США и Британия помогают коррупционерам по всему миру

На модерации Отложенный

В одном загородном поместье в деревне Брэмли графства Гэмпшир проводятся масштабные ремонтные работы. Над широкими лужайками и старыми деревьями местного уютного парка возвышается огромные подъемный кран, который видно с самой дороги. Бьюрепейр-Парк несколько недель назад показали мне местные жители, которые сообщили, что их удивило имя нового хозяина поместья: Юрий Лужков, бывший мэр Москвы.

Желая понять, что Лужкова и его жену Елену Батурину, единственную российскую женщину-миллиардера, могло привлечь в загородной жизни в Англии, я нашла это имение в британском земельном кадастре. Хотя мне удалось обнаружить его стоимость — 5,5 миллиона фунтов стерлингов (7,7 миллиона долларов) — я не нашла в нем никаких русских имен. Владельцем значится компания Skymist Holdings Limited, которая в настоящий момент и проводит в этом поместье масштабные ремонтные работы. Если бы это была британская компания, можно было бы проверить, действительно ли Лужков является владельцем. Но, увы, компания Skymist зарегистрирована на Британских Виргинских островах, где имя владельца можно скрыть. Таким образом, след обрывается.

Я вспомнила о Бьюрепейр-Парк на этой неделе, когда премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон сообщил королеве, что лидеры двух «фантастически коррумпированных» стран — Нигерии и Афганистана — приедут на саммит, посвященный борьбе с коррупцией, который он проводит в Лондоне. Пресса прилежно опубликовала это неуместное замечание, выставив его как нечто оскорбительное — хотя, когда президента Нигерии Мухаммаду Бухари (Muhammadu Buhari) попросили прокомментировать это высказывание, он признал, что Кэмерон «говорил правду». Бухари оказался слишком вежливым, чтобы должным образом ответить Кэмерону: если уж мы начинаем называть страны «фантастически коррумпированными», то нам стоит также включить в этот список Великобританию и США.

Разумеется, «коррупция» в Лондоне имеет несколько иную форму, нежели в Абудже или Кабуле. Повседневная жизнь в Лондоне не предполагает регулярной уплаты взяток, а британская судебная система пользуется заслуженным уважением. Однако за последние несколько десятилетий лондонские финансисты и юристы помогли отмыть миллиарды долларов украденных денег через Британские Виргинские острова и другие британские территории.

Британский рынок недвижимости — как и рынок недвижимости Нью-Йорка — уже долгое время функционирует как традиционный швейцарский банк, предлагая безопасные инвестиции в недвижимость владельцам, которые хотят скрыть свои имена и источники своих доходов. В нескольких американских штатах — в Делавэре, Нью-Мексико, Неваде и Вайоминге — анонимные владельцы могут зарегистрировать компании, не проходя почти никаких юридических проверок.

Ситуация начинает меняться, хотя и с большим опозданием. Утечка панамских документов затронула лично Кэмерона, поскольку в них содержалась информация о том, что его покойный отец управлял — на законных основаниях — офшорным инвестиционным фондом. На этой неделе в Лондоне Кэмерон объявил, что отныне в Великобритании имена бенефициарных собственников британской недвижимости должны будут указываться в государственном реестре. В январе прошлого года американские власти тоже установили подобные правила, начав с Манхеттена и округа Майами-Дейд во Флориде.

Однако властям предстоит сделать еще очень многое. В сущности, в данном случае мы имеем дело с проблемой восприятия: поскольку мы не ощущаем непосредственного воздействия на наши собственные жизни, мы с легкостью можем притвориться, что коррупция в Москве или в Алма-Ате, Казахстан, это в первую очередь следствие нравственной слабости русских и казахов, а не нашей слабости. Поскольку мы не сталкиваемся с «трупами на улицах», как пишет один аналитик, мы рассматриваем происходящее как «не нашу проблему».

Однако мы расплачиваемся за это иными способами. Подумайте о том времени и деньгах, которые мы потратили на борьбу с неумелым управлением и коррупцией в других странах. Подумайте о тех усилиях, которые требуются для преодоления последствий краха коррумпированных государств — Афганистана, к примеру — или для противостояния их агрессивному или угрожающему поведению, как это было в случае с Россией. Мир станет безопаснее и богаче, если мы прекратим отмывать деньги, которые помогли создать эти коррумпированные системы. Однако, подобно наркоманам и алкоголикам, сначала мы должны признать, что проблема существует, прежде чем мы сможем начать ее решать.

   Энн Эпплбаум (Anne Applebaum)

Оригинал публикации: How the U.S. and Britain help kleptocrats around the world — and how we pay the price as well