Николай I Незабвенный
Об императоре Николае I редко услышишь хорошее слово. Послушать некоторых историков, так это был какой-то заклятый враг общественного и технического прогресса. \Герценовское прозвище «Николай палкин» коммунисты прочно вписали во все свои учебники.- прим. ред.\ Тем более полезно напомнить, что именно этот государь проложил первую в России железную дорогу. И вот как было дело.
В 1830 году по линии Ливерпуль–Манчестер промчался, извергая клубы дыма, транспорт будущего — паровоз. В том же году примеру Англии последовали США, в 1832–33 годах — Франция, в 1835-м — Германия и Бельгия. Россия шла в ногу с прогрессом. Уже в 1834 году отец и сын Черепановы построили паровоз для километровой чугунной дороги в Нижнем Тагиле. Но вскоре дорогу разобрали — за ненадобностью, так как купцы и фабриканты по-прежнему предпочитали гужевой транспорт. И как это частенько у нас бывает, первым направил дело в практическое русло иностранец – английский инженер Франц Антон фон Герстнер. «Нет такой страны в мире, где железные дороги были бы более выгодны и даже необходимы, чем в России, так как они дают возможность сокращать расстояние путем увеличения скорости передвижения», — писал он в докладной записке на Высочайшее имя.
Прочитав его доклад, Николай I, сам военный инженер по образованию, заинтересовался смелым проектом. Герстнеру доверили протянуть пробную трассу между столицей и Царским Селом. Английская рука начертала железнодорожный стандарт России. Герстнер предложил ширину колеи в 6 футов (впоследствии ее сузили до 5 футов).
По его мнению, такие параметры были идеальны для транспортировки карет на открытых платформах, каковая проблема на Царскосельской дороге в то время стояла весьма остро.
Средства для выполнения работ (3 миллиона рублей) были собраны по подписке. Над возведением насыпи в течение года трудились 1800 рабочих, к которым присоединились полторы тысячи солдат. Техническое руководство осуществляли 17 инженеров. Торжественное открытие линии Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября 1837 года, в присутствии министров и дипломатического корпуса. Первым рейсом из Петербурга в Царское Село управлял сам Герстнер. Через 35 минут под крики «ура!» поезд подошел к платформе станции Царское Село. Средняя скорость поезда была неслыханной по тем временам — 48 верст в час, а на отдельных участках достигала 60-ти верст в час.
«Шестьдесят верст в час, страшно подумать! — писали на следующий день «Санкт-Петербургские ведомости». — Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара».
Вот на такой умопомрачительной скорости николаевская Россия ворвалась в железнодорожную эру.
А в другом важнейшем технологическом новшестве николаевская Россия обогнала весь мир.
Далее http://schutz-brett.org/3x/ru/2016-03-23-08-37-33/29-russische-beitraege/2014-03-27-19-09-31/2204-i-2.html
Комментарии