Советские военные теоретики 1920-х годов уделяли особое внимание пулемётам, считая их «скелетом боевого порядка современной пехоты». Эти выводы были сделаны из опыта, полученного в кровавых боях Первой мировой войны.
Изначально речь шла о пулемётах станковых. Но модель, предложенная конструктором Василием Дегтярёвым, существенно расширила возможности пехотных подразделений, определив тактику боевых действий Великой Отечественной.
Тернистый путь к серийному производству

Тула известна пряниками, самоварами и, разумеется, оружием. Именно здесь в семье рабочего появился на свет великий русский оружейник Василий Александрович Дегтярёв (1880-1949 гг.).
Будучи в 1901 году призван в армию, он попал не в обычную пехотную часть, а в мастерскую при Ораниенбаумской стрелковой школе, представлявшую собой КБ по разработке и испытанию новых видов оружия.
Отслужив срочную службу, Дегтярёв стал правой рукой выдающегося конструктора Василия Григорьевича Фёдорова, а в 1918 году возглавил созданное наставником проектно-конструкторское бюро при заводе в Коврове.
Ручным пулемётом он занялся в 1923 году, использовав схему своего же автоматического карабина. В основу была положена автоматика на основе отвода пороховых газов через отверстие в стенке ствола.
Использование упоров-сошек и круглых дисковых магазинов («тарелок») было навеяно хорошо известным в Красной армии пулемётом Льюиса.
22 июля 1924 года опытный образец был представлен комиссии Стрелкового комитета РККА, которая отметила «выдающуюся оригинальность идеи, безотказность работы, скорострельность и значительную простоту в обращении системы тов. Дегтярёва». Однако спустя два с половиной месяца опытный «дегтярь» (как его стали неофициально называть) выбыл из испытаний по причине поломки бойка, так что предпочтение было отдано пулемёту Максима-Токарева (МТ), который по своим габаритам больше напоминал не ручной пулемёт, а станковый.
Сам Василий Александрович понимал, что его время придёт, и продолжил работу, изменив крепление газового регулятора к газовой камере и спусковой рамы к ствольной коробке, удлинив газовый поршень. Но Артиллерийское управление настояло ещё на нескольких доработках, прежде чем «дегтяря» летом 1927 года выставили на основной конкурс, по итогам которого следовало определить, какой ручной пулемёт окажется на вооружении Красной армии.
Выводы специалистов резюмировал заместитель наркома обороны Сергей Каменев: «Сравнение дало следующие результаты: на первом месте, несомненно, наш пулемёт Дегтярёва, на втором — Дрейзе и на третьем — Максима-Токарева».
Не идеальный, но незаменимый
Дегтярёву поручили наладить на Ковровском заводе выпуск первой опытной партии в сто экземпляров и направить пулемёты в войска для сбора отзывов.

Основные части ручного пулемёта ДП
1 — Приклад
2 — Спусковой механизм
3 — Железная коробка с регулятором для магазинов
4 — Дисковый магазин
5 — Сошка
6 — Ствол
7 — Пламегаситель
8 — Прицел
9 — Ударник
10 — Газовая камора
11 — Соединительный винт приклада
12 — Газовый поршень
13 — Возвратно-боевая пружина
Высказанные армейцами пожелания помогли конструктору довести своё детище до состояния, близкого к совершенству. С помощью гасителя удалось притушить вызывавшее больше всего нареканий яркое пламя, демаскирующее стрелка при ведении огня в ночное время.
В конце 1928 года выпуск в Туле МТ прекратили, началось производство ДП-27, что означало «Дегтярёв, пехотный, 1927 года».

Успеху нового оружия способствовали его низкая себестоимость и относительная простота технологической цепочки. Для выпуска «дегтяря» требовалось в два раза меньше лекальных обмеров и переходов, чем для револьвера, и в три раза меньше, чем для винтовки.
Показательно, что в армию первые партии «дегтярей» поступили ещё в конце 1928 года, до официального принятия их на вооружение. И почти сразу же появилась возможность испытать эту новинку.
В конфликте из-за Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) советским войскам и пограничникам пришлось вести бои против отрядов маньчжурского правителя Чжана Сюэ Ляна. И хотя его части вряд ли можно считать полноценными противниками для Красной армии, пришлось провести ряд довольно крупных операций, по ходу которых сделали выводы — как относительно индивидуальной подготовки бойцов, так и умения их действовать в составе подразделения.

Исходя из этого, в пехотных взводах (25-30 человек) стали формировать пулемётные отделения из пяти человек, но затем решили, что поскольку при необходимости с «дегтярем» может управиться и один человек, логичней сделать его групповым оружием, распределив обязанности между бойцами обычного отделения (6-8 человек). Два человека (наводчик и его помощник) отвечали за сам пулемёт, ещё два бойца должны были таскать патроны.

Необходимость возиться с громоздкими и тяжёлыми «тарелками» больше всего угнетала рядовых пехотинцев. И в 1938 году, после ещё одного дальневосточного конфликта, но уже с японцами (на озере Хасан), начальник Главного артиллерийского управления и будущий маршал Григорий Кулик начал продвигать идею создания пулемёта с системой питания по образцу японского «Тип-11» с обычным винтовочным патроном. Дисков для него не требовалось, а снаряжать его можно было пятью винтовочными обоймами.
Хотя Дегтярёв предложил соответствующую модель, эту не слишком продуманную идею завалили, указав, например, на то, что в «тарелке» худо-бедно не 25, а 47 патронов.
«Дегтярь» продолжает службу
В других странах «дегтяря» оценили, и в мае 1933 года, посетив СССР, начальник вооружений германского рейхсвера генерал Баккельберг предложил обменяться образцами ДП-27 и нового пулемёта «Дрейзе» для взаимного изучения. Советская сторона от обмена воздержалась.

Дебютировав на КВЖД, главный ручной пулемёт Красной армии повоевал с басмачами в пустынях Туркестана, с испанскими фашистами, с японцами в Маньчжурии и с финнами в лесах Карелии. Он прошёл обкатку в самых разных климатических условиях.

В Великую Отечественную «дегтяря» оценили партизаны, поскольку это оружие позволяло сочетать огневую мощь с высокой мобильностью.
С удовольствием использовали трофейные ДП-27 немцы, и особенно финны, которые признавали его превосходство над собственным «Лахти-Салоранто».

К тому же предложенная Василием Александровичем схема нашла применение и в других его творениях — «Дегтярёв танковый» (ДТ) и «Дегтярёв авиационный» (ДА), которые отличались от своего пехотного коллеги массой, огневой мощью, габаритами, но не основными особенностями конструкции.

В результате начавшихся в 1944 году работ над повышением надёжности и управляемости пулемёта на свет появился «Дегтярёв пехотный модернизированный» (ДПМ). В сильно доработанном виде после войны он поступил на вооружение как РП-46 (ротный пулемёт 1946 года).
Имеющиеся же на складах «дегтяри» либо продолжали храниться как резервное вооружение, либо поставлялись союзникам СССР. Так что ДП-27 очень активно участвовал и в корейской войне, и в серии индокитайских войн.

Поскольку, не считая различных модификаций, с 1927 года в СССР было выпущено 795000 экземпляров ДП-27, не стоит удивляться, что устаревшее, но надёжное оружие расползлось по миру и до сих пор оказывается востребованным. Последние случаи использования «дегтяря» были зафиксированы совсем недавно в ходе боевых действий в Донбассе.
Комментарии
Этот же пулемёт состоит на вооружении в Италии, Пакистане (также производится), ещё в целом ряде стран.
В Югославии копия MG 42 под наименованием Застава М53 состоял на вооружении до 1999 года в варианте под изначальный патрон 7,92×57 мм.
https://www.youtube.com/watch?v=mw1VGZoYQts
Для понта
Тонко подмечено. Не шибко хороший и потому незаменимый, а незаменимый, потому что все альтернативы ещё хуже