Коррупцию победить нельзя, с ней можно только договориться

На модерации Отложенный
Буш США
 

Один умный человек как-то сказал: «Коррупцию в России победить нельзя, с ней можно только договориться». Между тем это так не только в России, но и повсюду. Любая власть в любой стране предпочитает укреплять сама себя сетью взаимозависимостей, при которой раскрытие мутных делишек одного чиновника запустит цепную реакцию разнообразных разоблачений по поводу всех остальных. В западных демократиях это принято считать системой сдержек и противовесов, в авторитарных системах это просто повышает управляемость государственного аппарата. Для каждой страны рисунок коррупционных связей индивидуален. В условиях глобализации глобализаторам в идеале хотелось бы унифицировать процесс. Но пока этого не произошло.

Из этого простой вывод: любая «борьба с коррупцией» в отдельно взятой стране означает смену режима с понятными заказчику коррупционными схемами. Поэтому неожиданно выскочившие на этой неделе на первые полосы СМИ краденые документы панамской юридической фирмы, услугами которой пользовались все, кто угодно, кроме американцев (ну вы поняли), пойдут на пользу только последним.

Попутно разразился коррупционный скандал в ООН (взятки давали китайцы), а также уже почти два года пытаются поймать за руку малайзийского премьера (вероятно, был не слишком сговорчив насчет размещения военной базы США). Оба скандала вполне укладываются в концепцию сдерживания Китая (которая плавно преобразуется в концепцию противодействия). Только на этой неделе Вашингтон снова заявил, что не признает опознавательную зону ПВО КНР в Южно-Китайском море, слова подкрепили японские военные корабли и авианосная группа ВМС США своими маневрами в регионе.

Давно ожидающаяся жесткая посадка экономики Китая снова откладывается на неопределенный срок, а Председатель Си, кстати, активно борется с коррупцией, читай, рвет связи, сложившиеся за период правления Ху Цзинтао и его предшественников — период плотного сотрудничества КНР и США. Финансовые власти Китая лавируют в бурных водах постиндустриальной экономики, используя все наработки Уолл-Стрит: деривативы, скупка зарубежных активов на заемные деньги, укрепление юаня как резервной валюты.

В условиях снижения роста объемов мировой торговли Пекин нацелился на развитие высоких технологий. И неплохо с этим справляется, чему доказательство — неожиданный отказ Москвы поставлять ракетные двигатели в КНР.

Россия и Китай танцуют сложный танец в попытке выяснить плюсы и минусы партнерства. Годы недоверия и разность культур дают о себе знать. Но выбора у них особого нет. Россия выпала из тройки крупнейших торговых партнеров ЕС (впрочем, Англия и Голландия старательно запасаются подешевевшим газом) и пытается сбалансировать пошатнувшуюся экономику (доходы от нефтегаза сократились в 1,7 раза) выходом на АТР и освоением своего Дальнего Востока. Китай движется навстречу, пробует приморский транзит и раздумывает над переводом части предприятий на Дальний Восток.

В европейской части России активно осваивается Крым и создается Национальная гвардия. Наблюдаются подвижки в отношениях с НАТО. Генсек Альянса заявил, что надо бы возобновить работу совместного совета с РФ, но по-прежнему возмущается стремлением РФ восстановить свою сферу влияния. Собственно, если Москва часть ее восстановит, то у кого-то эта часть убудет. Логично. США вот тоже модернизируют аэродромы в Восточной Европе, размещают истребители в Исландии и Нидерландах и по графику строят объект ПРО США в Румынии, а то вдруг там влияние сменится.

Тем временем в Европе по-прежнему раскол по поводу России. Новая Европа в лице Румынии, Литвы и Польши бьют в барабаны войны, Старая Европа все чаще идет на сотрудничество. Польшу очень волнует «Северный поток-2», особенно волнует то, что будет перекрыт транзит через Польшу. Германия же спаведливо полагает, что Балтика — самый надежный путь для СП-2. Есть определенная ирония судьбы в том, что канцлер Меркель, похоже, уйдет с поста, подписав напоследок соглашение о газопроводе. Не она ли вменяла экс-канцлеру Шредеру предательство национальных интересов в давние времена начала строительства первого «Северного потока»?

Но хитом этой недели стала Австрия, чья представительная делегация побывала в Москве. Как выразился Начальник Генерального штаба Вооруженных сил Австрии генерал-лейтенант Отмар Комменда: «Я не собираюсь следовать указаниям и подчиняться чьей-то указке, с кем общаться, а с кем не общаться. Именно поэтому я хотел вас навестить».