Ю. Лазарев. Повесть временных лет. Часть 1.14

В год 6375 (867).
В год 6376 (868). Начал царствовать Василий.
В год 6377 (869). Крещена была вся земля Болгарская.
В год 6378 (870). В год 6379 (871). В год 6380 (872). В год 6381(873). В год 6382 (874). В год 6382 (874). В год 6383( 875). В год 6384(876). В год 6385 (877). В год 6386 (878).
В год 6387 (879) . Умер Рюрик и, передав княжение свое Олегу — родичу своему, отдал ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал.
В год6388 (880). В год 6389 (881).
В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своих мужей. От туда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам отправился к ним вместе с младенцем.
И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де " мы купцы идем к грекам от Олега и княжеча Игоря. Придите к нам, к родичам своим”. Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода”, а когда вынесли Игоря, добавил: " Вот он, сын Рюрика”.

И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли: Аскольда — на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа в Киеве, и сказал Олег:" Да будет матерью городам русским”. И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.
В год 6391 (883) . Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.
В год 6392 (884) . Отправился Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, и не позволил им платить дань хазарам, говоря так: "Я враг их, и вам платить незачем".
В год 6393 (885) . Послал Олег к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?" Они же ответили: "Хазарам". И сказал Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радичами, а с уличами и тиверцами воевал.
В год 6394 (886).
Как могло получиться, что войну выиграл отсталый Север, а экономически развитый Юг потерпел поражение? Научное направление, возглавлявшееся выдающимся историком Б.А.Рыбаковым (условно назовём его “киевским”), причину этого видело в удачливости завоевателя-находника Олега.
“Киев был надёжно защищён сухопутными волоками и своими заставами от неожиданного вторжения больших масс варягов, подобных флотилиям у западноевропейских берегов. Только одному конунгу Олегу удалось обмануть бдительность горожан, выдав свой отряд за купеческий караван, захватить власть в Киеве, истребив династию Киевичей.” (Б.А. Рыбаков).
Приписывая успех Олега в войне с Киевом одной удаче, исследователь лишь оглупляет киевлян. Они не могли не знать, что варяги - в той же степени воины, в какой и купцы, и не принять мер против псевдокупцов (в Европе викинги и не такие хитрости выдумывали, чтобы захватить богатые города!). Такая удача, как описанный в летописи захват Киева, должна была тщательно готовиться, возможно, с участием киевских сторонников Олега.
Викинги грабили и уходили, либо, захватив земли, основывали на них свои королевства или герцогства. Варяги-русь занялись объединением славян, делом для находников-временщиков абсурдным. Захватив Киев и объединив часть славянских племён, северный союз нанёс удар и по интересам Хазарии. Всё большее число крупных племён идёт за Вещим Олегом. Может быть, потомки кшатриев не до конца деградировали в кровавых разбойничьих войнах и тоже восприняли нужды восточнославянских племён?

“...Начало государственности Руси следует датировать рубежом VIII—IX веков, притом истоки ее пробиваются и на севере и на юге Руси. Последующее развитие показывает, что северный исток был, так сказать, сильнее, ибо именно оттуда пришла и прочно утвердилась в Киеве династия Рюриковичей” (В.В. Кожинов).
В XVII веке с древнерусскими летописями впервые познакомились западные историки – А. Шлёцер, З. Байер, Г. Миллер. Выводы этих первых научных исследователей древнерусской истории породили “норманизм” – скорее идеологический, чем научный взгляд на эту историю. Суть норманизма сводится к признанию создателями Руси викингов-норманнов и неспособности восточных славян к самостоятельному созданию собственной государственности.
Около двухсот лет многие русские и советские учёные вели безусловно справедливую и необходимую войну с норманизмом, который брали на вооружение далеко не только научные антироссийские силы Запада. Наконец, в 1960 году ведущий датский историк Стендер-Петерсен на одном из научных конгрессов провозгласил кончину норманизма и заявил о рождении “неонорманизма” – чисто научного направления, призванного изучать истинную роль скандинавов в истории Восточной Европы без идеологических штампов. Однако, борьба с норманизмом была настолько ожесточённой, что её последствия до сих пор сказываются на позициях историков. Чем признать роль норманна Олега в создании единого русского государства, оказалось лучше вспомнить об отвергнутой ранее скифской версии происхождения славяно-русов.
“Тысячелетний ход истории на юге, где жили некогда памятные скифы (“Великая Скифь”), подменён приездом заморского конунга с его фантастическими братьями в пустынные болотистые места Севера, выглядевшие в глазах восточных современников “безлюдными пустынями”. Отсюда, с севера на юг, из только что построенного Новгорода и далёкой Ладоги и распространились будто бы импульсы первой государственности. Создателю этой противоестественной концепции не были нужны ни генеалогия, ни хронология. Они могли только помешать его идее мгновенного рождения государства после прибытия варяжских кораблей...
Писатель, ближе всех стоявший по времени к этим деятелям (Рюрику, Олегу, Игорю – Л.Ю.) (Иаков Мних, прославлявший Ярослава Мудрого), начинал новую династию киевских князей с Игоря Старого, пренебрегая кратковременным узурпатором Олегом и не считая нужным упоминать “находника” Рюрика, не добравшегося до Киева. Под пером редактора 1118 года Игорь стал сыном Рюрика.” (Б.А. Рыбаков).
Действительно, в летописной версии о родстве Игоря Старого и Рюрика есть “белые пятна”. Но династия Рюриковичей правила Русью и Россией до конца XVI века и всё это время происхождение династии от варяга Рюрика никем не оспаривалась. Сейчас могут быть сомнения, а тогда, в X- XI веках, разве из летописей, а не от родителей и дедов узнавали князья о своей родословной? В ходе многочисленных междоусобиц, будь у кого-либо сомнения в истинности варяжской версии, кто-нибудь из враждовавших князей непременно воспользовался бы этим слабым местом в целях пропаганды.
Первым полновластным общерусским князем действительно был Игорь Старый. Рюрик был лишь князем северного русского союза племён с центром в Новгороде. Олег же был вначале регентом, а затем — наставником великого князя, князем по титулу, но не по “должности”.
Так или иначе, именно Олег начал объединять южнорусские племена. Именно он начал борьбу за освобождение славян от хазарской зависимости. Князь Олег возглавил и крупнейший и самый удачный из походов Руси на Константинополь.

В год 6395 (887). Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и брат его Александр, царствовавший двадцать шесть лет.
В год 6396 (888). В год 6397 (889) . В год 6398 ( 890 ) . В год 6399 (891). В год 6400 (892). В год 6401 (893) . В год 6402 (894). В год 6403 (895). В год 6404 (896). В год 6405 (897).
В год 6406 (898) . Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, пришли к Днепру, и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими горами , и стали завоевывать живших там волохов и славян. Сидели ведь тут прежде славяне, а затем Славянскую землю захватили волохи. А после угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и поселились со славянами, покорив их себе; и с тех пор прозвалась земля Угорской. И стали угры воевать против греков и попленили землю Фракийскую и Македонскую до самой Селуни. И стали воевать против моравов и чехов.
" Угры — венгры — мадьяры. Мадьяры пришли на землю около Черного моря в IX веке с территории, расположенной по обеим сторонам Уральского хребта между Волгой, Камой и Тоболом и верхним течением Яика. В состав этого племени, возможно, входили ранее и башкиры. По Константину Багрянородному, угро - мадьяры около 884 г. пришли со своих старых земель... и, дойдя до Нижнего Дона, столкнулись с хазарами, которые пропустили их к западу от устья Дона до Буга и Ингула и, кроме того, заключили союз с угро-мадьярским вождем Алмусом, который был скреплен браком угорского вождя на знатной хазарке. Расположившись между этими реками, мадьяры образовали довольно сильное государство, известное нам под названием Лебедии, по имени вождя их Лебедиаса.
Позже мадьяры, как нам уже известно, были вытеснены печенегами в Венгрию". (Н. А. Баскаков).
"В 898 г. под Киевом появились кочевые орды венгров или угров, как называет их русская летопись. Венгры подошли к Днепру и стали "вежами", т. е. раскинули здесь свой укрепленный лагерь. Иных сведений о событиях под Киевом летописец не приводит: он их либо не знает, либо не хочет о них сообщать. Но в сохранившихся венгерских источниках приоткрывается эта таинственная завеса и становится ясной причина молчания русской летописи, отражавшей, как правило, версии событий со своей точки зрения.
Неизвестный венгерский автор XI в. рассказывает, как, двигаясь на запад, кочевья венгров дошли до киевских земель и "захотели подчинить себе королевство Русов". Русский князь решил дать им бой, выступил навстречу врагу, но был разбит войсками венгерского вождя Альмоша. Воины Альмоша преследовали руссов вплоть до стен Киева, где и заперся Олег. Этим сведениям мы можем доверять, потому, что и русская летопись говорит о появлении врага под стенами Киева. Трудно себе представить, чтобы венгров допустили так близко, не вступив с ними в сражение. Далее хронист сообщает, что венгры "подчинили себе землю Русов", хотя из самого текста ясно лишь, что речь идет о типичных действиях завоевателей в чужой стране, а не о долговременном владении краем: венгры разграбили ближайшие земли, забрали много добычи, а затем пошли на приступ киевских стен. Руссы запросили мира, и их посольство явилось в лагерь Альмоша.
Венгры потребовали заложников, уплаты ежегодной дани в 10 тысяч марок, предоставления им продовольствия, одежды и других необходимых вещей. Руссы же выставили свое условие: венгры должны покинуть русские земли. На этом стороны и сошлись. Венгры ушли на запад, а Русь, видимо, продолжала выплачивать им дани. Это предположение основывается на том, что в последующие десятилетия Русь и Венгрия неизменно оказывались союзниками и вместе нападали на Византийскую империю".
(А.Н. Сахаров).

После описанных выше событий уры ушли на Дунай, где уничтожили Великую Моравию, вскоре осели на её бывших землях и создали своё государство, история которого ведёт к современной Венгрии.
Важно, что перед нападением на Русь венгры были в союзнических отношениях с хазарами. Возможно, что удар по Руси имел также целью и восстановление зависимости от Хазарии. Дипломатия Олега сумела не допустить осуществления этого хазарского плана.

Комментарии