О православии, как основе национальной идеологии

На модерации Отложенный

Как известно, мировоззрение – совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих отношение к окружающему миру. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности.

В зависимости от ступеней мировоззренческого становления человека: мироощущения, мировосприятия или миропонимания, любое мировоззрение может порождать как убежденных адептов-миссионеров, проповедующих свои убеждения, так и людей, только исповедующих мировоззрение, но для которых элементы мировоззрения не являются жизненно важными. Вплоть до тех, кто только формально признают себя его последователями.

. «Проповедующие», как правило, усвоившие мировоззрение на уровне миропонимания, признают истинность своего мировоззрения и активно распространяют его идеи среди других. «Исповедующие», находящиеся на ступени мировосприятия, верят в истинность своих взглядов, но не навязывают их другим людям. Формально признающие себя исповедующими мировоззрение, как правило, находятся на ступени мироощущения, и ни один из базовых принципов мировоззрения, не является для них слишком существенным.

Различают мифологические, религиозные и философские мировоззрения. В Российском обществе можно обнаружить все три типа мировоззрений, но наибольшее распространение имеют религиозные мировоззрения и одно из философских мировоззрений - естественнонаучное, материалистическое мировоззрение. Отношение современных Российских властей к этим разновидностям мировоззрений различно. Активно, с помощью всех СМИ поддерживается одна из разновидностей религиозного мировоззрения, православная вера. Центральные власти формально поддерживают, хотя, по существу, нейтральны к так называемым «традиционным верованиям» мусульманству, иудаизму и буддизму. И явно отрицательно, все виды Российских властей, относятся к распространению среди населения России других христианских культов, большинство которых признают сектами. Еще более негативное отношение к атеизму, как составляющему естественнонаучного, материалистического мировоззрения.

Интересно рассмотреть, как изменяется численность «проповедующих» и «исповедующие», в зависимости от отношения властей и общества к определенному типу мировоззрения. Если влияние поощряло данное мировоззрение, то оба класса численно увеличиваются. При этом класс «проповедующих» распадается на два подкласса: «убежденных адептов- миссионеров» и «пропагандистов». А класс «исповедующих» – на своих два: «верящих» и конформистов. При нейтральном отношении государства и общества класс «проповедующих» состоит только из «убежденных миссионеров», а класс «исповедующих» только из «верящих». При отрицательном влиянии государства и общества на данное мировоззрение, подкласс «убежденных миссионеров» численно практически не меняется, подклассы «пропагандистов» и «конформистов» исчезают, а подкласс «верящих» существенно уменьшается в численности.

Для примера, рассмотрим динамику численности носителей естественнонаучного, материалистического мировоззрения в России. . В советское время приоритетным мировоззрением явно провозглашалось материалистическое, естественно научное мировоззрение. Поэтому в советское время, абсолютное большинство населения относило себя к приверженцам естественнонаучного, материалистического мировоззрения, и только истинно верующие, готовые отстаивать убеждения, адепты различных религиозных конфессий, находили смелость не быть конформистами. В то время число православных верующих России оценивалось в 2 процента от всего населения.

В постсоветское время не официально, но массировано, через все средства массовой информации поддерживается религиозное мировоззрение и особенно одна из его многочисленных разновидностей - православное мировоззрение.

Поэтому в стране, при нынешнем мировоззренческом предпочтении власти, начался процесс перетекания сторонников естественнонаучного, материалистического мировоззрения в лагерь сторонников российского православия. Открыто декларируют свое естественно научное мировоззрение отваживаются далеко не все, даже из ранее его проповедующих. Но все же остались его убежденные адепты. Из известных лиц, например, лауреаты Нобелевской премии академики Гинзбург и Алферов, председатель комиссии РАН по борьбе с лженаукой академик Круглов. А другие, не менее известные личности, ранее по должности являвшиеся пропагандистами материалистического мировоззрения, мгновенно мимикрировали. (Ельцин, Яковлев, Шеварнадзе, Гайдар). Образно говоря, для одних мировоззрение – нечто личное, вроде собственной кожи, а для других, нечто внешнее, как одежда, которую при изменении моды, лучше сменить. Аналогичные превращения произошли и с остальным населением России. В настоящее время, не более 15-20 процентов взрослого населения являются носителями естественнонаучного материалистического мировоззрения, являясь его адептами, а остальные причисляют себя к последователям различных религиозных конфессий.

А сколько у нас людей исповедующих религиозное мировоззрение?. В Российской Федерации сейчас действуют как минимум 40 христианских направлений.

Абсолютное ведущее место среди них занимает православие в лице Русской православной церкви (10912 религиозных объединений - 54% всех религиозных объединений, зарегистрированных в Минюсте на 1 января 2001 г .). Православие также представлено 209 религиозными объединениями РПЦЗ, РПСЦ, РПАЦ ИПЦ, УПЦ (Киевского патриархата) и 278 объединениями старообрядцев разных направлений. Если взять критерий религиозной самоидентификации, то число православных доходит до 70-85 млн. человек.

4779 зарегистрированных (подчеркнем это, так как, видимо, примерно столько же действующих без регистрации) объединений имеют различные направления протестантизма.

258 религиозных объединений имеется у римско-католической и 5 - у греко-католической церквей, 42 - у Армянской апостольской церкви.

Второе место по числу верующих и пока третье - по количеству общин в России занимает ислам - 3048 религиозных объединений.

Однако, правильнее было бы относить к носителям религиозного мировоззрения только практикующих верующих – регулярно посещающих церковь, и соблюдающих религиозные обряды, знающие символ веры. Таковых, адептов православия, по данным социологических опросов последних лет, можно насчитать около 3 млн. человек, то есть всё те же 2% населения. Значит остальные «православные» - это конформисты, которые свои мировоззренческие убеждения способны менять, следуя за декларируемыми предпочтениями элиты.

То есть мировоззрение конформиста характеризуют не его личность, а характер веры, исповедуемой большинством в обществе и элите. Конформисты, снимают и одевают на себя, одежды любой веры, руководствуясь прагматическими положениями личной выгоды. Руководитель государства объявляет себя атеистом, и они будут атеистами, руководитель объявил себя православным, и они будут православными. Руководитель перейдет в мусульманство – перейдут в мусульманство и они.

Может быть не все сразу, а сначала те, кто по наглее.

Убежденные адепты естественнонаучного, материалистического мировоззрения формируют его в интеллектуальной атмосфере научной картины мира, на базе квантово-полевой исследовательской программы в пределах эволюционной парадигмы. Убеждение в адекватности своего мировоззрения основываются на взаимной согласованности и не противоречивости выводов различных наук в рамках этой парадигмы.

Убежденные адепты православной веры черпают свои убеждения, как писал русский поэт и мистик Даниил Андреев в «Розе мира», на основе внутреннего озарения, через «откровение», которое заставляет уверовать каждого, на кого это «откровение» снизошло.

Но допустим, что по какой–либо причине (наиболее вероятная - нарушение синоптических связей в голове у верующего) на человека такое «откровение» снизошло. Во всем остальном, что не касается этого пунктика» он может быть и добрым и честным и даже умным человеком, а вот критически на «снизошедшее откровение» смотреть не может и искренне обижается, когда атеисты, или представители других конфессий, сомневаются в истинности символов его веры или разумности обрядности.

Зачем обижать таких людей сомнением, раз переубедить их невозможно?

По большому счету этого делать не стоит, все мы сидим в одной лодке, поэтому надо ладить друг с другом.

Можно ли было в советское время конформистов естественнонаучного мировоззрения сделать его убежденными сторонниками? Можно, более того, в процессе обучения, в том числе самообучения, не ленивые и любознательные, как правило, становились его адептами. По этой причине, самый высокий процент носителей естественнонаучного мировоззрения в среде ученых. Это, конечно, не означает, что хороший ученый не может носить в себе некоторые элементы религиозного мировосприятия. Например, известный ученый Пьер де Шарден был добропорядочным католиком, но его научные исследования, основанные на элементах естественнонаучного мировосприятия, не пересекались, с элементами религиозного мировосприятия. Как пишет американский физик, лауреат Нобелевской премии С. Вайнберг:

«Опыт ученого делает религию совершенно несущественной. Большинство ученых, которых я знаю, вообще не думают на эту тему. Они настолько не размышляют о религии, что даже не могут считаться активными атеистами» (New York Times, 23 августа 2005 г.).

Поэтому, например, в коллективе Российской Академии Наук представителей естественнонаучного мировоззрения значительно больше, а православных верующих значительно меньше, чем в соответствующем по численности коллективе на заводе или фабрике.

Можно ли конформистов веры сделать убежденными адептами православной веры?

И вопрос этот не риторический, ибо судя по всему, многие в правящей элите намерены использовать православие как платформу для создания новой национальной идеологии, а РПЦ как активного апологета власти. И идут в этом направлении достаточно резво. Эти действия по антиконституционному сращиванию РПЦ с государством заставляют усомниться в возможности толерантного отношения между агрессивной частью верующих, типа «Союза православных хоругвеносцев» и антиклерикальными слоями российского общества, чьи взгляды на проблему высказаны в письме 10 академиков Президенту страны. Обращение уважаемых людей, среди которых значатся подписи двух наших Лауреатов Нобелевской премии, замолчали все российские СМИ. И только в Интернете можно было прочитать его текст.

Но при том раскладе мировоззренческих предпочтений, когда истинных адептов православия всего несколько процентов от населения России, строить на нем национальную идеологию, предназначенную для сплочения нации грубая и непростительная ошибка. Или, предварительно, надо православными по убеждению сделать большинство населения, что на основе такой хрупкой «материи» как внутреннее озарение, невозможно.

Но главная проблема, на мой взгляд, в том, что каждая конфессия считает себя истинной, а остальных - глубоко заблуждающимися. С точки зрения христиан, люди, не признавшие Богом Иисуса - враги Его. У евреев не отменены древние талмудические проклятия в адрес христиан еврейского происхождения и другие антихристианские молитвы. Мусульмане осуждают христиан за перенесения ипостаси Единого Бога, на Иисуса Христа, которого они считают одним из пророков. Главным из которых, признают не Его, а Магомета. Все эти три религии библейской традиции обещают своим верным адептам райскую жизнь на том свете.

Но религиозное мировоззрение, обещающее прекрасную загробную райскую жизнь, создает почву для использования экстремистов-смертников, не боящихся ни смерти, ни наказания. И в этом отношении различия между «аврамическими» религиями не существенны.

Заявления иерархов церкви, будто теракты совершают приверженцы «ненастоящей» религии, тогда как «настоящая» вера такого не допускает, – самообман. Человека, верящего в загробный мир, в вознаграждение на том свете за верность Богу превратить в экстремиста смертника – психологически не сложная задача.

Ни какая работа против терроризма не будет эффективной до тех пор, пока есть возможность убедить бойца в возвышенной цели священной войны и уверить в непременном перемещение героя прямо в рай. И который в ожидании смертной муки испытывает эмоциональный восторг перед близким приобщением к Богу.

Для освобождения общества от терроризма на религиозной почве необходимо с детства формировать не религиозное мировоззрение, а воспитывая критическое мышлению и строить естественнонаучную картину мира, прививая на основе общечеловеческой морали, непрерывно совершенствующейся с развитием человечества, нравственные принципы человеческого общежития. Почему моральные мотивы атеиста превосходят мотивы верующего, еще в Х веке, подробно объяснял, ат-Таухиди. ( Сагадеев А.В. Гуманизм в классической мусульманской мысли // Историческая психология и социология истории, 2009, т.2, №1, сс.180-186. )

Использование религиозных мировоззрений для повышения устойчивости социальных систем от индивидуального насилия было уместно в сочетании с холодным и даже огнестрельным оружием, но грозит глобальной катастрофой при изобретении оружия массового поражения индивидуального использования.

В условиях многоконфессиональной Россия, при указанном соотношении адептов различных мировоззрений, использование русского православия для создания официальной идеологии Российского государства является смертельной угрозой не только для страны но и для современного мира. А Россия рискует пасть одной из его первых жертв, развалившись в братоубийственных войнах.

Но я убежден, что ответы на вопрос, как сделать нашу жизнь честнее и лучше, надо искать, не возвращаясь к идеям и изжитым лозунгам Православия Самодержавия и Народности, рожденным во времена крепостничества, а добиваться, чтобы религия стала частным делом верующих. Искать пути, опираясь на науку, уважение к труду, гуманизм, демократию, любовь к ближнему, толерантность