Самолет для Киркорова и дом для бабушки

На модерации Отложенный

Публикация панамского досье удивила вовсе не причудливыми кружевами связей виолончелистов с гэбистами и футболистов с чиновниками. Удивила скорее реакция большинства либеральных читателей из России – тех, кто ходил на Болотную и на Немцов мост, кто считает войну с Украиной позором России, кто упрямо голосует на думских выборах за либералов, которых уже тринадцать лет в той Думе не видели. Так вот, эти замечательные россияне, наши единомышленники, восприняли панамское досье разочарованно: «Ой, тоже мне цифра – два миллиарда. Да что такое для масштабов Путина два миллиарда? Вот если бы миллиардов триста, это была бы бомба!» По-моему, даже дом для гимнасткиной бабушки - и тот вызвал в российском обществе больше возмущения, чем эти никчемные два миллиарда. «Не тот масштаб, из пушки по воробьям, гора родила мышь».

Наше общество, впрочем, по реакции на панамское досье мало чем отличалось от российского. Конечно, если бы там были оффшоры Лукашенко, - обсуждали бы. Но скорее с любопытством – не с возмущением. Потому что многие годы белорусов волнует не то, что Лукашенко ворует их деньги – их налоги, их пенсии, их заработки, - а вопрос, где же он хранит награбленное. В оффшорах – или все-таки в мешках из-под картошки на огороде в Дроздах закапывает? И большинство склоняется к мешкам в огороде.

А вот премьер-министр Исландии после упоминания в панамской папке ушел в отставку, и пусть он сам называет это «временно отошел от дел», - ясно, что его политическая карьера закончена. Мальтийцы требуют отставки министра энергетики Конрада Миззи, упоминаемого в досье, - идет расследование. Что до Владимира Путина и свиты, то Кремль просто обвинил мир в русофобии – и ни слова собственно про оффшоры. Реакция из серии «а у вас негров линчуют».

В этом особенность наших постсоветских режимов – здесь воровство и коррупция не скрываются, а считаются государственной доблестью. Здесь чем наглее, тем лучше – если покупаешь себе яхты за бюджетные деньги, летаешь бортом №1 в гости к другу за бутылкой посидеть, даришь бабушкам отставных гимнасток дома – ты крут. Ты настоящий пацан. Если журналисты раскопают – им же хуже, за борзость дорого заплатят. Зато народу нравится – обсуждать стриптизерш всегда приятнее, чем цены.

Наверняка старожилы помнят, что в 2003 году министерство информации закрыло «Белорусскую деловую газету» на три месяца. Потом вроде разрешили издаваться, но исключили из системы распространения и подписки, и газета не выжила - вскоре она закрылась окончательно. А поводом были три предупреждения, первое из которых касалось истории с самолетом Александра Лукашенко (второе и третье были уже просто набором массы, газету закрыли за то, первое). Так вот, тогда, в 2003 году, Лукашенко решил пригласить в гости «Мисс Россию» Светлану Королеву. Сам позвонил: приезжай, я все оплачу. И когда девушка сказала, что приедет поездом, Лукашенко возмутился: какой поезд, я завтра за тобой свой самолет пришлю.

Светлана Королева потом охотно давала интервью российским журналистам, описывая широкий жест Александра Лукашенко. А ее мама рассказывала тем же журналистам, что щедрой души человек по имени Александр Григорьевич, узнав, что красавица Светлана учится в петрозаводском техникуме городского хозяйства, тут же предложил ей остаться в Минске и возглавить коммунальное предприятие (интересно, что бы вписывала в наши жировки русская красавица Светлана Королева, прими она предложение диктатора?..). «Белорусская деловая газета» тогда всего лишь провела читательский опрос на тему «может ли глава государства распоряжаться своим самолетом в личных целях». Этот опрос и стал причиной для закрытия газеты.

А чего, сами виноваты.

Не прошло и пяти лет, как Александр Лукашенко отправил свой самолет в Москву уже не за девушкой, а за мужчиной – борт №1 полетел туда с важным государственным заданием доставить в Минск Филиппа Киркорова. Потому что Лукашенко захотелось, чтобы в эпизоде фильма, в котором снималась его внучка, непременно появился Киркоров. И на этот раз – уже никакой тайны, никаких закрытых газет. Экспресс-доставка Киркорова была не просто разрешенной новостью, но поощряемой к обсуждению. Все с удовольствием описывали, как шел дождь, но стюардесса борта №1 заботливо держала над Филиппом Киркоровым зонтик, чтобы гость Лукашенко, которого ему захотелось засунуть в кадр с внучкой, не промок. Отснялся в эпизоде – поехал в Дрозды отметить кинодебют. Вся история заняла несколько часов. Самолет Лукашенко здорово экономит время.

Интересно, что, с их азиопской точки зрения, круче – дом для бабушки Кабаевой или возможность выписать в личное пользование по каталогу в течение часа хоть первую красавицу, хоть Киркорова с доставкой на дом? Думаю, Лукашенко с Путиным есть о чем поспорить, помимо цен на газ и нефтяных пошлин.

Наверное, они вместе хохотали над лохами из Франции, ушедшими в отставку в 2010 году. Тогда министр международного развития Ален Жуаянде и госсекретарь по развитию региона Иль-де-Франс Кристиан Блан не просто ушли – они бежали в отставку, когда народ Франции узнал, что на бюджетные деньги они покупали сигары и оплачивали перелет на частном самолете на Гаити. Для наших евразийцев это такая мелочь, что можно разве что посмеяться над неудачниками.

А еще можно посмеяться над премьер-министром Ирландии Берти Ахерном, который ушел в отставку в 2008 году, когда выяснилось, что в середине девяностых он взял больше ста тысяч фунтов у нескольких бизнесменов. У Ахерна была своя версия: финансовые проблемы во время развода, друзья-бизнесмены дали денег в долг, чтобы удовлетворить финансовые требования жены, а потом отказались эти деньги принять. Возможно, он оправдался бы – те же друзья подтвердили бы, что просто выручили друга, а сумма для них – все равно что потраченное на кружку пива для среднестатистического ирландца, - но на карьере чиновника высокого ранга Ахерну пришлось поставить крест. «Ложки нашлись, осадок остался».

Президента Германии Кристиана Вульфа в 2012 году отправили в отставку журналисты, опубликовав расследование о получении им льготного кредита в полмиллиона евро благодаря личным связям. Президент Венгрии Пал Шмитт, укравший всего лишь диссертацию, лишился президентского поста благодаря публикации доказательств плагиата в еженедельной газете. Все они – лохи, наверное? Посадить автора, закрыть газету – и наслаждайся жизнью дальше. Но почему-то в Европе это не получается. Вернее, человек европейский так же слаб, как человек евразийский, а коррупция сладка, как мед, и некоторые не выдерживают испытания. Но там быть коррупционером стыдно, и все сигары, самолеты и стриптизерш тамошние коррупционеры тщательно скрывают. И если информация становится публичной – безропотно уходят в отставку и идут под суд. А в наших краях коррупция и безнаказанность – знак принадлежности к высшему классу, к элите. Это почетно. Стыренные миллионы, доставленные спецрейсом к ужину красотки и поп-певцы, дома для бабушек и внучек, часы и куртки, донжуанские списки и горнолыжные костюмы – все становится предметом состязания «кто наглее».

Иногда мне кажется, что наши евразийские диктаторы просто меряются размахом собственной вседозволенности – больше-то им меряться нечем. В этом смысле они беднее старшеклассников.