Эвтаназия - форма убийства или самоубийста?
«Только один из грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособной для вечного блаженства». Свт.Игнатий Брянчанинов.
Эвтаназия – сознательное решение, как минимум, двух людей, один из которых является убийцей. И, конечно, они оба будут отвечать перед Богом за содеянное, вне зависимости от того, давал ли согласие на уход из жизни убитый или нет....
"....Отпеваю родимую маму, хоть она еще пробует петь. Вижу узкую черную яму, слышу мерную тяжкую медь. Подлый страх и безсильная жалость, пронимающий холод и мрак – все сцепилось, сплелось и смешалось в этом слове съедающем – рак. Хоть вставай перед ним на колени, хоть пластайся, хоть криком кричи… Никаких ни надежд, ни сомнений не оставили больше врачи. Нет просвета ни слева, ни справа. И назавтра осталось опять лишь одно безутешное право: ждать и верить… Да, верить и ждать…" Виктор Коротаев.
Но вот какую историю удалось разыскать:
19 февраля 1964 года на операционном столе городской больницы Барнаула скончалась Клавдия Никитична Устюжина, не дожив двух недель до своего сорокапятилетия. Раковый процесс, поразивший поджелудочную железу, охватил практически весь желудок и прилегающие к нему ткани. Незашитый труп отправили в больничный морг. На третий день санитары, пришедшие, чтобы выдать труп родственникам для похорон, увидели, что труп, пролежавший в холодном морге при сибирской стуже, под легкой простыней, пытается сесть! Испуганные санитары бросились бежать, а потом Клавдию Устюжанину перенесли в палату.
Далее рассказ продолжил ее сын, протоиерей Андрей Устюжанин: «Мама рассказывала мне, что видела свое тело со стороны. Во время операции она стояла между врачами и с ужасом смотрела на свой разложившийся кишечник. Потом ее повезли в мертвецкую, а она шла за своим телом и все удивлялась: почему нас двое?
Потом мама с огромной высоты, но необычайно четко увидела наш дом в Барнауле, слышала, как ссорятся из-за наследства родственники. Видела бесов, которые радовались каждому их бранному слову. Потом перед ней пронеслись все места, связанные с ее жизнью. Надо сказать, что мама была из благочестивой семьи. Ее отец всегда помогал нуждающимся, и когда семья осиротела, многие воздали ей добром. Однако после смерти отца Устюжанины отошли от Бога.
Наконец она оказалась лежащей на квадрате темного непонятного материала. Из дивно сияющих ворот, напоминающих алтарные, показалась красивая, очень высокая строгая женщина. Рядом с Ней шел подросток. Потом в Троице-Сергиевой Лавре ей пояснили, что Это были Матерь Божия и Ангел-Хранитель. Он плакал и о чем-то просил Ее, но Она не обращала на него внимания, даже когда он упал перед Ней на колени. Потом Клавдия поняла, что Матерь Божия относилась так строго к ее Ангелу-Хранителю оттого, что сама Клавдия отступила от веры и долго жила не по заповедям Божиим. Подойдя к маме, Она подняла глаза кверху и спросила: «Господи, а ее куда?» Только тут Клавдия поняла, что умерла.
И вдруг она услышала сверху необычный голос, голос, настолько красивый и любящий, что забыть его было невозможно: «Она взята до времени за добродетели ее отца и непрестанные его молитвы». У мамы появилась надежда. Она решилась задать вопрос: «У нас на земле говорят, что у вас здесь рай есть», но ей не ответили. Тогда мама сказала: «У меня остался ребенок»
- Я знаю. Тебе жалко его?
- Очень.
- А Мне вас троекратно жальче. Мною дышите и Меня же распинаете… - и, обращаясь к женщине, продолжал: - Она хотела видеть рай.
Женщина повела рукой и сказала: «Ваш рай на земле, а здесь вот какой рай».
И мама тут же увидела огромное количество обгоревших людей. Они как будто только что были вынуты из пламени. От них шел смрад. Все они жаждали и просили хоть каплю воды как подаяние.
Впоследствии старцы так толковали смысл показанного: если бы мама была взята из жизни именно тогда, то по грехам ее ждал именно такой «рай». Маме были показаны многие ужасы ада, списки ее грехов. Бог сказал: «СПАСАЙТЕ САМИ ВАШИ ДУШИ; МОЛИТЕСЬ, ИБО НЕМНОГО ВЕКА ОСТАЛОСЬ. Не та молитва дорога, которую вы читаете, но та, которая от чистого сердца. Скажите: Господи, помоги мне. И Я помогу. Я всех вас вижу».
Отец Андрей вспоминает: «Мама была активоной коммунисткой. После происшедшего она сдала партбилет. В тяжелые в духовном отношении 60-е – 70-е годы она свидетельствовала о том, что с ней произошло. Ее пытались посадить в тюрьму, состоялось семь судов. Мне лично известны люди, пришедшие благодаря маме к вере.
А потом, в морге, через 3 дня, она подала признаки жизни. В детдом, куда меня отдали, пришел старший мальчик и сказал буквально следующее: «Вот у него мам умерла и воскресла». Потом последовала вторая операция. Изумленный хирург обнаружил, что у Клавдии Устюжаниной нет и намека на рак.
Отец Андрей показывает свидетельство о смерти своей мамы. После воскрешения Клавдия Устюжанина прожила еще 14 лет.
ЭВТАНАЗИЯ - ФОРМА УБИЙСТВА ИЛИ САМОУБИЙСТВА
Один Господь является Владыкой жизни и смерти (1 Цар. 2. б). «В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти» (Иов. 12. 10). Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией «не убивай» (Исх. 20. 13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). Просьба больного об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение. Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. «Право на смерть» легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств. Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех. Умышленный самоубийца, который «соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия», не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения (Тимофея Алекс, прав. 14). Если самоубийца безсознательно лишил себя жизни «вне ума», то есть в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем дозволяется по исследовании дела правящим архиереем. Вместе с тем необходимо помнить, что вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия. Вместе с апостолом Павлом Церковь призывает: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6. 2).
«САМОУБИЙСТВО – тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостаивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище». Свт.Игнатий Брянчанинов
Комментарии