Митрополит Сурожский Антоний "О встрече"
И случилось так, что Великим постом какого-то года, кажется, тридцатого, нас, мальчиков, стали водить наши руководители на волейбольное поле. Раз мы собрались, и оказалось, что пригласили священника провести духовную беседу с нами, дикарями. Ну, конечно, все от этого отлынивали как могли, кто успел сбежать, сбежал; у кого хватило мужества воспротивиться вконец, воспротивился; но меня руководитель уломал. Он меня не уговаривал, что надо пойти, потому что это будет полезно для моей души или что-нибудь такое, потому что, сошлись он на душу или на Бога, я не поверил бы ему.
Но он сказал: “Послушай, мы пригласили отца Сергия Булгакова; ты можешь себе представить, что он разнесет по городу о нас, если никто не придет на беседу?” Я подумал: да, лояльность к моей группе требует этого. А еще он прибавил замечательную фразу: “Я же тебя не прошу слушать! Ты сиди и думай свою думу, только будь там”. Я подумал, что, пожалуй, и можно, и отправился. И всё было действительно хорошо; только, к сожалению, отец Сергий Булгаков говорил слишком громко и мне мешал думать свои думы; и я начал прислушиваться, и то, что он говорил, привело меня в такое состояние ярости, что я уже не мог оторваться от его слов; помню, он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве.
Он был замечательный богослов и он был замечательный человек для взрослых, но у него не было никакого опыта с детьми, и он говорил, как говорят с маленькими зверятами, доводя до нашего сознания всё сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость – все рабские свойства, в которых нас упрекают, начиная с Ницше и дальше. Он меня привел в такое состояние, что я решил не возвращаться на волейбольное поле, несмотря на то, что это была страсть моей жизни, а ехать домой, попробовать обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу с этим, потому что было совершенно очевидно, что он знает свое дело, и, значит, это так…
И вот я у мамы попросил Евангелие, которое у нее оказалось, заперся в своем углу, посмотрел на книжку и обнаружил, что Евангелий четыре, а раз четыре, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое. И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база; Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я, – для римского молодняка.
Этого я не знал – но Бог знал. И Марк знал, может быть, когда написал короче других…
И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. Со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете, когда идешь – и вдруг повернешься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади. Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос… И это было настолько разительное чувство, что мне пришлось остановиться , перестать читать и посмотреть. Я долго смотрел; я ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было то же самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно. Помню, что я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут - значит, это воскресший Христос. Значит, я знаю достоверно и лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес и, значит, всё, что о Нем говорят, – правда. Это того же рода логика, как у ранних христиан, которые обнаруживали Христа и приобретали веру не через рассказ о том, что было от начала, а через встречу с Христом живым, из чего следовало, что распятый Христос был тем, что говорится о Нем, и что весь предшествующий рассказ тоже имеет смысл.
Ну, дальше я читал; но это уже было нечто совсем другое. Первые мои открытия в этой области я сейчас очень ярко помню; я, вероятно, выразил бы это иначе, когда был мальчиком лет пятнадцати, но первое было: что если это правда, значит, всё Евангелие – правда, значит, в жизни есть смысл, значит, можно жить ни для чего иного как для того, чтобы поделиться с другими тем чудом, которое я обнаружил; что есть, наверное, тысячи людей, которые об этом не знают, и что надо им скорее сказать. Второе – что если это правда, то всё, что я думал о людях, была неправда; что Бог сотворил всех; что Он возлюбил всех до смерти включительно; и что поэтому даже если они думают, что они мне враги, то я знаю, что они мне не враги. Помню, на следующее утро я вышел и шел как в преображенном мире; на всякого человека, который мне попадался, я смотрел и думал: тебя Бог создал по любви! Он тебя любит! ты мне брат, ты мне сестра; ты меня можешь уничтожить, потому что ты этого не понимаешь, но я это знаю, и этого довольно… Это было самое разительное открытие.
Комментарии
Эта "встреча" подобна переживаниям многих, действительно встретившихся. Воистину чудо преображения души, доступно в любом возрасте. Но критерий истинности всегда преисполнение любовью ко всему и ко всем.
Как будто ты прикоснулся к сердцу Всевышнего, точнее , конечно, это Его Дух прикоснулся к твоему сердцу и ты "заразившись" "неизлечимо заболел", бесповоротно, навсегда. Это и есть вера.
Глубокий, искренний, властный в своей правде, мягкий в любви к слушателю, доверчивый к ответной реакциии... еще много какой.
Речь такая, какой современный, даже никуда из России не выезжавший человек, уже не владеет. Богатая русская речь.
Господи, какой же я был пень! Когда находясь в лондонском Гайд Парке в 2000 году, не нашел времени пересечь его и зайти в православный собор, в котором тогда живой еще владыка Антоний служил и проповедовал Слово Христово! До последней минуты его светлой и полной любви к Миру жизни...
Упокой, Господи, душу р.Твоего Антония во Царствие Твоём! Со святыми упокой!
Аминь!
Комментарий удален модератором
Не думаю, что Вы познали лишь только интернетовский новояз, убогий и дегенеративный по сути.
А в искренность мтр. Антония Вы не поверили зря.
Ну не поверили, и - не поверили. Проблема - Ваша.
В душе, значит заполнено мраком свободное место, для ясного и искреннего уж и места нет.
А этот человек был настолько искренен и настолько прост в своей любви к Христу и к каждому его чаду, что до последнего мгновения своей долгой, духовно богатой и многотрудной жизни был на людях, был с людьми, служил Богу и проповедовал Слово Божье. Нестяжательно!
Как жаль, что Вы не хотите соприкоснуться с эти человеком хотя бы в его голосе, сохранившимся в записях.
Это - такой богатейший литературный Русский язык, такая глубина!
А Вы столь примитивную характеристику дали...
Не обкрадывайте себя!
Никто Вас не обратит, не бойтесь, но узнать величие духа, степень образования, красивейшую и правильную Русскую речь этого человека, что Вам может помешать?
Кроме, разве что, самоограниченности и нелюбви к всему русскому... :((((((((
Мира Вам, брат!
Будьте здравы! :)))))
Я - про богатейший жизненный опыт человека.
Я - про его нестяжательство! И про огромную и искреннюю любовь владыки Антония к любому человеку!
Вы про что, милчеловек?
Отличный образчик иудейского искусства подменять предмет разговора.
Всегда - к собственной выгоде. Ну ладно, это - неистребимо. :(
Вы - прекрасный образчик гордынной некобелимости в своем (само)мнении! :(((
И Вы - достойный оппонент! :)))))
Вам не сказать: "Сам - дурак!"
С Вами уважительнее надо бы... Таки, я стараюсь! :)))))))
Вы перечитайте из себя любимого.
Только что Вы сами написали: "БОГУ ВАЖЕН ИСТИННЫЙ МОТИВ ВАШИХ ДЕЙСВИЙ"
Соглашусь со всем в этом изречении (кроме очепятки)!
Господи, прости чадо Твое - Владимира, ибо не ведает он, что творит! Господи, вразуми его!
И будь при этом милосерден!
Аминь!
Да-да! Будьте здравы!
Мир Вам!