Кто виноват в десуверенизации алжирской фемиды?

3 июня 2016 года во французском суде будет рассматриваться судебный иск, поданный президентом Алжира Абдель Азизом Бутефликой против французской газеты «Ле Монд». В этом иске газета обвиняется в клевете за публикацию документов, которые свидетельствуют о том, что люди из близкого окружения алжирского президента, владеют фирмами и счетами в оффшорных зонах. Об этом сообщает еженедельник «Джон Африк», издающийся в Париже.
Еженедельник в рубрике «конфиденциально» опубликовал отрывки из иска, подданного от имени алжирского президента во французские судебные инстанции. В нем требуется, чтобы сторона обвинения осудила издание «Ле Монд» и заставила опубликовать судебное решение на передовой странице крупным шрифтом (1 сантиметр). Обвинение требует осудить ответственного лица издания «Ле Монд», а также издательскую компанию, обвиняя их в клевете в адрес алжирского президента Абдель Азиза Бутефлики. Обвинение требует возмещения морального ущерба Бутефлике в символическом размере (1 евро) за оказанный ему ущерб, а также финансовой компенсации гражданского иска в размере 10 тысяч евро.

Президента не удовлетворят скрытые извинения в виде разъяснений, которые принесла известная французская газета за публикацию статьи о причастности людей из окружения алжирского президента к «панамскому» скандалу в апреле нынешнего года, сопровождавшуюся фотографией президента. Впервые газета была наказана, когда ее журналистам, в составе делегации репортеров телеканала «Канал+», отказали во въезде в Алжир для освещения визита премьер-министра Франции Мануэля Вальса, состоявшегося 10 и 11 апреля нынешнего года.
Решение о судебном преследовании в отношении «Ле Монд» свидетельствует о намерении правящей верхушки перенести политические и журналистские баталии на территорию Франции, в ответ на скрытые обвинения в адрес президента в содействии коррупции и выводу из страны больших финансовых средств, в которых подозревают его окружение.

Параллельно продолжается борьба общественного мнения против попыток отбелить имидж бывшего министра энергетики Шакиба Халиля и прекращения судебного преследования в его отношении, что позволило ему вернуться в Алжир, не опасаясь каких либо преследований. В вину президенту вменяется и то, что не было начато ни одного расследования по материалам, касающимся панамского скандала, в отношении правительственных лиц и других, имена которых упомянуты в «панамских» документах и число которых составляет более 30 человек.

Действия властей иллюстрируют усилия по восстановлению репутации президента, достоинство которого было оскорблено, по мнению его сторонников и большой части алжирских граждан, не только газетой «Ле Монд», но и всеми французскими СМИ. Это является также протестом в адрес французских союзников против изменения в направлении политической и информационной риторики в отношении правящего в Алжире руководства, выразившегося в публикации французским премьер-министром не отредактированных фотографий президента.
Перемены в отношении алжирского президента и правящей элиты вызвали множество вопросов, если не стали официальным заявлением о более существенных переменах во французской политике в отношении алжирских властей и намерении Парижа отстраниться от происходящего в бывшей своей колонии.
Пока что стремление перенести судебную, информационную и политическую битву в Париж привело лишь к формальному принятию французским судом иска к рассмотрению.

Неизвестно, приведет ли рассмотрение французскими судебными властями этого вопроса к достижению поставленных целей, в том числе и на информационном уровне. Особенно если принять во внимание, что это еще больше сконцентрирует внимание на материалах «панамского» дела, и на самом президенте, который не приедет на судебное заседание, если оно состоится.

Те же финики, только с боку…

Французский суд оправдал алжирского артиста и певца Шеба Халеда (Шеб – означает по-арабски: молодой исполнитель песен), которого его соотечественник, также певец Шеб Рабех обвинил в присвоении написанной якобы ним песни «Ди Ди», получившей большую популярность среди слушателей по всему миру. Об этом сообщило алжирское Агентство по защите авторских и смежных прав.

Суд (французский) посчитал, что иск певца Шеба Рабеха в отношении «короля раи» (раи – направление в алжирском фольклоре) Шеба Халеда является безосновательным. Свое решение суд принял, основываясь на данных отчета экспертной комиссии, действующей при алжирском Агентстве по защите авторских и смежных прав, отвечающей за западную территорию Алжира. После проведенного расследования, комиссия пришла к выводу, что Шеб Халед является настоящим автором музыки и слов песни «Ди Ди», а не истец.

Шеб Рабех подал судебный иск против Шеба Халеда в французский верховный суд в Париже, обвинив его в присвоении песни «Ди Ди». Он утверждал, что он сам является автором музыки и слов этой песни и обладает всеми правами на деньги, которые Шеб Халед заработал за ее исполнение в период с 1991 года, когда она вышла впервые.
В апреле нынешнего года (2016) французский суд принял решение в пользу Шеба Рабеха, осудив Шеба Халеда и обязав его вернуть все авторские права на эту песню истцу, а также возместить ему моральный ущерб в размере 200 тысяч евро.

Нынешним оправдательным решением суд поставил окончательную точку на уровне французского правосудия в деле, касающемся песни «Ди Ди», которая принесла для Шеб Халед международную известность, и которая до сих пор пользуется большой популярностью, не смотря на то, что с момента ее появления прошло уже около четверти века. Ожидается, что Шеб Халед, который уже имеет французское гражданство, прибудет 22 мая на свою историческую родину (Алжир) вместе с другими алжирскими артистами, чтобы присутствовать на акции по уничтожению 20 млн. пиратских дисков, организованной Агентством по защите авторских и смежных прав.

Мы наблюдаем, как в последнее время споры имущественного и другого рода решаются не в стенах алжирского правосудия, а переносятся в Париж. Это говорит о том, что алжирские граждане, включая президента страны, не доверяют своей Фемиде.
К примеру, господин Халед, который во время одной из предвыборных кампаний Бутефлики был его доверенным лицом, поддерживающим связь с заграничным электоратом. Поэтому о его связи с нынешней властью давно известно.
Но нам интересно, если бы возник какой-то имущественный спор между украинским певцом со своим же земляком, то приемлемо бы было, если бы спор рассматривался, например, Басманским судом города Москвы, который бы обвинял или оправдывал … (продолжение чтения)