Ю. Лазарев. Повесть временных лет. Часть 1.16


В год 6415 (970). Пошел Олег на греков, оставив игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривечей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки " Великая скифь" . И с этими всеми пошел Олег на конях и кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города греками, и разбил множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: "Не губи города, дадим тебе дани какой захочешь”. И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от бога”. И приказал Олег дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было на каждом корабле по сорок мужей.
И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вельмуда, Рулава и Стемида со словами:" Платите мне дань”. И сказали греки:" Что хочешь дадим тебе...”. И сказал Олег:" Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные”, — и было так! И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царьграда.



Причиной войны, вероятно, снова послужили нарушения византийцами условий предыдущих договоров. Торговля с Византией была жизненно важна для Руси. Сбыт полюдья являлся завершающей частью всего цикла хозяйственной деятельности, поэтому нарушение черноморской торговли, находившейся под контролем Византии, наносило Руси значительный ущерб. Кроме того, после свержения Аскольда, возможно, возникла необходимость продемонстрировать Византии свою силу, решимость отстаивать вооружённой рукой интересы нового государства, так сказать, громко заявить о себе. А. Никитин считает, что этот поход русов мог быть эпизодом болгаро-византийской войны 894-904 или 913-927 годов, в которой Олег выступал как союзник болгарского царя Симеона.
Причины для начала войны со стороны болгар были те же, что и у русов — запрет льготной торговли болгарским купцам в Константинополе.
Это был самый крупный поход Руси на Царьград.  Олег привел с собой дружины не только подвластных, но и союзных племен. Если верить летописцу, то численность Олегова войска составляла не менее 40 — 60 тыс. человек (из расчета 20 —30 воинов в каждой ладье, плюс войско, двигавшееся по берегу).

"Что касается конницы, то она могла пройти к стенам византийской столицы лишь по территории Болгарии, где правил в те годы могущественный владыка — царь Симеон Великий... Болгария тайно помогала Руси, пропустила по своей территории ее войска, предоставила руссам необходимую информацию". (А. Н. Сахаров).

Л.Н Гумилев и некоторые другие историки на основании собственного анализа и отсутствия упоминания этого похода в известных византийских источниках считают, что Нестор совершил "перенос событий похода призираемого летописцем Аскольда на любимого Олега”, что на самом деле Олег никакого похода на Царьград не совершал, а, напротив, был данником и вассалом хазар — иудеев.
Каждый человек имеет право на свою точку зрения, но нельзя забывать, что летопись являлась не только историческим, но и серьезным политическим документом. И в те времена вряд ли было возможно и позволительно по множеству причин допускать столь явные искажения описания сравнительно недавнего прошлого. Возможно ли сегодня, например, приписать победы Петра I Павлу? Обе упомянутые болгаро—византийские войны были для Византии крайне тяжёлыми, поэтому не исключено, что осада русами Константинополя не случайно выпала из поля зрения византийских источников, как и некоторые другие военные неудачи ранее и позднее.


С другой стороны, не исключено, что и русский летописец преувеличил успех войска русов, либо позаимствовал часть этого успеха у болгар.
Можно по-разному оценивать роль Олега, но для подготовки, организации и осуществления такой победы одной удачи мало.
Ещё один интересный  эпизод  приводит летопись. Византийцы, искушённые в дворцовых интригах, знающие многие способы умерщвления своих собственных царей, попытались отравить сурового князя русов. Но он сумел разгадать их коварный замысел, отверг отравленное питьё. Яд  — известное и традиционное орудие внутренней и внешней политики Византии. Олег проявил незаурядное предвидение, но в истории русско-византийских отношений этот кубок с ядом еще не последний.



"Договоры (Олега с Византией — Л.Ю.) обеспечивали русским послам, купцам и служившим в Византии наемникам личную безопасность (от убийств и побоев), а также сохранность их челяди и другого имущества от хищения или отъема и при жизни владельца, и после его смерти. Последняя статья, как полагают, древнейшая норма международного частного права средневековья. Предусматривались взаимный возврат пленных за выкуп, а так же выдача преступников — "злодеев”. Позднее договоры совершенствовались, включая новые элементы посольского протокола”. (В.Г. Пашуто).

"Под Константинополем Олег, начиная переговоры с греками, "посла к нима в град Карла, Фарлофа, Вельмуда, Рулава, Стемида”. Вовсе не обязательно все эти люди со скандинавскими именами были варягами; они могли получить имя в честь варяжского родича или отцова товарища по дружине... Тем не менее сама концентрация варяжского элемента — показательная характеристика "русов” 907г.”.
(Г.С. Лебедев).

"...Олег повесил свой щит на ворота Константинополя в знак мира. Эта традиция была весьма распространенной у народов Восточной Европы. Наш летописец почему-то посчитал, что свой щит Олег водрузил на константинопольских воротах в знак победы. Простим древнему автору это небольшое увлечение, вызванное глубоко патриотическими намерениями.”  (А.Н.

Сахаров).

И подняла русь паруса из паволок, а славяне кропинные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: " Возьмем свои простые паруса, не дали славянам паруса из паволок". И вернулся Олег в Киев, неся золото и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узоречье. И прозвали олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.
В год 6416 (908). В год 6417 (909). В год 6418 (910). В год 6419 (911). Явилась на западе большая звезда в виде копья.
 
В июле 912 г. комета Галлея была близко от Земли, о чём и сообщил летописец.



" Суть всего эпизода не ясна из-за спорного значения термина "кропинные". Ясно лишь, что новгородцы (словене) оскорблены тем, что им не дали для парусов дорогой шелковой материи ("паволок") и они вынуждены довольствоваться своими "толстинами" — парусами из грубого полотна". (О.В. Творогов).

" IX - X столетия — это время самого широкого выхода Руси на мировую арену, — выхода и в прямом, буквальном смысле слова, ибо в течение этих двух веков десятки или даже сотни тысяч людей (это отнюдь не преувеличение) из Руси побывали в соседних и более далеких странах в составе войск, посольств, торговых товариществ...
 После общеизвестных походов на Константинополь в 860 г. и в начале X века Русь вступила в союзнические отношения с Византией". (В. В. Кожинов).

"...В 911 - 912 гг. отряд из 700 русских воинов участвовал в походе византийского флотоводца Имерия против арабов на Крит..., в 943 г. 7 судов с русами (415 человек) находились в эскадре из 18 судов патрикия Косьмы, которого император Роман послал в Лангобардию (то есть, в северную Италию); в 935 г...  они же в составе эскадры протосфапария Епифана ходили к берегам южной Франции". (В. Т. Пашуто).

Интересно, что в войне за Сицилию против Византии, а также в Испании против франков и арабы, главные противники византийцев, использовали славян. Тысячи славян (возможно, славян арабам ещё детьми продавали хазары) воевали на стороне арабов как воины и моряки. Мало того, известен и славянин-флотоводец на арабской службе!
" Еще применительно к 60-м годам IX века была замечена связь между русско-византийским «договором мира и любви» и действиями русской рати в Закавказье, ударившей по вассалам Арабского халифата (постоянного врага Византии на юге в то время - Л.Ю.). Теперь это повторилось. В 909 — 910 гг. состоялся новый поход русской рати на Восток,  направленный против Юсуфа ибн-Абус-Саджа, наместника багдадского халифа в Южном и Юго-Западном Прикаспии, а также против Саманидов — владетелей Мавераннахра, Хорасана и Табаристана, бывших вассалами халифа. Вполне вероятно, что дань, которую выплачивали византийцы Руси, шла и в уплату союзнических действий руссов на Востоке.
... Хазария вынуждена была пропустить руссов. Между русскими вождями и хазарским каганом был заключен договор о проходе русского войска по хазарской территории (вероятно, под давлением могущественных союзников Руси и Хазарии — византийцев - Л. Ю.). Этот договор объясняет, каким образом руссы появлялись на Востоке и прежде".
(А. Н. Сахаров).


В год 6420 (912) . Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими... Царь же Леон почтил русских послов дарами — золотом, и поволоками, и драгоценными тканями — и приставил к ним своих мужей показать им церковную красоту, золотые палаты и хранящиеся в них богатства: множество золота , поволоки, драгоценные камни и страсти господни — венец, гвозди, багряницу и мощи святых, уча их вере своей и показывая им истинную веру. И так отпустил их в свою землю с великой честью. Послы же, посланные Олегом, вернулись к нему и поведали ему все речи обоих царей, как заключили мир и договор положили между Греческой землею и Русскою и установили не преступать клятвы — ни грекам, ни руси.
 
" Мирный договор определил условия взаимной торговли, обеспечения прав торговых людей из Руси и Византии, морского права , порядка мореплавания и взаимной помощи в пути, берегового права, выкупа пленных и т. д.  Для руси условия договора были весьма выгодными".
Г. Прошин
" И все-таки Руси еще не удалось добиться полного равноправия с империей при заключении договора 911 г. Это видно из того, что вновь и вновь русские послы вынуждены были отправляться в Византию. Именно там решались судьбы отношений между двумя государствами. Олег — великий киевский князь — именовался в договоре "светлым князем", "светлостью", что, конечно же, принижало русского владыку перед иными крупными властелинами...
Да и в отношении союза с Византией Русь находилась в невыгодном положении: союзные обязательства несла только русская сторона, только руссы должны были являться на помощь империи, принимать участие в ее походах".


А. Н. Сахаров
" Тексты договоров с Византией "свидетельствуют, что "варяжский" князь Олег и "варяжская" знать клянутся перед византийцами не Одином и Тором — скандинавскими богами, а Перуном и Волосом — чисто славянскими божествами. Это, без сомнения, очень существенный показатель, убеждающий, что варяги действительно влились в собственное бытие Руси".
В. В. Кожинов


В 912 г. большое русское войско на 500 судах прошло через земли хазар и напало на южный берег Каспия, затем на Абесгун и Гилян. Весной 913 г. русы  с большой добычей двинулись назад. Половину захваченного, согласно предварительной договоренности, русы отдали хазарам. Тем не менее, при проходе через столицу Хазарии войско русов подверглось внезапному нападению мусульманской гвардии кагана. Большинство русов погибли. Большая часть вырвавшихся из этой западни русских воинов была уничтожена северными вассалами Хазарии булгарами и буртасами. (Буртасы — финно-угорское племя, пришедшее на Среднюю Волгу вместе с гуннами в IV веке). На Русь возвратились немногие.

"Отныне становилось очевидным, что никакие общие цели Византии, Хазарии и Руси ... в Закавказье не способны поколебать главное нарастающее противоречие между Хазарским каганатом и Русью... Хазария пришла к откровенному противоборству с Русью и Византией. Теперь... никто уже не мог бы помешать Руси нанести Хазарии решающий удар. Для этого требовалось лишь время".
А .Н. Сахаров