«Желание вступить в брак с человеком своей национальности вполне естественно»

На модерации Отложенный

Православные священнослужители выразили недоумение в связи с утверждением главы ВЦИОМ В.Федорова о «нетолерантности» русских, редко вступающих в межнациональные браки …

Социологи считают, что в вопросе о семейных связях россияне не толерантны к представителям других национальностей. Как рассказал "Времени новостей" руководитель Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров, большинство россиян (70%) одобряют браки исключительно с представителями своей национальности.

На этом основании социолог сделал вывод, что по сравнению с европейцами и американцами россияне особой толерантностью не отличаются. "У нас негров называют неграми, а инвалидов инвалидами", - привел пример Валерий Федоров, объяснив такую ситуацию тем, что Россия, в отличие от Запада, не получила "прививку политкорректности".

Газета "Время новостей" на основании приведенных г-ном Федоровым данных с каким-то непонятным удовлетворением заключила, что "у наследников советского интернационализма "иммунитета от национализма нет".

Regions.Ru отмечает, что такие опросы не только создают негативный имидж страны, но и провоцируют развитие межнациональной розни, приучая население России к мысли о якобы свойственной ему нетерпимости к тем, кто отличается от них цветом кожи или разрезом глаз. Между тем как раз в России и Советском Союзе ничего подобного не было.

«Как вы расцениваете выводы и обобщении г-на Федорова? Можно ли подобные данные интерпретировать как свидетельство меньшей толерантности жителей России? Можно ли считать, что России более свойственны националистические настроения, чем странам Запада?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает, что социологи вывод сделали поверхностный и вследствие этой поверхностности принципиально неверный. «Большинство жителей нашей страны, хотя часто и не являются практикующими христианами, мусульманами или, скажем, буддистами, на латентном уровне, на уровне бессознательного или на уровне нравственного чувства осознают, что браки межнациональные в силу их межрелигиозности несут в себе слишком много сложностей», - сказал он.

«Я не думаю, что существует какая-то проблема в браке, например, великоросса и украинки, белоруса и чувашки или представителей Юга России и какой-нибудь сибирской народности, так что первично здесь именно религиозное, а не национальное», - отметил он.

«Невозможно отрицать, что человек, вступающий в брак, может быть носителем не только этнического начала, но и некоего начала религиозного. В Европе, где господствует секуляризм и религиозное начало ослаблено, несомненно, в большей степени, чем в России, межнациональные браки довольно часто встречаются.

У нас же, когда религиозное и национальное так тесно переплетены, люди по естественному чувству благоразумия и самосохранения стремятся от них воздерживаться», - заключил протоиерей.

 Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, к выводам социологов относится скептически. «Впрочем, и самим опросам, ожидаемые результаты которых часто предполагают заранее определенную интерпретацию, я тоже не очень доверяю», - добавил он.

«В данном случае нам неизвестно, представителям каких национальностей задавался вопрос, в каком контексте, к представителям каких национальностей обнаружилась неприязнь, учитывались ли факторы социального, религиозного и культурного характера и т.д. И при всей этой относительности делаются однозначные выводы. Здоровый естественный консерватизм превращается почему-то в какой-то реакционный национализм и нетолерантность», - сказал отец Алексий.

Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила г. Талдома, полагает, данные социологических исследований в этом случае свидетельствуют лишь о желании россиян иметь крепкую семью. «Желание вступить в брак с человеком своей национальности вполне естественно. Раньше люди старались заключить брак в рамках одного сословия, так как это давало гарантию, что у супругов будут общие ценности и интересы. То же самое можно сейчас сказать по поводу стремления обрести супруга или супругу той же национальности», - заметил он.

«У каждой национальности своя культура, свой менталитет и свое отношение к семье. И желание иметь свою вторую половину той же национальности свидетельствует не о националистических настроениях, а о желании иметь крепкий брак и жить в нем единомысленно», - заключил отец Илия.

Клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери священник Георгий Белодуров, полагает, что данные социологии свидетельствуют о желании россиян избежать барьеров в понимании друг друга. «Когда вы представляете, что в вашу семью войдет человек другой национальности, особенно если культура этого человека очень далека от вашей культуры, то это, как правило, воспринимается как некоторые дополнительные хлопоты. И это отнюдь не свидетельствует о ксенофобии или отсутствии толерантности», - заметил он.

«Тем не менее, хочу напомнить, что во времена апартеида в Южной Африке приветствовались приезжие из России, потому что из них получались хорошие расисты. Возможно, дело в том, что хотя наша страна многонациональна, она в большой степени монокультурна, поэтому нам свойственно с опаской относиться к вторжению в свою культурную среду», - заключил он.