Наши храмы - наши горы!

На модерации Отложенный

Белокрылыми странными птицами
Островками забытой мечты
Плывут по небу Псковские звонницы
Не касаясь земной суеты

Перезвоны небесной капелью
Иногда нам о счастье поют
Что бы мы о земном не жалели
В край заоблачный, горний зовут…

                              НАШИ ХРАМЫ - НАШИ ГОРЫ!

При всем желании, избавиться от субъективизма, (даже если мы являемся законченными эстетами), нам, безусловно, не все равно, на каком фоне фотографировать понравившуюся нам веточку – на фоне ли стены пивного бара, крошащегося бетона умирающего завода или на фоне церковной стены, хотя порой мизансцены выглядят, очень похоже.

Веточка-то, веточкой, ей, похоже, все равно, где расти, а вот нам антураж, временами, важнее самого "героя" репортажа.

Как и в любом, современном российском городе, в Пскове - всего достаточно, и пивных баров и откровенных трущоб, и торопливых новостроек, но, к счастью есть еще что-то, что выгодно отличает этот город от многих других российских местечек.

Его всепроникающий средневековый антураж, неповторимая атмосфера взаимосвязи с пластами его богатой и славной истории, чувствующаяся, как ни странно, даже в его самых современных кварталах.

Ничто не передает дух прошедших поколений лучше, чем архитектура, эта макросреда-посредник, между человеком и природой, человеком и временем... Можно провести много часов в музее и библиотеке, кропотливо изучая бытовую среду Прошедшего - артефакты, выкопанные из земли, старинную мебель, произведения искусств, знакомиться со свидетельством летописцев и историков. Получить массу интересной и познавательной информации, эстетических переживаний. Можно...

Но пережить подлинное путешествие во времени, почувствовать себя этаким "скобарем" 16 века, можно только очутившись,  перед какой-нибудь покосившейся псковской звонницей, ощущая запах Псковского разнотравья, слушая визг пилы рабочего-реставратора. Наблюдая как быстрые псковские облака цепляются за церковные маковки, как по шероховатым грубобеленным старинным стенам, проносятся тени от крыльев вездесущих чаек...

Кажется, что сам дух былой Псковской вольницы, ее мастеровых, рыбаков, иноков, купцов, воинов отнюдь, не канул в лету...

Надо поклониться в ножки нашим предкам – они сумели создать на редкость органичные ландшафтно-архитектурные объекты. Даже скорее ландшафтные, чем архитектурные. (Да простят меня за корявую терминологию профессионалы).

Ведь они сложены из местного камня так ладно, так органично, так гениально естественно, будто являются скорее порождением некого ландшафтного скульптора, чем архитектора, и скорее умело, извлечены из цельной каменной породы, чем сложены из отдельных глыб.

В этом, вероятно, причина их невероятной прочности и неподатливости времени. Нет на земле Русской такого места, где бы каток военных и социальных лихолетий не тщился бы с таким усердием стереть с лица земли, разрушить саму память о культурном наследии народа, чем на Псковщине. И нет такого места где, эти усилия, к счастью, оказались бы столь бесполезными. Кажется, что, Кто-то незримый и могущественный, оберегает и хранит Псковскую землю. А сама Псковская земля, ее камни, озера и реки, являются надежным источником и хранилищем некой Силы или Духовного наследия.

Кажется, что Псковские средневековые строения, эти истинные кряжистые дети Земли Псковской, все эти выросшие из ее недр каменные храмы, звонницы, амбары и крепостные стены могли появиться только на этой земле, на фоне только этого бескрайнего зелено-голубого ландшафта. По контрасту с гладью Псковского горизонта, глядя на который порой трудно определить, где лесные дали, а где озерные, так естественно они переплетаются друг с другом.С сумраком его лесных чащ и болотистых перелесков.

Псковские храмы – это плоть от плоти Псковской земли, ее ландшафтных,

климатических и историко-культурных условий. Крепкий и ароматный местный «дичёк», у которого мало что осталось от приторно-сладкого плода византийской яблони – прародительницы…

Наши храмы - наши горы!

По сути, Псковские храмы, с эстетической точки зрения, играют роль рукотворных гор. Светлых зрительных опор на общем, довольно темном, «лесном» и равнинном фоне, который продолжает доминировать и в окружении современных потомков племени кривичей. В средние века, с их преобладающей малоэтажной, деревянной застройкой, это обстоятельство играло еще более значимую роль...

Хотя в большинстве своем эти храмы совсем не велики. Терема современных нуворишей, уже во многих случаях вплотную обступившие храмы, часто бывают номинально значительно выше. И все-таки эти приземистые, часто с «неправильными», «неровными» формами храмы кажутся гораздо более величественными и значительными.

...В Псковском зодчестве, заметно стремление к округлым, сферическим формам.

Это заметно по значительной величине псковских храмовых “луковок”, характерным перекрытиям внутреннего интерьера храмов и жилых домов, сводчатым крыльцам, воротам, окнам, в архитектуре псковских башен... Кроме известной зодческой удали и прилежания, ни виной ли тут, извечная тоска псковского сердца по голубой, небесной сфере, так редко видимой им?...

Чье вдохновение выводило небесные полусферы на берестяных и восковых

дощечках тверже, чем на современных компьютерных планшетах?
Чей глаз безошибочно отмерял пропорции? Искал в разнообразии природных форм прообразы для по-псковски мощного декора храмовых стен?

Средневековое псковское храмовое зодчество самобытней и стилистически строже остальной русской архитектурной традиции. Хотя, казалось бы, более других могло быть подвергнуто чужеродному влиянию. В силу своего приграничного расположения…. Однако, избежав и самонадеянной дерзости западноевропейской готики, словно пронзающую небо, своими гранеными шпилями и византийско-московской вычурности, Псковское зодчество создало по сути собственный, во многом глубоко самобытный, архитектурный стиль…

Строгий и искренний. Простой и суровый.
Псковская архитектура, кажется, нашла тот уникальный баланс бытовой функциональности, (как фактора противостояния достаточно суровым природным условиям, а также постоянной военной опасности), так и эстетического совершенства…

Псковские зодчие деловито, по-скобарски, построили некогда целый Флот из этих каменных храмов-звездолетов. Кто знает, сколько душ перенесли в Горние Чертоги эти небесные ладьи?

В Пскове их такое множество, что, наверно не найти в городе ни одного места, где бы вы не увидели маковку одного, двух, а иногда и значительно более храмов. Часто они стоят бок об бок, стена к стене. Как боровички в грибную пору.

Тем не менее, они не теснят друг друга, не выдавливают, не соперничают, как кичливые коттеджи. Плавными линиями своих куполов, золочеными крестами – небесными антеннами, вносят в Псковский ландшафт, какую - то невыразимую внутреннюю убежденность и ясность, объединяя Город в некий единый храмовый комплекс.

…Псковские храмы знают, кто здесь истинные хозяева.… Ведь город то в основном обустраивался вокруг их.

И они, конечно, переживут большинство современных построек, выполненных по самой совершенной технологии.

Они – истинная утеха и награда псковичам за созидательный порыв их предков.

Что – то мы оставим своим потомкам?

Это надо помнить в первую очередь самим псковичам, выросшим среди этих окаменевших небожителей и волей-неволей привыкшим к их неназойливому соседству.

И тогда мы сможем хоть в какой-то мере приобщиться к той величественной Воле, что неудержимо тянет человека преодолевать косность неодушевленной природы, собственную инертность, неурядицы и суету “дольнего” мира и делать то, что с первого взгляда может показаться бессмысленной тратой времени и сил, но что соразмерно самой Вечности …

И пусть молва, шепчет, что эти храмы и звонницы строили прежние псковские купцы, замаливая грехи свои. Откуда этот неистребимый псковский слушок? Из каких давно сгинувших подворотен и трактиров?

(Ныне купцов - пруд пруди. И строят они усердно. Да только не храмы Божие.… А собственные терема да пивные шалманы…)

Ложь! Эти храмы строил сам Дух Созидания, живущий в сердцах людей, и тоскующий, почему то невыразимому и прекрасному… Руками простого здешнего люда. ( Кстати, судя по хроникам, и богатеи прежние, жертвующие на храмы, за честь почитали, вместе, с простым людом, камни волочить, да глину месить на стройке…)

Строили каменотесы, плотники, кузнецы. Строили рыбаки, воины, иноки. Горожане и деревенские. Служилые и крепостные. Не всегда смиренные. Не всегда трезвые. Но было значит что-то в душе их, без чего эти храмы никогда бы не взметнулись к небу. И что так редко встретишь в нынешних сердцах…

Строили под отчаянные крики чаек.

В пелене озерной влаги, струящейся по куполам звонниц, трепетании листьев гигантских тополей. При журчании больших и малых речек.

Строили люди, одинаково любовно и старательно делавшие лодки, церковные купола и грозную ощетинь крепостных стен. Рубившие срубы, ковавшие «скобы», выкладывавшие каменные своды и расписывавшие иконы.

И камни, из которых сложены Псковские храмы навечно сохранили теплоту рук своих строителей.
 
…Прикоснись к ним фотограф и художник, прежде чем сесть за мольберт или вытащить из футляра фотоаппарат.

Они передадут тебе частичку Вечно Созидающей Силы.

Понимаем ли мы, проходя мимо этих храмов-воителей, что получаем их молчаливое благословение и покровительство, если только наша душа не совсем мертва для этого?...

Материал взят с   www.pskovart.by.ru  /Путеводитель по Пскову для художника и фотографа/