Эрдоган заявил, что пути Турции и ЕС расходятся

Президент Реджеп Тайип Эрдоган шестого мая сообщил Европейскому Союзу, что Турция не будет вносить изменения в законы о борьбе с терроризмом, что было предусмотрено условиями сделки по урегулированию миграции, заявив: «Мы пойдем по своему пути, а вы идите по своему», пишет Reuters.

Его пламенная речь заберет надежду европейских столиц о том, что с Турцией можно вести обычный бизнес по правилам после того, как премьер-министр Ахмет Давутоглу, который вел переговоры с Европой по сделке и обещал, что Турция принимает на себя все обязательства, объявил об уходе в отставку.

ЕС попросил станы-члены организации предоставить туркам безвизовый режим взамен на то, что Анкара остановит направляющихся в Европу мигрантов. При этом ЕС заявил, что Турции все равно придется внести изменения в законодательство, в том числе в законы о борьбе с терроризмом, в соответствии с европейскими стандартами.

«ЕС говорит нам изменить закон о борьбе с терроризмом в то время, когда Турцию атакуют террористические организации и силы, которые поддерживают их прямо или косвенно», - сказал Эрдоган в своем выступлении на открытии офиса муниципального учреждения в консервативном районе Стамбула Эюп.

«Они говорят, что отменят визы с этим условием. Мне очень жаль, мы пойдем по своему пути, вы идите по своему. Подписывайте соглашения с теми, с кем можете прийти к согласию», - сказал он.

Для многих турок безвизовый режим является самым большим преимуществом сделки Анкары с ЕС. Европа тем временем рассчитывает, что Турция выполнит условия соглашения, которое поможет остановить поток направляющихся через турецкий берег беженцев и мигрантов, более миллиона которых достигли Греции и Италии в прошлом году.

Отставка Давутоглу усиливает позиции Эрдогана, который в прошлом сильно критиковал ЕС и которого в Брюсселе расценивали как партнера с более жесткой позицией по переговорам и менее приверженного турецким амбициям вступления в ЕС.

Чтобы получить безвизовый режим, Турция должна отвечать пяти из 72 критериев, установленных ЕС для всех государств, с которыми отменен визовый режим. Среди критериев – сузить юридическое определение терроризма.

Правозащитные организации говорят, что Турция использовала расширенные законы об антитеррористической деятельности, чтобы заставить замолчать инакомыслящих, в том числе задерживали журналистов и ученых, которые критиковали правительство.

Но Анкара настаивает на том, что эти законы очень важны, поскольку борются с курдскими боевиками в стране и отражают угрозу со стороны «Исламского государства» в соседних Сирии и Ираке.

Министра Турции по делам ЕС Волкан Бозкир ранее цитировала газета Daily Sabah. Он заявил, что Турция уже внесла некоторые изменения, требуемые Европой, в том числе в «концепцию непосредственной и очевидной опасности, угрожающей общественной безопасности», но что у Анкары «нет возможности» сделать больше.

Эрдоган сказал, что после ухода Давутоглу не будет никакого вакуума власти в управлении Турцией и что этот случай продемонстрировал, почему стране нужна президентская республика. Этот вопрос, сказал Эрдоган, нужно срочно вынести на референдум.

Противники опасаются, что исполнительная власть в руках президента консолидирует слишком большую власть в руках авторитарного лидера. Это мнение разделяют и некоторые европейских лидеры, которые опасаются, что его риторика усложнит отношения с Турцией в предстоящие годы.

«Новая конституция и президентская республика – это срочная необходимость, а не личные планы Эрдогана... Нет пути назад, мы уже много достигли. Каждый должен это признать», - сказал президент Турции.

Эрдоган отрицает заявления о том, что Турция применяет свои законы по борьбе с терроризмом без разбора. Он неоднократно подчеркивал свою решимость сокрушить курдских боевиков, борясь с повстанцами на юго-востоке Турции, и он вряд ли прикажет Анкаре отступить по требованию ЕС.

Многое может зависеть от способности того, кто бы ни заменил Давутоглу (решение о замене будет принято на внеочередном съезде правящей партии ПСР 22 мая), убедить европейских союзников, что Турция уже сделала достаточно.

По-видимому, выбор президента падет на его близкого союзника – министра транспорта Бинали Йилдирим, заявили три высокопоставленных чиновника АКР, хотя они сказали, что все еще может измениться.

Также источники партии упоминали о сподвижниках Эрдогана – пресс-секретаре правительства Нумэне Куртумусе и министре юстиции Бекире Боздаге, равно как и о министре энергетики Берате Албайраке, зяте турецкого президента/