Операция «Пасхальное яйцо»

На модерации Отложенный

 

Операция «Пасхальное яйцо»
http://bagira.guru/stati/tajny-istorii/aviatsiya/8052-operatsiya-paskhalnoe-yajtso.html
 
Длившаяся четыре десятилетия «холодная война» периодически принимала «горячие» формы, причём чаще всего связанные с человеческими жертвами инциденты происходили в воздушном пространстве.
 
Сбитые воздушные шпионы получили посмертно медали от американского сената.

 

Уничтожение 1 мая 1960 года американского самолёта-разведчика U-2 и пленение его пилота Фрэнсиса Гэри Пауэрса было далеко не первым подобным случаем.
Есть данные, что ещё осенью 1949 года, выбросив в районе Кировограда трёх парашютистов, американский самолёт В-25 был сбит двумя советскими истребителями над Чёрным морем.
В любом случае, первый документально зафиксированный эпизод подобного рода датируется Страстной пятницей 7 апреля 1950 года, когда католики всего мира готовились к встрече Пасхи. Именно ориентируясь на календарь, руководители американской военной разведки в Европе назвали запланированную операцию «Пасхальное яйцо». В роли такового предстояло выступить PB4Y «Приватир» (разведывательный вариант бомбардировщика В-24 «Либерейтор») из 26-й патрульной эскадрильи ВМС США с экипажем из 10 человек под командованием капитана Колмена.
Нашпиговав самолёт новейшим шпионским оборудованием, янки собирались отслеживать манёвры Балтийского флота в районе Лиепаи и записывать переговоры моряков, что, как считалось, станет хорошим материалом для дешифровки советских кодов. Кроме того, Колмену предписывалось «провести разведку боем советских радиолокаторов» что, разумеется, означало не атаку на локаторы, а прощупывание их эффективности. Работали они, как выяснилось, неплохо.

Последний рейс «Приватира»

Взлетев с базы ВВС США в западногерманском городе Висбадене, «Приватир» несколько часов кружился над зоной манёвров, забив текстами радиоперехватов все имевшиеся в запасе магнитофонные кассеты.

Дважды пролетев над маневрировавшими внизу судами, самолёт сделал разворот над датским островом Борнхольм и вновь направился к Лиепае.
Собранного материала было достаточно, но Колмену захотелось записать переговоры советских субмарин, направлявшихся в надводном положении на свою базу по окончании учений.
Увлёкшись прослушкой, американцы пересекли линию морской границы и на 21 километр вторглись в воздушное пространство СССР. Локаторы зафиксировали факт нарушения, и в воздух поднялась четвёрка перехватчиков МИГ-15.
Увидев опасность, Колмен дал приказ возвращаться на базу. На горизонте уже показалось море, когда выпустившие шасси советские истребители промчались рядом с «Приватиром», сигнализируя: «Приказываю следовать за нами и садиться на нашем аэродроме».
Американцы, однако, решили прорываться, открыв огонь из крупнокалиберных пулемётов. Советские истребители ответили залпом из четырёх 37-мм и восьми 23-мм авиационных пушек, поле чего «Приватир» вспыхнул и, развалившись на части, рухнул в море. Никто из экипажа не спасся.

«Неспровоцированная гибель»

Через два дня посол США был вызван в Министерство иностранных дел СССР, где глава ведомства Андрей Вышинский вручил ему ноту протеста против нарушения воздушного пространства.
Через неделю американцы ответили обвинением в воздушном пиратстве и потребовали «уплатить надлежащую компенсацию за неспровоцированную гибель американских граждан и уничтожение американского имущества».
Отрицался не только факт нарушения воздушной границы, но и то, что самолёт принадлежал ВМС США, что, впрочем, не помешало сенату наградить погибших «миролюбивых» пилотов медалями «За лётные боевые заслуги».
Под возмущённые вопли о «кровожадных большевиках» была принята новая военная программа, а курс акций авиастроительных корпораций пополз в гору. В последующие 10 лет американские самолёты 81 раз пытались вторгнуться в советское пространство, заплатив за это 20 машинами.

Денис Платонов