руководство Министерства обороны.

В российской армии — реформа.

Теперь танков в войсках должно быть в 20 раз меньше — останется две тысячи.

Прекращено финансирование разработки принципиально нового танка «Объект-195», или Т-95.

А первый замминистра обороны Владимир Поповкин заявил, что современный Т-90 недалеко ушел от Т-34.

Какие же танки будут соответствовать новому облику российской армии? Владимир Домнин, главный конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения: «Что не устраивает? Нам, в общем-то, никогда не говорят. Наверное, командованию вооруженных сил нужно какое-то время, чтобы переосмыслить и принять решение, какая же техника им нужна для новой армии».

Основные претензии военных к Т-90С связаны с его недостаточной живучестью. Константин Макиенко, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий: «К сожалению, в российских танках, которые гораздо более легкие и гораздо менее защищенные при поражении, как правило, либо весь экипаж погибает, либо значительная часть экипажа. Это связано еще и с компоновкой танка — экипаж сидит фактически обложенный боеприпасами, то есть они сидят среди боеприпасов».

Новый, абсолютно секретный Т-95.

Как он выглядит на самом деле, сегодня известно лишь узкому кругу посвященных. По мнению экспертов, машина будет иметь необитаемую роботизированную башню, а экипаж разместится внутри корпуса танка в бронекапсуле.

Это принципиально новая степень защиты танкистов. Пока никому в мире подобного сделать не удалось.

Уральские конструкторы ближе всех подошли к созданию танка нового поколения.

Сергей Маев, в 1996–2003 гг. — начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ: «Если бы мы свой опытный образец поставили и, так сказать, показали, то, безусловно, это вызвало бы определенный ажиотаж и определенное удивление, что у русских есть такая техника». Миобороны перестало давать деньги на супертанк. На «Уралвагонзаводе», единственном оставшемся в России предприятии, где делают танки, продолжают проект на средства, которые получают от экспортных контрактов.

Олег Сиенко, генеральный директор Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод»: «Несмотря на разные мнения, мы считаем, что это перспективно, и все военные эксперты об этом заявляют. Безусловно, мы будем доводить до конца, поскольку затрачены колоссальные деньги — Министерством промышленности. Заказчик — Министерство обороны. Безусловно, мы не имеем права их просто бросить на ветер».

Возможно, российский супертанк спасет индийская армия — основной покупатель Т-90. Константин Макиенко, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий: «Что касается Т-95… Единственная надежда — начать совместный проект с индийской армией. Индийцы склонны к созданию совместных проектов, прежде всего с Россией». Минобороны никак не комментирует приостановку финансирования проекта создания супертанка.

По мнению экспертов, если руководство вооруженных сил не готово тратиться на разработку нового танка, пока можно модернизировать Т-90, которые наша армия, в отличие от зарубежных заказчиков, закупает в самой примитивной комплектации.

В мартеновских печах выплавляют броневую сталь для танков. С середины прошлого века технология не сильно изменилась. Анатолий Шарапов, главный инженер металлургического производства научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод»: «Наша сталь отвечает всем требованиям заказчика, требованиям по вооружению». Современная броня — это уже не просто металл, а многослойный пирог из комбинированных сплавов и полимерных материалов.

Но в России есть технология, которая способна в разы увеличить надежность даже самой простой бронеплиты. Прямое попадание в борт из гранатомета обычно означает гибель экипажа. Но здесь сработала система активной защиты «Арена», и танк остался невредим.

Валерий Кашин, генеральный конструктор ФГУП «Конструкторское бюро машиностроения»: «Это абсолютно автономная и абсолютно автоматическая система, которая обеспечивает как бы маленькую противоракетную оборону танка».

Другими словами, на танке установлен радар, он засекает летящую гранату и примерно метров за 10 до танка уничтожает ее специальными боеприпасами. Их размещают на броне. «Арена» защищает танк, даже если по нему выстрелить одновременно с разных сторон.

Валерий Кашин: «Мы проводили испытания, когда одновременно два гранатомета выстреливают в танк. Ну, даже если они выстреливают одновременно, на самом деле они приходят к танку с небольшим разбросом по времени, примерно в 0,2–0,3 секунды. Вот этого разброса достаточно, чтобы система перехватила первый, а потом второй».

«Арену» хотели приобрести американцы для своих танков в Ираке. Но по политическим соображениям в США комплекс активной защиты бронемашин решили не продавать.

Для наших танков Министерство обороны такую систему не закупает. Хотя «Арену» разработали очень давно — более 10 лет назад.

Израиль смог сделать что-то подобное совсем недавно. Израильские военные только в этом году продемонстрировали свою систему защиты танков.

Она удивительно напоминает нашу.

Броня крепка и танки наши быстры.

Вот только Министерство обороны не торопится вооружать новыми машинами российскую армию. http://ip.ntv.ru/news/17206/