«Скотт Пилигрим»: я в нее влесбиянился!

На модерации Отложенный

Хипстеры и рассуждения о них стали таким же дурным тоном, как словечко «гламур», однако на этой неделе от них никуда не деться. На экраны вышла эпилептически быстрая, яркая и шумная экшн-комедия «Скотт Пилигрим против всех», которая является таким же справочникам по героям нашего времени, как «Беспечный ездок» — по бунтарям 60-х. И нужно быть готовыми к тому, что наткнувшиеся на «Скотта Пилигрима» наши потомки составят впечатление о нашем быте и нравах и, простите за канцелярский оборот, молодежных субкультурах, в том числе и по этой ленте.

Справка: «Скотт Пилигрим против всех» (Scott Pilgrim vs. the World — США) — стилизованная под старые видеоигры экшн-комедия. Главный герой — безработный басист рок-группы встречает девушку своей мечты — семь ее бывших любовников сговорились его убить. Экранизация комиксов канадца Брайана Ли О’Мэлли. В ролях — Майкл Сера («Джуно»), Мэри Элизабет Уинстед («Доказательство смерти»), Джейсон Шварцман («Поезд на Даджилинг»), Крис Эванс («Фантастическая четверка»). Режиссер — Эдгар Райт («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые»). Бюджет: около 60–90 миллионов долларов. 112 минут.

Жил-был в пересыпанном снежком городе Торонто двадцатидвухлетний безработный Скотт Пилигрим. Встречался со старшеклассницей («мы однажды обнимались, но она застеснялась»). Играл на басу в группе (также в составе — заросший неопрятной бородой вокалист, суровая веснушчатая барабанщица плюс куча комплексов и робких амбиций). Однажды в библиотеке Скотт повстречал Рамону Флауэрс — самоуверенную девицу на роликах, любительницу малиновых лосин и розовых волос. В отличие от предыдущих девушек Скотта хмурая Рамона была не слишком впечатлена его отрепетированной лекцией о том, что игрушка «Пэкмен» вначале называлась «Пукмен» — от японского глагола «мотать башкой с открытым ртом влево-вправо до одурения». Зато на Скотта внезапно начали с криками «Кия!» то и дело нападать диковатые персонажи.

В хипстерской романтической комедии мальчики – бесхарактерные нытики, а девочки далеки от канона красоты, зато умны, язвительны и решительны. Раньше все было наоборот

В хипстерской романтической комедии мальчики – бесхарактерные нытики, а девочки далеки от канона красоты, зато умны, язвительны и решительны. Раньше все было наоборот

Трусоватого беднягу-басиста пытаются убить то томный красавец (будто явившийся из курортного романа, приключившегося в дешевом туре в Турцию), то японские диджеи близнецы, то идейная лесбиянка-ниндзя в угги и драных колготках…

Скоро выяснится, что Скотта атакует Лига Злых Бывших Рамоны. И чтобы добраться до девушки мечты, ему предстоит победить их всех в честном бою. Эта нечастая даже для самой отвязной криминальной хроники бытовая драма ни Скотта, ни прочих уравновешенных жителей Торонто, ни капельки не удивляет. Как не удивляет и то, что Бывшие дерутся лазерными мечами и летают под потолком, проиграв бой, рассыпаются монетками по полу, а с их появлением унылая реальность окрашивается неоново-кислотными цветами и скачущими кругом циферками бонусных очков. Как не удивляет и появление «Веганской полиции» — гомоэротичного вида качков, мечущих лазерные лучи из пальца.

«Стоять! Веганская полиция! Кофе с молоком! Ты арестован!».



«Скотт Пилигрим», экранизация одноименного канадского комикса, яростно стилизован почти в каждом кадре под старые видеоигры и шизофренически сверстанные страницы тинейджерского журнала. Все мигает и переливается, в каждый кадр засунута какая-нибудь дизайнерская находка. «Как ты это делаешь ртом?» удивляется герой, когда героиня матерится, и ее рот сверху, как водится в цензуре, закрывает черная полоска, а речь стирается «пиком». Весь этот праздник дизайна продолжает начатые в недавнем «Пипец» традиции переосмысления и перекрестного опыления разом двух жанров — молодежной комедии и комикса. Впрочем, «Пипец» оплодотворял комикс о супергероях сперматозоидом школьной пубертатной комедии. А «Скотт» берется за возраст, реже склоняемый в брошюрах по психологии, но иногда не менее мятущийся: когда последние пороги совершеннолетия позади и пора начинать взрослую жизнь. Скотт Пилигрим бредет по закоулкам Торонто и галлюциногенному миру видео-приставки в том блаженном состоянии скучливого ошаления, которое бывает в школьные годы у многих, а у взрослых — наступает в периоды затянувшегося на годик безделья.

Смертоносные школьницы в диких нарядах – масс-культурный штамп, особенно прославленный после «Убить Билла»

Смертоносные школьницы в диких нарядах – масс-культурный штамп, особенно прославленный после «Убить Билла»

Ловко уловить дух времени, собрав полный комплект позвякивающих модных фишек, — один из двух способов снять кино, которое останется в истории.

Так, например, отлилась в золоте романтическая комедия «Завтрак у Тиффани»: кино плоское, даже несмотря на Одри Хепберн, но феерически стильное. Второй способ — снять кино просто гениальное. К «Скотту Пилигриму» это не относится: он — всего лишь милая и изобретательная комедия, немного затянутая из-за упоения самой собой. А вот с духом времени тут все в порядке. Главный герой в итоге — не вялый и робкий Скотт, а бесконечный фестиваль хипстерских штучек; практически — энциклопедия хипстера, радостно потребляющего смешные шапки, неотличимые друг от друга инди-группы и старинные видеоигры. И, наконец, воспринимающего мир как детскую площадку, где за последние полвека накопились тонны забавных кино-, музыкальных, модных и прочих игрушек, в которые можно закопаться с головой.

Со «Скоттом Пилигримом» полочка хипстерских фильмов, на которой уже стоят потрясающий «Мир призраков», ироничная «Джуно» и недавняя романтическая комедия «500 дней лета» пополнилась блокбастером, менее душевно тонким, зато более дорогостоящим и зрелищным. Всю эту четверку фильмов объединяет непомерная любовь героев к стилеобразующим деталям — вроде старых пластинок или древних видеоигр — и типы главных героев: вялые мальчики и некрасивые, но харизматичные, резкие на язык умницы-девочки с противоестественным цветом волос.

Тем, кто любит таких девиц и такие игры, на «Скотте» будет сплошной праздник. Прочие же рискуют не понять часть шуток и воспринять этот стремительно мелькающий карнавал как температурный бред. Впрочем, спасение для зрителя, далекого от хипстерских игрищ, в том, что под тридцатью тремя яркими обертками «Пилигрима» скрывается вполне традиционная молодежная комедия в духе: «Она пипец крутая, я в нее влесбиянился… Ой, что я сказал?».