Бестселлер: Люди. Деньги. Капремонт

На модерации Отложенный

Пока  СМИ в экстазе от возвращения на родину ранее ничем себя не проявившей кроме банальной жестокости по отношению к пленным савченко, в России продолжается жизнь. Жить становится радостнее, веселей. И одно из источников этой радости - капремонт.

Наверное, для состоятельных наших граждан этот вопрос может сидеть в печенках.. Действительно, из-за каких-то небольших денег такие обсуждения и риторика... Но беда наша в том, что состоятельных граждан в России становится все меньше. А дополнительная финансовая нагрузка в виде оплаты очередной финансовой пирамиды как-то не красит жизнь...

Про капремонт написано много разного. Наверное, давно уже всем понятно, что никакая эта не возможность отремонтировать жилые здания, а банальная финансовая пирамида типа МММ. Только при активной поддержке государства и с обязательными платежами всех, независимо от отношения к этой пирамиде.

Об этом говорят уже открыто. И не только говорят, а пытаются отменить капремонт как несоответствующее Конституции действо. Так, лидер партии Справедливая Россия Сергей Миронов подавал официальное заявление в Генеральную прокуратуру об отмене капремонта в конце 2015 года. Генпрокуратура поддержала обращение и направило материалы в Конституционный суд. Однако последний отказал в удовлетворении жалобы на неконституционность, витиевато что-то там аргументировав... Миронов уверен, что капремонт - это финансовая пирамида, и пора уже с ней заканчивать...

Может быть, для москвича оплата капремонта - это смешные деньги, однако для большинства жителей других городов это довольно значительные траты. К тому же Миронову обращения в его интернет приемную по проблеме капремонта за последний год, если верить ему (а он лично занимается обращениями) увеличилось в полтора раза.

Тем не менее, с нас продолжают драть в три шкуры...

Дело даже не в том, законно это или нет. Допустим, законно.

Дело даже не в том, нужно ли скидываться на капремонт. Допустим, нужно.

Дело даже не в том, сделают вашим детям ремонт через 30 лет или нет. Допустим, сделают.

Дело в том, что колода этих вопросов – старая и краплёная.

Любой ваш ответ – неправильный. Играть вам не понравится. Про выигрыш – расскажут красиво. Карты – уже всунули вам в руки. Вашу ставку назначили. Ваш ход.

Опыт прежних игр

Если я на сочинских улицах иду с опущенными глазами и вижу красные мокасины в сочетании с атласными штанами, то мне даже не надо поднимать голову, чтобы узнать, кто передо мной. Когда мне говорят про государственную гарантию моих вложений-сбережений, мне даже не надо читать текст моего с ними формального договора, чтобы оценить порядочность противной стороны. Я проигрывал эту игру в 90-е, когда «шоковые» реформы превратили в пыль мои деньги в Сберкассе. Я пролетел в пору ваучерной приватизации, когда Анатолий Чубайс внятно и убедительно объяснил мне, что вот эта красивая бумажка по стоимости – автомобиль «Волга». Я по-крупному (уже недавно) продул, когда весь 2014 год сытые дядьки из телевизора уговаривали меня не покупать доллары, а в 2015-м рубль шлёпнулся практически на землю. Теперь те же дядьки раздают мне новую колоду. Сейчас мы собираем на капремонт.

Насильно мил

«Согласие – есть продукт при полном непротивлении сторон!»,- наивно полагал монтёр Мечников из «Двенадцати стульев». Отсталый элемент!

Сейчас всё по-другому. Договор с НКО «Фонд капитального ремонта МКД» вы можете и не заключать – деньги с вас будут брать и без излишних формальностей. Во-первых, в самом тексте договора есть чудесная фраза: «Договор вступает в силу после подписания его Сторонами либо с даты уплаты собственником помещения в МКД взноса на капитальный ремонт на счет Регионального оператора…».

Уловили изящество фокуса? Вы обнаруживаете в своём почтовом ящике новую платёжку, в запарке, вместе с ворохом других квитанций оплачиваете её, и оказывается, что вы тем самым заключили с кем-то какой-то договор, который и в глаза не видели. Что в нём написано – не знаете. А там может быть всё, что угодно.

Хорошо, допустим, вы – хитрый, не оплатили подозрительную квитанцию и поступили по принципу моей доброй знакомой – «в транспорте не знакомлюсь, незнакомые платёжки не оплачиваю». Думаете, избежали принудительного заключения договора «не по любви»? Как бы не так! На официальной онлайн-конференции руководитель НКО «Фонд капитального ремонта МКД» Елена Березницкая развеяла наивные надежды: «Отсутствие договора, заключенного с региональным оператором …не освобождает собственников помещений от обязанности по уплате взноса на капитальный ремонт».

Всё понятно? Остаётся только неясным, зачем тогда все эти китайские церемониальные приседания с договором, его подписанием-неподписанием, иезуистским текстом и склонением к домовому сожительству с Региональным оператором? Если «отсутствие договора не освобождает…», то зачем вообще его писать?

На самом деле, эмоциональное отношение к контактам с властью не идёт на пользу ни нервам, ни делу. Итак, спокойно. Трезвый анализ существующего законодательства говорит о том, что колоду карт вам раздают правильно. И плата за капремонт – это задумка правительства, подкреплённая многочисленными статьями Жилищного кодекса со своевременными поправочками, Федеральными Законами, возводящими Региональных Операторов в ранг единственных и неповторимых, постановлениями губернатора Краснодарского края и многими другими серьёзными бумагами. Желающих сопоставить законность затеи и здравый смысл отсылаю к общечеловеческим ценностям и сайту регионального оператора по Краснодарскому краю — kapremont23.

Взятки — гладки

Первое, что узнаёшь, посетив сайт, — это то, что «Фонд капитального ремонта МКД» по своему статусу – некоммерческая организация. Дотошные читатели сразу же полезли в Федеральный Закон №7 («О некоммерческих организациях»)  — и в статье 7 прочитали чудные строки: «Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей».

Кратко, ёмко, законно… Разумеется, Фонд не собирается «испариться» с вашими деньгами, договор (пусть вами и не подписанный) предписывает ему тратить ваши деньги только на капремонт, изменить всю вашу коммунальную жизнь в лучшую сторону, но… «учредители не отвечают…».

Кстати, учредителем НКО «Фонд капитального ремонта МКД» является департамент жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края. Очищение ведомства произошло в феврале 2015 года, когда сразу два вице-губернатора края, Александр Иванов и Вадим Лукоянов, курировавшие кубанское ЖКХ (Иванов с 2008 по 2011, а Лукоянов с 2011 и позже) оказались за решёткой.  Никаких оснований не доверять ведомству (в целом) и нынешним преемникам (в частности) нет, поэтому продолжим.

Знаете ли вы, что:

1. Региональный оператор может для ремонта вашего дома (при недостатке ваших средств) брать в банке кредиты. Кто будет платить проценты – вопрос риторический. Конечно, вы.

2. Региональный оператор может размещать ваши («временно свободные») деньги в банке. А полученные от «инвестирования временно свободных средств» доходы может тратить на «обеспечение своей текущей деятельности». К процентам от инвестирования ваших денег вы отношения не имеете, поскольку региональный оператор отвечает перед вами только в рамках уплаченных сумм. Деньги – ваши, проценты – наши. Программа рассчитана на 30 лет. Не волнуйтесь — если что – вам вернут ваши деньги. В 2043-м году. Рубль в рубль. Инфляционные издержки – тоже ваши.

3. Собственники квартир в новостройках не освобождаются от взносов на капитальный ремонт. Собственники квартир в ТСЖ – тоже.

4. Средства, полученные от собственников помещений в одних многоквартирных домах, могут быть потрачены на капитальный ремонт в других домах, при условии нахождения в пределах одного муниципального образования.

5. Региональный оператор тратит в каждом текущем году на капитальный ремонт МКД (многоквартирных домов) не более 70% от средств, поступивших в году предшествующем. Больше не может. Прописано в Уставе.

А сколько не жалко!

Интересная картина складывается с размером платы за капремонт в разных регионах России. Экономической обоснованностью тут и не пахнет. Дядьки из телевизора говорят, что связана она с реальными затратами на эти виды работ и платёжеспособностью населения. Но как так получается, что за один и тот же ремонт жители Ямала заплатят из расчёта десяти рублей за квадратный метр, а кубанцы – около пяти? На Ямале трубы дороже в два раза, или на Кубани шифер дешевле?

Хорошо, идём дальше. Платёжеспособность населения. Москвичам в квитках нарисовали 15 рублей за метр. Ну а что, скажете вы, богатая столица, понятное дело… А питерцы отдадут за то же самое два с полтиной! В Питере аппетиты регионального оператора меньше или люди принципиальнее? Где логика? Где-где… Вы будете смеяться, но в Караганде! В этом казахстанском городе, как и в целом в республике, размер суммы, которая будет взиматься с каждой квартиры, определяют сами жильцы. И распоряжаются накопленными средствами сами. Власть лишь контролирует действия подрядчика.

Но у нас – собственный путь. Нам все деньги надо обязательно собрать в обезличенную кучу и назначить смотрящего. Честного. Куча-то большая. По данным Аналитического центра при правительстве РФ, объем средств, которые собственники будут обязаны ежегодно выплачивать для формирования фонда капремонта, может составлять от 52 до 300 миллиардов рублей.

И напоследок – новость, которая пришла буквально сегодня – «Замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис заявил, что планируется ввести программу господдержки кредитования населения на капитальный ремонт домов по аналогии с субсидированием ипотечной ставки».

Про аналогию лучше бы и не заикались. Вещь известная. А вот про кредитование капремонта – спасибо, что предупредили. Ждём разумных процентов за невзятый лично нами кредит в квитках от честного смотрящего.

Кап-кап-кап

Спор вокруг того, может или не может Региональный оператор начислять проценты за несвоевременное внесение платежей за капремонт, крутится вокруг понятий «коммунальные платежи» и «оказанная услуга».

Если это платёж коммунальный, говорят одни, то проценты начисляют. Жилищный кодекс обязывает. Но капремонт к этой категории не относится. Оказанной услугой его тоже назвать нельзя – когда она будет оказана, только Богу и приложению к постановлению губернатора известно. Так, стало быть, и проценты взимать нельзя? Расслабиться позволяет статья 14 Жилищного кодекса: «Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается».

«Уффф!» – выдохнет злостный саботажник благого начинания властей. И будет посрамлён. Потому что ниже в Жилищном кодексе есть принятый совсем недавно пункт 14.1, который гласит: «Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере, установленном в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт».

Оба пункта, так яростно нелюбящие друг друга, мирно уживаются на белых листах Жилищного кодекса. Первый — писали в то время, когда понимали, что капремонт – услуга не оказанная и накручивать проценты на неё неловко. Второй – дописали на злобу дня. Хороший закон. Какой из пунктов выбрать – каждый решает сам. Это вам не «казнить нельзя помиловать». Даже запятую ставить не надо.

Наш региональный оператор пока читает только первый пункт и проценты должникам не выставляет. Но что ему мешает заострить внимание на пункте втором? Закон – что надо! Тем более что руководитель НКО «Фонд капитального ремонта МКД» Елена Березницкая на подобный вопрос процитировала именно второй («процентный») пунктик.

«Огромно, стозевно и лаяй на нас…»

Пиар-компания по продвижению светлой идеи капремонта охватила практически все российские масс-медиа. Газеты, радио, телевидение. Звёзды российских сериалов втолковывают неразумным соседям, что взносы на капремонт – это единственная возможность жить по-человечески.

Есть даже рекламные мультфильмы. В них персонаж, не понимающий прелестей нововведения, – это придурковатый мужичок со старорежимной бородкой и выпученными глазами. Компьютерные ролики живописуют картину, где монетки, сыплющиеся на потрескавшийся дом, превращают его в новостройку.

Местное и региональное телевидение с энергией и напором, присущими выборной поре, нахваливает и разъясняет. Руководство регионального оператора в онлайн-конференциях на раздражённые вопросы жителей мило улыбается из прикреплённых фотографий и копипастит выдержки из федеральных законов и постановлений. Отделам регионального оператора на местах запрещено давать интервью и велено отсылать в Краснодар. В Краснодаре – опять копипаст из федеральных законов. Вопросы: «Кем оплачена бурная рекламная кампания со звёздами кино, мультфильмами и компьютерными роликами, кто рассчитался за многие сутки дорогостоящего эфирного времени?» — висят в воздухе, как пыль от будущего ремонта.

Вас тут не стояло!

Весьма забавно внимательно изучить сайт регионального оператора и поинтересоваться – а где же уже идёт этот удивительный капитальный ремонт, который, как утверждает приложение к губернаторскому постановлению, нам обязательно сделают, пусть и поэтапно, пусть и в чёткие (разброс всего лишь от 2015 до 2043 года) сроки? Ремонт, очередность которого, как утверждают руководители НКО, «зависит от степени изношенности жилого фонда». И тут выясняется, что все (!) отремонтированные в 2015 году дома находятся в краевой столице. Логичная причина только одна – дома в Краснодаре быстрее изнашиваются.

«Настоящих буйных мало…»

Граждан, взбудораженных нововведением, на самом деле было много. Тут и коммунисты, и юристы, и активные собственники. Москва, Волгоград, Самара, Екатеринбург… Акции протеста, судебные иски, митинги под лозунгами «Долой хапремонт!», образцы исковых заявлений, разбросанные в интернете, – всё это пока — яростная борьба плети с обухом. Иски под напором тщательно подготовленной и скорректированной нормативной базы рассыпаются в российских судах как карточный домик. Положительного опыта юридически успешной борьбы с навязанными взносами на капремонт пока нет.  Да и вряд ли будет. Инициативным группам граждан даже с поддержкой юристов не под силу тягаться с целой государственной машиной.

 

Путин и Медведев – за нас!

Недоверчивые граждане как аргумент в пользу объяснения своего, мягко говоря, настороженного отношения к резким движениям на коммунальном фронте приводят не только факты недавних «посадок» в краевом руководстве, но и позицию высших должностных лиц страны. Шутка ли, ещё в ноябре 2011 на совещании у Дмитрия Медведева  глава Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин сообщил, что общий объем сомнительных операций в сфере российского ЖКХ ежеквартально достигает 10 млрд рублей. Глава ведомства также посетовал на появление новых схем хищений и мошенничества в жилищно-коммунальной сфере: «Все принимаемые нами усилия в отношении преступных элементов приводят к тому, что они находят новые мошеннические схемы, новые подходы, которые позволяют похищать им, в том числе, бюджетные средства».

e320fcdd3ae83a50d1024e9a844273d1Было велено бороться, но и через пару лет на совещании  у того же премьера министр МВД Владимир Колокольцев сообщил, что совершенные в сфере ЖКХ преступления в 2013 году нанесли ущерб в 3 млрд рублей.

— По мелочи не воруют, Дмитрий Анатольевич. Уж если воруют, то по-крупному! — огорчил министр МВД.

Президент России тоже не испытывал иллюзий по поводу порядка в этой сфере и в октябре 2013-го сказал:

— Анализ прокурорской и следственной практики, результаты независимых исследований показывают, что ряд сфер особенно подвержены коррупции. Это, прежде всего, ЖКХ, потребительский рынок, оценка размера компенсации при ликвидации последствий стихийных бедствий, строительство и ремонт разного рода объектов. В некоторых регионах тарифы на взятки и откаты хорошо известны и даже меняются с учетом инфляции. Можно было бы посмеяться, если не было бы так печально.

И если уж первые лица государства публично обозначают для нас «зоны риска», то почему бы и нам не проявить минимальную осторожность? Такова гражданская позиция противников «вменённых» взносов на капремонт.

Иголка — в яйце, яйцо – в утке, утка – в зайце…

Борцы с директивными платежами за капремонт безуспешно перелопатили ворох федеральных законов и всю юридическую библиотеку. Обилие цитат из нормотворческого талмуда, предъявляемых в суде, вызывали встречные цитаты из того же талмуда. Выиграть процесс у государства не удалось. Попытки продолжаются, и сейчас возник новый виток.

Обнаружено слабое место в уставе  каждого регионального оператора. Самый последний пункт: «Региональный оператор может быть ликвидирован, если имущества регионального оператора недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна».

Основной, если не единственный, источник доходов регионального оператора – наши платежи.

Социальный маркер

Раньше нас объединяла причастность к какой-нибудь социальной группе. Рыбаки, болельщики «Спартака», филателисты, любители макраме… Человек был рад встретить единомышленника. Сейчас всё чаще на вопрос: «А ты платишь за капремонт?» — слышишь в Сочи такой ответ: «Нет! И все мои друзья не платят!». И тем для разговора становится больше.

Я боюсь обобщать, но этим социальным маркером отмечена большая часть жителей курорта. По последним данным, большинство жителей Сочи игнорируют платёжные квитанции от Фонда капитального ремонта МКД. Около двух третей от общего числа собственников. Бунт? Неповиновение? Жадность? Не то, не другое, не третье. Это — ответ на отсутствие понимания, что каждый гражданин – равноправный партнёр власти. И достоин не просто стоять и смотреть на «новые ворота» со словами третьей статьи Конституции: «…Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Каким бы он строптивым ни был.