Ханукальные традиции со всего мира
На модерации
Отложенный
Перевели материал My Jewish Learning об уникальных и очень красивых ханукальных обычаях, которые сложились в еврейских общинах разных стран: от дегустации вин и меноры из картофеля до прыжков через костер.
Многие известные традиции Хануки универсальны. Где бы вы ни находились, в Аргентине или Зимбабве, евреи отмечают праздник в течение 8 дней, зажигают менору, едят жареное и вспоминают историю победы Маккавеев и восстановления Иерусалимского храма.
Но у некоторых еврейских общин есть и свои уникальные традиции. Например, если пончики с желейной начинкой (суфганийот) являются основным блюдом у ашкеназских евреев, то на юге Индии Хануку отмечают приготовлением гулаб джамнуна - шариков из теста на молоке, которые жарят во фритюре, а затем обмакивают в сахарный сироп. Это сладкое угощение употребляют и индийцы-неевреи во время других праздников, например, Дивали.
Индийские евреи, наслаждающиеся гулаб джамнуном, - далеко не единственный пример особой традиции, которую община выработала в диаспоре. Вот еще восемь обычаев, которые выходят за рамки игры в дрейдл и хануке-гельта.
1. Менора на стене
Большинство ашкеназских евреев ставят менору в окно, чтобы прославить чудо Хануки. В Марокко, Алжире и других североафриканских общинах принято вешать менору на крючок в дверном проеме, рядом с мезузой. Считается, что размещение меноры рядом с мезузой усиливает защиту мезузой. Если вы посмотрите на меноры, сделанную в Северной Африке, то заметите, что многие из них имеют кольцо в верхней части, а также плоскую металлическую подставку - чтобы менору можно было надежно подвесить.
Некоторые евреи-хабадники также подвешивают свои меноры. Эта традиция восходит к Талмуду (трактат "Шаббат" 22а). Там написано, что менора располагается на дверном косяке, как мезуза:
Рав Шмуэль из Дифти сказал: …по галахе следует размещать [менору] слева, чтобы ханукальный светильник был слева, а мезуза - справа. Тогда тот, кто входит в дом, будет окружен мицвот.
2. Менора из картофеля
Евреи Румынии, а также Австрии и других общин Центральной Европы выскребали картофелины изнутри, наполняли их маслом и втыкали фитиль. Так получалась менора - каждый день добавляли по одной картофелине. Хотя происхождение этого обычая неясно, скорее всего, он возник из-за экономических трудностей.
3. Зажигание дополнительного шамаша
Еврейская община Алеппо, состоявшая в основном из сефардских евреев, спасшихся от инквизиции, в каждую ночь Хануки зажигала дополнительный шамаш (свечу-помощницу). Существует несколько объяснений: одни говорят, что вторым шамашем они почитали Б-га и отмечали божественное вмешательство, благодаря которому им удалось спастись. Другие утверждают, что этот обычай был проявлением уважения к неевреям Алеппо, которые приютили беженцев.
4. Стеклянные ящики
До массовой иммиграции и создания государства Израиль в XX веке евреи веками жили в Иерусалиме и следовали предписанию, согласно которому свет меноры должен быть виден за пределами дома.
Это постановление берет свое начало в Талмуде (Шаббат 21б):
Мудрецы учили в берайте: мицва - поставить ханукальный светильник у входа в дом, чтобы все могли его видеть.
Однако иерусалимские зимы часто бывают сырыми и ветреными, поэтому община начала изготавливать стеклянные ящики, похожие на аквариум, чтобы защитить пламя. Внутрь иерусалимские евреи ставили маленькие чашечки с оливковым маслом и каждую ночь зажигали соответствующий фитиль. В старейших домах Иерусалима даже бывают полки, вырезанные в наружной стене дома - туда помещаются эти самые стеклянные ящики.
5. Хаг а-Банот: праздник женщин
Еврейские общины в Ливии, Тунисе, Алжире, Ираке, Иране, Турции, Марокко, Греции и Йемене отмечают еще один праздник во время Хануки, известный на иудео-арабском языке как "Ид аль-Бнат" или "Хаг а-Банот" на иврите. Оба названия переводятся как "Праздник дочерей".
Отмечают его в Рош Ходеш Тевет (начало месяца Тевет, которое приходится на шестую ночь Хануки). В этот день девушки и женщины общины воздерживаются от работы и собираются, чтобы вспомнить еврейских героинь - особенно Юдифь, еврейскую женщину, которая жила во времена Маккавеев и помогла предотвратить надвигающуюся осаду Иерусалима, обезглавив вторгшегося ассирийского генерала.
Празднование Хаг а-Банот варьируется от общины к общине, но часто включает в себя сладости и жареные угощения, танцы, целование свитков Торы в синагоге и пение до глубокой ночи. Девушки, достигшие возраста бат-мицвы, а также обрученные женщины также публично чествуются во время Хаг а-Банот.
6. Дегустация вин у соседей
Регион Авиньон, расположенный на юге Франции, славится своими винодельнями. Субботним вечером, после окончания Шаббата, который выпадает на Хануку, евреи Авиньона открывают в своих домах новую бутылку местного вина и произносят тост. Затем каждая семья обходит свой район, чтобы попробовать вина, выбранные соседями, и поднять тост за чудо Хануки.
7. Запрет на мелахот рядом с менорой
В еврейских общинах Северной Африки и Ближнего Востока, а также у ашкеназов-хареди существует давняя практика, согласно которой, пока горит менора, женщины воздерживаются от мелахот - видов работ, запрещенных в Шаббат и праздники. Хотя Ханука не является праздником, требующим от евреев воздерживаться от труда, этот обычай можно проследить по законам, кодифицированным как ашкеназскими, так и сефардскими лидерами. Задолго до изобретения электричества они постановили, что свет меноры не должен использоваться ни для чего, кроме наслаждения праздником.
8. Девятая ночь Хануки
В некоторых районах Марокко еврейские дети в последний день Хануки ходят из дома в дом, чтобы собрать остатки хлопковых фитилей - такие фитили марокканские евреи используют вместо свечей. На закате при помощи фитилей разжигают большой костер, и каждая община собирается петь, танцевать и даже прыгать через огонь - это, как считается, приносит удачу прыгуну, особенно женщинам, ищущим партнера или пытающимся зачать ребенка.
Перевела Аня Субич
Комментарии