Незадачливое казачество

Наше время — время воинствующего эклектизма. Прокурор Поклонская несет портрет Николая II, а где-то рядом в Симферополе возвышается статуя Ленина, которую отстояли местные активисты от поклонников Евромайдана. На Украине переименовывают города и села, у нас же Ткачев и Белых, ничего не добившись, так и остались при Краснодаре и Кирове. В этом пестром смешении советского и русского нашли свое место и казаки.
Противоречивость существования казацкого движения в современном виде словно отражает противоречивость политики и идеологии нынешней Российской Федерации. Те казаки Кубани, что недавно напали на группу Навального, являются потомками запорожцев, переселенных в регион с Украины при Екатерине II и последующих царях. По идее, их более всего должно беспокоить возрождение традиционных языка (украинского!) и культуры. Ведь кубанское казачество стало в годы советской власти жертвой принудительной русификации, поскольку регион решено было не отдавать Украине, а оставить в составе РСФСР. Первое время в школах уроки велись на украинском, выходили газеты на этом языке, но уже с начала 1930 х Сталин решительно взял курс на искоренение украинского наследия. И политика была настолько успешной, что нынешние казаки на Кубани уже не ассоциируют себя со своими предками. Это в Европах начисто англизированные ирландцы или обиспанившиеся каталонцы, любят пофрондировать, посетовать на злых колонизаторов, лишивших их родного языка. У нас же такое невозможно представить.
За семьдесят лет советской власти традиционный уклад жизни казаков разрушен начисто, и восстановление его невозможно. Казачество — это навсегда канувший в прошлое образ жизни целого военнообязанного сословия. Представить в наше время такое сословие невозможно, несмотря на федеральный закон «О государственной службе российского казачества». А без этой сути казачество обречено, ибо только своим отношением к воинской службе оно и выделялось.
Тут можно провести сравнение казаков с народами Северного Кавказа. Возрождение тамошних традиций, пусть и в искаженном виде, было стремительным. Но это стало возможным именно благодаря множеству факторов: религия, язык и т.д. А как казакам сегодня выделиться из основной массы русского этноса? Да еще при такой утрате исторической памяти и смешении пришлых и коренных жителей? При массовом переходе к городскому образу жизни? Посему удел казаков в современной России — это ношение традиционных нарядов и исполнение песен, подобно тому как в Баварии бюргеры по выходным ходят в национальных костюмах. Политической роли они не могут играть по определению, но об этом чуть позже.
Казаки хоть и олицетворяются сегодня с истинно русским направлением, на самом деле формировались на окраинах Российского государства и впитали в себя немало самых разных этических элементов. Достаточно вспомнить «азиатские» лица Лавра Корнилова или атамана Семенова. Само название «казак» — тюркского происхождения и является однокоренным с «казахом».
Забайкальские казаки и вовсе создали в итоге собственный язык, непонятный для посторонних: «Лонись с братаном по елани сундулой хлыняли на бараклане»*.
Казаки не были уникальным явлением в истории, подобных служивых сословий на границах было немало — в той же Европе венгры-секеи, сербы-граничары. Но в силу размеров Российской империи они приобрели уникальный статус, став для Запада олицетворением ужасов царизма. Если для нас сегодняшних казаки привычно ассоциируются со свободой, вольным духом, смелостью и, вообще, являются воплощением лучших черт — отсюда и соответствующий цикл у Розенбаума, то за границей «казацкий» является привычной приставкой к «деспотизму» и «погромам». Парадоксальным образом они были восприняты как опора империи, как инструмент угнетения и закабаления народов. Впрочем, у русской «прогрессивной» интеллигенции рубежа XIX–XX веков их репутация была такой же, достаточно вспомнить рисунок Серова.
Хотя казаки при советской власти лишились всего и стали одной из самых, так сказать, репрессированных групп, сегодня казацким движением движет не память об этом. Управление им легко перехватили и начали манипулировать — вспомним все эти должности советников по делам казачества при президенте, заместителей губернаторов по тем же вопросам. В перестройку и первые годы после нее, кстати, казаки поднимали голову и в Казахстане, на территории которого волей большевиков оказалось немало их земель. Но движение их было там быстро поставлено под контроль властей. Казаки пытались играть какую-то роль в Донбассе, при начале тамошней смуты, но ничего вразумительного не получилось, тот же Стрелков их отчаянно ругал за нестойкость и недисциплинированность.
Если в начале 1990 х казалось, что казаки станут мощным фактором во внутренней политике, то сегодня «угроза» их активности давно сошла на нет, и их удел именно показные пиар-акции — как в случае с Навальным или «Пусси райот». Бывшие столетиями «антигосударственниками» — до приручения в XVIII веке, сегодня казаки являются оплотом режима; как будто по заказу для заграницы демонстрируя его наихудшие черты в карикатурном виде: мачизм, нетерпимость к иному мнению, да еще и плетку — к великому ужасу европейцев, давно позабывших, что это такое.
Но такое шутовство контрпродуктивно как для имиджа России в цивилизованном мире, так и для имиджа самого казачества. Служить на подтанцовках у политтехнологов режима, выполняя грязные задания, вряд ли перспективно, если ставить целью хотя бы возрождение традиционной культуры (на большее замахиваться и нельзя). С казаками случилось то же, что и с пресловутым русским национализмом, которым пугали в 1990 е. Черт оказался совсем не таким страшным, как его малевали, напротив, слабосильным и даже мертворожденным. Единственный успешный проект, который можно причислить к ведомству «русского национализма», — ЛДПР В.В.Жириновского, и этим все сказано. У казаков же не нашлось даже своего Жириновского.
Комментарии
самодержавие и единовластие были навязаны стране посредством честолюбивых выскочек боярского звания (в том числе и романовыми), конечно на фоне рабовладельческого монгольского ига,
-кстати, декабристы и являлись сторонниками возрождения Республики, а не узко царского (почитай немецкого гнета, из-за постоянных женитьб на немках),
-считаю, что и казаки больше тяготеют к республиканской модели развития нашего общества, чем к "царю-батюшке" (наибольшее число жертв среди кубанских казаков Белого дома октября 1993г тому подтверждение)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
И что из этого ОБЯЗАНЫ были сохранить коммунисты в СССР ?
И почему враги коммунистов считают ,что коммунисты ОБЯЗАНЫ были просто простить белоказакам все их зверства ,коллаборационизм ,бандитизм ,мародерство во время Гражданской войны ?
Смотреть на сегодняшних "казаков", увешанных крестами и нагайками, без смеха нельзя...
У белоказаков ,как и у ВСЕХ вас ,врагов коммунистов ,ментальная склонность к предательству ,мародерству , категорическое непризнание вины за свои преступления , и маниакальная страсть к сочинению мифов о "преступлениях коммунизма ".
На груди была медаль:
«За отвагу», «За победу»,
«За приятную беседу»,
«За научные труды»,
«За охрану всей среды»,
две медали космонавта,
орден игрока Варкрафта,
символ сдачи ГТО,
«Прохождение ТО»,
Клуб беременных «Журавлик»,
Гардероб ДК «Гидравлик»,
«Альтависта точка ком»,
«Общество больных грибком»,
Капитан игры «Зарница»,
«Гомельская психбольница»,
табакерка, и огниво,
восемь крышечек от пива,
«Фестиваль цыганской пляски»
«Крановщик, работай в каске!»
«Берегись велосипеда»,
«Тридцать восемь лет Победы»
Орден РСФСР,
тайный орден «Тамплиер»,
вкладыш жвачки «Лёлик-Болик»,
«Анонимный алкоголик»,
«Клуб ценителей вина»,
Символ панков из говна,
«SUSE-Linux», «Бизнес-тим»,
«Тында — город побратим»
«Самый опытный водитель»
«Лучший хряк-производитель»,
знак «Почетный водолаз»,
стикер «Путин-пи с»,
Октябрятская звезда,
«Героиня мать труда»,
группа крови, и Ай-Пи,
и пацифик на цепи.
И медальками — херак!
И теперь медальки все
раскатились по шоссе.
Ребятишки! Дяди, тёти!
Если где-нибудь найдете:
Орден Славы, Орден Мира,
пуговку с гербом Алжира,
фенечку, консервный нож,
малахитовую брошь,
Красный крест, Петровский крест
«Город Прага», «Город Брест»,
«Полковая медсестра»,
«Детство — чудная пора»,
«Эсперанто», «ЦСКА»,
личный номер лесника,
запонки к военной форме,
«Лучший токарь», «Выхлоп в норме»,
«Похудей за пять минут»,
Молодежный клуб «Сохнуд»,
«КГБ», «Почетный донор»,
«Частный фонд Елены Боннер»,
«Фестиваль чеченской моды»,
номерок фидошной ноды —
хоть медалькой, хоть значком
поделитесь с казачком!
.
.
Вот и спрашивается, а причём тут украинский язык, если там и говорили только на суржике?
.
----
Ну не украинский, а южнорусский,как его тогда русские называли, разница-то?
Кубанские казаки кстати имею больше горской крови, так как пока были в походах их жены принимали ночых гостей с гор. Это даже у Толстого описано в повести "Казаки".
И разговор я вёл не про то, кого там бабы "принимали", а с кого брали пример в своём облике терские казаки - с кунаков-горцев... своих... Хотя... ВОТ в этом случае, КАКИЕ ТАМ НА ХЕР УКРАИНЦЫ!!!
Комментарий удален модератором