Судебная система России, если разобраться, довольно добротная

Не так давно, в Совете Федерации, Сенатор Антон Беляков заявил об «очевидном обвинительном уклоне» Росийской судебной системы. Такой вывод политик сделал, основываясь на своих данных, по которым лишь 0.6% уголовных дел заканчиваются оправдательным приговором.

Однако такие утверждения, по моему скромному мнению, не верны.

В России есть несколько фильтров, из которых и складывается общая картина судебной системы:

Первый фильтр: это полиция, СК, ФСБ, таможня, наркоконтроль.

Тут принимается решение о возбуждении уголовного дела, тут же оно, как это часто бывает, может и прекратиться, толком не начавшись. Например, за 2015, уголовное производство было прекращено по отношению более чем к 200 тысячам граждан – более 20%. К тому же, чаще всего привлекаются к ответственности «крадуны» - мелкие «воришки». Таких дел по ст.158 более 200 тысяч.

Второй фильтр -  прокуратура. В органах прокуратуры довольно часто «рассыпаются» дела и не подтверждаются факты. СМИ же делает выводы лишь на основании «громких»  производств. Только в прошлом году, около 1.5 миллиона людей были «оправданы» еще на стадии следствия и прокуратуры.

И, наконец, третий -  суд. За прошлый год зафиксировано 5 миллионов преступлений. Половине из них – в возбуждении дела отказано.

Еще 1.5 миллиона – оправдано следствием и прокуратурой. В итоге, только 962 тысячи дел дошли до суда.

 Таким образом, в итоге получается, что только 20% производств заканчиваются обвинительным или оправдательным приговором.  

Глупо утверждать, что в США судебная система лучше. У них нет ни следствия, ни дознания, ни таких понятий, как тайна следствия. Над подозреваемым сразу начинается открытый суд. Как результат, известные фигуранты попадают в скандал, после чего их карьера заканчивается.

В качестве примера – дело директора МВФ Доминика Стросс-Кана. Всего через месяц, после его пламенной речи 3 апреля 2011 года, которая не понравилась бизнес элите США, Стросс-Кана ссадили с авиарейса и поместили под стражу в Нью-Йорке.

Обвинили его в сексуальных домогательствах. Через месяц к обвинительной стороне попали материалы, оправдывающие директора (горничная заявила о своей лжи), однако выпустили того лишь после того, как Стросс-Кан сложил с себя полномочия директора-распорядителя МВФ.

В России бы такого не было. Тайна следствия не дала бы запятнать репутацию скандалом, а положение по реабилитации обеспечило возвращение на должность. Так что, правовая система России, по-моему, куда более человечна, нежели на «хваленом» Западе.

правосудие