Лесные пожары не опасны для авторитарного режима

На модерации Отложенный

Конец лесным пожарам в России и вызванной ими самой настоящей экологической катастрофе, вопреки бодряческим обещаниям властей, наступит, похоже, не раньше, чем недели через три - если верить Госдепартаменту США, рекомендовавшему американским гражданам до 5 сентября воздержаться от поездок в Россию. Все-таки Госдеп, в отличие от многочисленных российских правительственных пропагандистов - от главного санитарного врача Геннадия Онищенко до представителей Гидрометцентра, привык нести чуть больше ответственности перед своими налогоплательщиками.

Российские же власти даже не пытаются скрывать, что держат своих граждан то ли за идиотов. То ли за скотов. Чего стоит одна история с возвращением мэра Москвы Юрия Лужкова из отпуска! Уже десятки раз сказано, что это просто ни в какие ворота не лезет: задыхающаяся от дыма и гари Москва через целую неделю (!) после начала стихийного бедствия в изумлении узнает, что ее уже почти двадцать лет несменяемый градоначальник только-только соизволил вернуться из отпуска. Тут уместна не только параллель с мэром Джулиани, которого трудно представить в отпуске 11 сентября.

Как бы ни относиться к нашему коммунистическому прошлому, но не то, что при Сталине - даже в самые что ни на есть застойные брежневско-андроповско-черненковские времена считалось, что если у кого-нибудь "на хозяйстве" случается ЧП, руководитель этого хозяйства должен быть на месте происшествия раньше подчиненных. Один из помощников Андропова в бытность того генеральным секретарем ЦК КПСС рассказывал автору этих строк потрясающую историю: когда на заседании Политбюро рассматривалась критическая ситуация на стройке крупнейшего завода "Атоммаш", где вдруг стал проседать фундамент, и выяснилось, что зампред совета министров СССР, то есть по нынешним меркам вице-премьер, курировавший эту стройку, до сих пор не выехал на место аварии, Андропов предложил немедленно уволить высокопоставленного чиновника с работы и исключить из компартии (что было едва ли не самым страшным по тем временам наказанием) - и через минуту бедолага был уже с позором изгнанным отставником. Я ни в коем случае не ратую за то, чтобы высший орган правящей партии занимался решением сугубо хозяйственных вопросов, даже в экстремальных ситуациях, казнил и миловал проштрафившихся чиновников. Но когда я вижу, как лидер нашей нынешней правящей партии "Единая Россия" Владимир Путин хвалит московского мэра за решение прервать отпуск - я просто развожу руками. Впрочем, руки сами собой разводятся еще шире, когда вслед за сюжетом про то, как Путин хвалит Лужкова за его жертвенный поступок, государственный телеканал - тоже на полном серьезе - демонстрирует репортаж о том, как национальный лидер садится на место второго пилота за штурвалом пожарного самолета и лично тушит два лесных пожара. Ощущение полного отсутствия чувства меры и такта - и у тех, кто делает этот телесюжет, и у его главного героя. Перефразируя Пушкина: не дай вам бог увидеть русский пиар - бессмысленный и беспощадный!

Впрочем, большинству это, увы, нравится - никакие пожары, демонстрирующие одновременно и беспомощность, и неэффективность, и лживость и десятки других пороков нынешней системы власти, чудовищную пропасть, разделяющую власть и народ, не меняют ситуации, прочно сложившейся в общественном мнении: если бы президентские выборы проходили в это воскресенье, на них победил бы Путин.

Дым от пожаров в последние недели застелил прочие темы политической жизни России, однако рано или поздно он развеется, и тогда вновь встанет главный вопрос: чего ждать от президентских выборов 2012 года? Совсем недавно дискуссия на эту тему вспыхнула с новой силой после того, как действующий президент Дмитрий Медведев намекнул, что кандидатом в президенты от партии власти может стать не он, и не Путин, а кто-то третий. Тут же забурлили лучшие политологические умы, пытаясь прокомментировать неожиданный пассаж президента, как будто совершенно забыли события четырехлетней давности, как будто не помнят, как разворачивалась операция по передаче власти от Путина к Медведеву. Помнится, в ту пору Путин однажды заявил нечто подобное: мол, на пост президента в 2008 году будет несколько достойных кандидатов, и выбирать, кого он поддержит, ему придется, как минимум, среди при мерно пяти политиков человек. Уж как тогда упражнялись в аналитических способностях политические комментаторы, в том числе и автор этих строк! Кто-то даже договорился до того, что Путин якобы хочет вернуть в большую политику хоть какую-то конкуренцию - предоставив избирателям возможность выбирать президента из двух лояльных ему кандидатов.

Я отлично помню и другое - как три года назад, в августе 2007, только ленивый не говорил: тогдашний премьер-министр Михаил Фрадков готовится к отставке, и назначение на его место Сергея Иванова с последующим выдвижением его в преемники Путина - дело решенное. Когда же в сентябре того же года на место Фрадкова был назначен никому не известный Виктор Зубков, те же самые люди столь же уверенно говорили: ну вот и все ясно, наш следующий президент - Виктор Зубков. Но, как известно, кандидатом в президенты был назначен Дмитрий Медведев - как это виделось изначально. А сколько было разговоров про то, кем будет Путин после окончания второго срока?! От просто отставного президента без какой-либо конкретной должности - чуть ли не до президента Международного олимпийского комитета. Один известный политолог всерьез утверждал, что в ходе лоббистской кампании за избрание Сочи столицей зимней Олимпиады 2014 года Путин якобы договорился с наиболее влиятельными мировоыми спортивными чиновниками, что его изберут председателем МОК на смену Жаку Рогге. На самом же деле Путин, как выясняется, к моменту своего ухода сконцентрировал в своих руках столько власти и влияния, что было не так уж важно, кем он станет - премьер-министром, спикером Госдумы или главой "Единой России". В любом случае он остался для правящего класса "начальником", как Путина раньше называли за глаза.

Означает ли это, что в 2012 году непременно произойдет то, что большинство комментаторов с самого начала считали наиболее вероятным сценарием: Путин вернется - уже на шесть лет - в Кремль, в президентское кресло, которое заботливо сохранил для него Медведев, а нынешний президент отправится в Петербург, на должность председателя обновленного Верховного суда по американскому образцу, под крышей которого к тому времени объединятся три нынешних высших суда - Конституционный, Верховный и Высший арбитражный? Утверждают, что есть такой проект, и его реализация будет верным признаком того, что события развиваются именно по вышеописанному сценарию... Это зависит в основном от самого Путина и его договоренностей с Медведевым. Но не только. Вполне вероятно, что большинство политической и деловой элиты России, какой бы боязливой и сервильной она ни была, как бы безоговорочно ни воспринимала она Путина в качестве верховного "начальника", будет глухо, но отчаянно сопротивляться новой перестановке на высшем уровне. Ведь в результате возникнет новый, неизвестный политический расклад, появятся новые правила игры. Только к нынешним привыкли - и опять все по новой?! Нынешний правящий дуумвират доказал свою сиюминутную жизнеспособность, и менять, как говорится, шило на мыло многие не захотят. В том числе и сам Путин. Реальная власть - в его, Путина, руках, Дмитрий Медведев так и не решился ее всерьез оспорить, да и в планы Медведева это, судя по всему, и не входило, так пусть эта модель работает и дальше. Другое дело, что как и во время прошлого предвыборного цикла, Путин с Медведевым до самой последней минуты будут держать правящий класс в напряженном неведении - в противном случае стабильность дуумвирата может покачнуться. Если станет известно, что Путин не будет баллотироваться в президенты, то он неизбежно утратит часть нынешней харизмы, когда его воспринимают не только как сегодняшнего всевластного премьера, но еще и как завтрашнего президента. Если же станет известно, что Медведев не будет добиваться переизбрания, то его совсем перестанут воспринимать всерьез.

В конце концов, Путин может думать, что вернуться в Кремль он успеет и в 2018 году - ведь тогда ему будет 66 лет, не так уж много для политика, так тщательно следящего за своим здоровьем. Скажите, нереально? Но, увы, исторический опыт свидетельствует, что авторитарные режимы, особенно в богатых ресурсами странах, не имеющих глубоких демократических традиций, могут оставаться у власти на протяжении десятилетий. Никакие лесные пожары и прочие природные или социальные катаклизмы могут оказаться не в силах изменить эту тенденцию.

Другое дело, что ни о какой модернизации России в этом случае всерьез говорить не приходится. Но разве вы до сих пор это воспринимали всерьез?

(Сегодня в "The Moscow Times" опубликована англоязычная версия этой статьи http://www.themoscowtimes.com/opinion/article/blowing-through-the-smoke-of-2012/412203.html)