Соколы, но не сталинские, а боевые. F-16

F-16

Около 3 часов дня, в воскресенье, 7 июня 1981 года, на взлетно-посадочной полосе израильской военно-воздушной базы Эцион, с включенными двигателями стояли 8 новеньких многофункциональных истребителя F-16А. Необычным было то, что к каждому из них был подключен автозаправщик, постоянно пополнявший их топливные баки. Каждый самолет имел по 3 дополнительных подвесных бака, а на подвеске красовались по 2 2000-фунтовые бомбы Мк-84. У Фалькона боевой радиус без подвесных баков всего 550 км, а лететь предстояло далеко - в одну сторону около 1700 км. В 15:55 премьер-министр Израиля лично дал команду на взлет и 8 Фальконов, в сопровождении 6 F-15 взлетели и легли на заранее спланированный курс, держа высоту 300 метров. Они обошли границу Иордании с юга, повернули на север, повторяя изгибы границы Иордании и Саудовской Аравии и пошли в сторону Ирака. Самолеты были тяжело нагруженными и летели очень низко, поэтому топливо из подвесных баков быстро закончилось. Баки сбросили над пустыней Большой Нефуд. Потом четверка F-15 отвалила от основной группы из 8 Соколов и 2 Орлов и рассредоточилась, отвлекая внимание иракских средств ПВО. Ударная группа снизилась до высоты 30 метров, чтобы остаться невидимой для иракских радаров и взяла курс на Озирак - иранский ядерный центр, в котором Саддам Хуссейн, с помощью французов, пытался создать ядерное оружие.

В 18:35 два F-15 поставили активные помехи, а F-16A поднялись на высоту 2100 метров и вошли в 35-градусное пике на комплекс реактора на скорости 1100 км/ч. По достижении высоты 1100 метров бомбардировщики попарно, с пятисекундным интервалом, сбрасывали бомбы Мк-84. Все 16 бомб попали в цель, хотя 2 бомбы не взорвались. Реактор был уничтожен.

Поскольку шла ирано-иракская война, то С. Хусейн, обладая ядерным оружием, мог бы не только диктовать свои условия «сионистскому образованию» в лице Израиля, но и защищать «восточные границы арабской родины» от «агрессии» Хомейни, навязывать соседнему Ирану свою позицию по спорным территориям. Это также отчетливо осознавали и в Тегеране. Вот почему в течение первых 8 месяцев войны иранцы предприняли 10 попыток разбомбить «Озирак». Но лишь однажды их «Фантомы» частично повредили внешнюю систему его охлаждения, в остальных случаях истребители-бомбардировщики уничтожались плотным зенитно-ракетным огнем иракской ПВО. На середину 1981 г. в Ираке имелось 14 бригад ПВО, 1 зенитная ракетная группа и 2 отдельных зенитных ракетных дивизиона. На их вооружении находились 20 ЗРК С-75М, 37 – С-125, 35 «Квадратов» и 4 «Осы». Авиация в своем распоряжении имела более 100 самолетов-перехватчиков в основном советского производства.

В тот злопамятный день я находился в одном из дивизионов «Квадрат» в каких-то 300 м от ядерного центра. Нашу группу советских военных специалистов по ЗРК из Ленинградского военного округа в количестве 10 человек перебросили по тревоге в Багдад еще в апреле с ирако-иранской границы (г. Ханакин). Нам была поставлена задача прикрыть «объект» – ядерный центр или, как его еще называли, «бункер в пустыне Тхувайтха» от воздушных налетов противника на малых и средних высотах.

Где-то около 18.00 7 июня на мониторе нашей СРЦ (станции разведки и целеуказания) появилась крупная отметка, но.., следовавшая с запада. На запрос «свой – чужой» цель не отвечала. Через пару минут экран радара стал «белым». Помехи? Активные? Но ведь иранцы доселе никогда не баловались подобными «игрушками»?! Один наш убеленный сединой майор-ленинградец, занимавшийся настройкой индикатора кругового обзора, попросил иракского оператора–наводчика сорвать пломбу и перейти на запасную частоту. Тот обратился за разрешением к своему капитану. Действуя в соответствии с инструкциями, которые он крепко усвоил со времен недавней учебы в Одесском военном училище, офицер бросился к городскому телефону, чтобы получить на это санкцию у оперативного дежурного по штабу ВВС и ПВО Ирака. Пока продолжалась эта чехарда, на моих глазах, из-за пальм, буквально касаясь их верхушек, появился тот самый «неопознанный объект» – восьмерка F-16, с громадной скоростью пронесшаяся в сторону близрасположенного ядерного центра. Вслед за этим последовал первый глухой взрыв, от которого вздрогнула вся округа. Затем в течение минуты взрывы повторялись. Самолеты же, сделав крутой вираж с удалением до 6 км, поочередно уходили в обратном направлении. Получив «добро» на запасную частоту, наша СРЦ засекла более 10 целей противника. Тут же местные ракетчики выпустили вдогон несколько ракет, но тщетно. Истребители были уже недосягаемы. Стреляли и соседние дивизионы ЗРК С-75 и С-125. И также безрезультатно. Поднятые на перехват иракские истребители попросту не догнали агрессоров. Минут через десять установилась мертвая тишина.

Операция "Опера" - атака реактора 1981 г.

Первый F-16 компании Дженерал Дайнемикс поднялся в воздух 2 фераля 1974 года.

По итогам вьетнамской войны, командование ВВС США осознало, что необходимо создать и принять на вооружение новое поколение истребителей, мощных, хорошо вооруженных, включая авиапушки, с высокой маневренностью.

При создании истребителей F-15 "Игл" и F-16 "Fighting Falcon" американцами впервые был использован комплексный критерий маневренности ССР, основанный на статистической зависимости вероятности победы истребителя в ближнем воздушном бою от основных показателей его маневренности. Этот критерий позволил свести оценку комплекса маневренных свойств истребителя к рассмотрению одной конкретной величины, что обеспечило качественную наглядность и количественную однозначность проводимых сравнительных оценок боевых самолетов.

Что стоит во главе угла отношения к сверхманевренности самолета

Для проектирующихся F/A-18 и F-16 командование ВВС опредило величину ССР в пределах 160-180 единиц. Получили: для F-16 ССР=220, для F/A-18 - 180. F-15 получил полновесные 210 единиц.

Часто пишут или говорят, что F-16 имел первую в мире электродистанционную систему управления. Это неверно. ЭДСУ применяли на многих самолетах ещё до 2МВ и в ходе её. В середине 50-х годов появились ЭДСУ с компьютерной поддержкой или просто под полным компьютерным управлением на определенных режимах. Такие системы стояли на ХВ-70 Валькирия и на F-111 Aardvark - бомбардировщие с изменяемой геометрией крыла (той же компании Дженерал Дайнемикс), который мог совершать сверхзвуковой полет на высоте 30 метров с огибанием рельефа местности. Но до F-16 пилот управлял непосредственно органами управления самолета, а компьютер ему только помогал. На Файтинг Фалькон впервые поступили наоборот - пилот давал указания компьютеру, который сам решал как и какие органы управления задействовать. Возможности самолета, в том числе маневренные, резко возрасли. Как говорил один из испытателей этой машины, аэродинамические органы управления иногда принимали такие положения и сочетания положений, что любой пилот сошел бы с ума, попытавшись такое представить. Ни на YF-17 (cоперник Фалькона в конкурсе ВВС, позднее превратившийся в F/A-18), ни на F-15 Eagle такой ЭДСУ не было предусмотрено, но в последствии все эти и последующие машины получили такие системы.

Надо сказать, что не всем пилотам "от бога" это нововведение пришлось по душе. Лучший ас реактивной эры, замечательный израильский летчик-истребитель, полковник Жора Эпштейн, летавший на Миражах и пересевший на F-16 в возрасте "за 50" лет, сказал, что он "привык пилотировать самолет. А эта машина пилотирует его - он только один из каналов ввода информации." Ему это не понравилось и он вскоре вышел в отставку.

Но вцелом, самолет очень понравился и оказался не очень дорогим. Соколы обходились покупателям примерно в пол цены от F-15. Ещё одним преимуществом стала унификация F-15 и F-16 по многим узлам, а самое главное - двигатели на них были одинаковые. Только на Орле стояли 2 движка, а на Соколе - один Pratt & Whitney F100-PW. Из этих 2 машин получилась практически идеальная пара. Орел изначально был задуман истребителем завоевания превосходства в воздухе и истребителем-перехватчиком, а Сокол - многофункциональным истребителем-бомбардировщиком с изумительной точностью поражения наземных объектов. Впрочем, и как истребитель он превосходил любой другой существующий самолет, кроме, конечно, своего "напарника" F-15. Ровно через год после атаки на иракский ядерный центр Фальконы доказали свои выдающиеся качества истребителя в воздушном сражении над долиной Бекаа, произошедшее 7-11 июня 1982 года.

Ливанец Дияб Абу Джахья, очевидец этого воздушного сражения, так описывает катастрофу сирийской авиации:

Все смотрели в воздух. Я тоже посмотрел наверх - и увидел одно из самых захватывающих дух зрелищ, которые мне когда-либо доводилось наблюдать. Прямо над нашими головами развернулось сражение сотен истребителей. Израиль бомбардировал сирийские ракеты, размещенные в долине Бекаa, и теперь сирийские истребители пытались предотвратить уничтожение остатков сирийского ПВО израильтянами. 
На наших глазах разворачивалась весьма трагическая картина. Израильские истребители подстреливали сирийские самолеты один за другим, как мух, и поддержка с земли была бесполезной. Но сирийские пилоты продолжали взлетать, хотя они, вероятно, знали, что им не суждено вернуться на землю... Сионистские самолеты методично уничтожали установки ПВО, радары и все, что только ещё могло представлять угрозу их воздушному превосходству...

Бойня в воздухе:воздушное сражение 1982 года

За 4 дня израильтяне заявили о 80 сбитых сирийских самолетах, на которых у них есть объективные подтверждения. Причем, 36 записали на свой счет F-15 и 43 пошли в зачет F-16. Причем, на 9-10 июня приходится 58 сбитых сирийских самолетов и 1 вертолет. Ещё одну победу засчитали на счет Фантома F-4. Сирийцы признали все 80 сбитых самолетов, но в совковой пропагандастике, например, у В.Ильина, вы найдете "опровержение" сирийских данных. Ильин насчитал только 68 самолетов. Причем тот же Ильин высосал из пальца, что израильтяне потеряли чуть ли не 45 самолетов. Без единого объективного подтверждения, "со слов сирийских пилотов", которые сами были сбиты и, естественно, никаких объективных данных, подтверждающих их заявкления, не имеется. В долине, над которой произошло сражение не найдено ни одного боломка израильского самолета, ни один израильский пилот не попал в плен и ни один очевидец с земли не заметил ни одного сбитого самолета ВВС Израиля. Ильин пишет, что ВСЕ сбитые израильские самолеты улетели в сторону моря и упали в воду. Вот такие доказательства...

По заявлению израильских ВВС, они над Бекаа не потеряли ни одного самолета. Эта информация была подтверждена американскими и британскими наблюдателями. Вообще, Израиль страна крохотная и до отвращения демократическая. В Израиле просто невозможно скрыть потери, поскольку "все друг друга знают", у Израиля нет "неизвестных солдат" и даже тела погибших защитников страны они обменивают на вполне живых и здоровых террористов, сидящих в израильских тюрьмах. Ну, а уж потери самолетов - это целое событие, которое скрыть просто невозможно. Командование не то, чтоб скрывать, но наоборот, хотело бы преувеличить потери техники, чтобы выциганить дополнительные средства на замену.

Фальконы быстро прославились. Недорогой и крайне эффективный многофункциональный истребитель пришелся по вкусу очень многим странам. Его стали закупать почти все страны НАТО и многие другие страны, невраждебные США.

Советским "ответом" на F-16 стал микояновский МиГ-29 - высокоманевренный многофункциональный истребитель. МиГ несколько быстрее (2450 против 2150 км/час) и может подниматься несколько выше (18 км против 15 км), но Фалькон имеет значительно большую боевую нагрузку (на 11 узлах подвески до 9635 кг против 2180 кг на 7 узлах подвески). 

И надо сказать, что им приходилось сталкиваться в воздушных боях. Так, например, за время воздушных боёв над Югославией в 1999 году, пилоты F-16 одержали две воздушные победы над истребителями МиГ-29, причём одна из них принадлежала лётчику Королевских ВВС Нидерландов. 

Вообще, по результатам боевого применения F-16 и МиГ-29 - прямая противоположность. При том, сколько за Фальконами числится воздушных побед про одном единственном поражении в воздушном бою (турецкий Мираж-2000 сбил греческий F-16 в 2003 году), МиГи почему-то ни одной победы в воздухе не снискали (не считая израильского беспилотника над Грузией), но везде и всегда бывали сбиты. По опубликованным данным, подтвержденным всеми сторонами, Орлы и Фальконы США и НАТО сбили не менее 9 МиГ-29. А в Эритрее, например, их, с российскими пилотами в кабинах, сбивали Су-27СК, в которых тоже сидели российские пилоты... 

Есть на счету Фальконов и один МиГ-25, в Ираке. В январе 1993 года американские F-16 участвовали в налёте на позиции ПВО. В ходе кризиса F-16 сбили два иракских самолёта, вторгшихся в неполётную зону - МиГ-23 и МиГ-25Во время советской оккупации Афганистана истребители F-16 сбили до 13 советских самолетов, вторгавшихся в пакистанское воздушное пространство для ударов по лагерям афганских беженцев, считвашихся базами моджахедов, а также ряд вертолётов и штурмовик Су-25, пилотировавшийся Александром Руцким (4 августа 1988 года). Ну и, конечно, тот случай, который привел к конфликту между РФ и Турцией, когда 24 ноября прошлого года турецкий F-16 сбил российский Су-24М, нарушивший воздушную турецко-сирийскую границу.

Вот этот израильский F-16, к примеру, несет на бортуотметки о 7,5 сбитых (1 - в паре) и об участии в атаке на иракский ядерный реактор - очень заслуженный самолет. 

107

После сражения над Бекаа, в 1982 году, не произошло ни одного воздушного боя на близкой дистанции. где бы истребители могли потягаться в маневренности. Израильские пилоты остаются единственными в истории, сбивавшие самолеты противника пушечным огнем. В последние 35 лет все воздушные бои проходили на средних и больших дистанциях с применением ракет класса воздух-воздух. И как-то преимущества высокой маневренности остались невостребованными. Зато их облюбовала пилотажная группа ВВС США Тандербёрдс


В первый ряд боевых преимуществ выдвинулись преимущества более современного бортового радиоэлектронного оборудования. Соответственно и F-16 много и полезно модифицируются. Так F-16E/F получили радары с АФАР AN/APG-80. Самолеты с этими радарами уже получили, например Арабские Эмираты.

Файтинг Фалькон является самым массовым истребителем в современном мире. Всего было произведено около 4600 экземпляров, которые стоят на вооружении 27 стран мира. Для примера, египетский Файтинг Фалькон:

Egiptian F-16

И, напоследок, фильм из серии "Знаменитые самолеты"