Уго Чавес и Марадона против происков империалистов

На модерации Отложенный

Президент Венесуэлы, самоназванный "лидер боливарианской социалистической революции" Уго Чавес, выступая в прямом эфире нескольких национальных телеканалов, объявил, что его страна полностью разрывает дипломатические (и любые иные) отношения с соседней Колумбией из-за, как выразился венесуэльский лидер, "крайне агрессивной и сумасшедшей политики" президента Колумбии Альваро Урибе. Чуть ранее Колумбия на сессии Организации американских государств (ОАГ) представила доказательства военной поддержки Венесуэлой ультралевых колумбийских повстанцев - видеозаписи, фотоснимки и карты их тренировочных баз на венесуэльской территории.

Уго Чавес заявил, что решил разорвать отношения с Колумбией, как он выразился, "исходя из чувства собственного достоинства", после того, как он узнал о лживых, по его словам, обвинениях в укрывательстве на венесуэльской территории партизан из считающихся террористическими ультралевых колумбийских группировок FARC (Революционные вооруженные силы Колумбии) и ELN (Армия национального освобождения). Чавес приказал всем частям венесуэльской армии, расположенным вблизи границы с Колумбией, перейти в состояние максимальной боевой готовности. Через три дня Каракас должны покинуть колумбийские дипломаты, венесуэльское посольство в колумбийской столице Боготе уже прекратило работу. Министр иностранных дел Венесуэлы Николас Мадуро сообщил, что сейчас его страна намеревается прервать все торговые контакты с Колумбией и прекратить авиаполеты между двумя странами.

Уго Чавес, выступавший на ступенях президентского дворца в Каракасе в компании прилетевшего к нему в гости знаменитого аргентинского футболиста Диего Марадоны, фактически обрушился с оскорблениями на своего давнего личного врага, президента Колумбии Альваро Урибе. Он, впрочем, остается на своем посту до 7 августа, после чего президентом Колумбии станет победивший недавно на выборах Хуан Мануэль Сантос. 

Уго Чавес заявил:

- Мы, Венесуэла, с этого момента разрываем все контакты с правительством Колумбии. Будем надеяться, что ничего серьезного не произойдет в эти последние дни, пока президент Урибе находится у власти, ибо он сошел с ума.Война с Колумбией? Нам придется ее вести, это очень печально, но нам придется! И я возлагаю всю вину на президента Урибе! Он совершенно взбесился, пышет ненавистью, и именно поэтому все валится на глазах! Он пешка в игре империи янки! И его ждет судьба полного изгоя для всех на этом континенте! И мы очень ждем, что новое правительство Колумбии, новый президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос, который скоро возьмет власть в свои руки, будет способен уладить этот вопрос. Мы много беседовали с ними, на разные темы, я думаю, что они догадаются пойти по пути улаживания конфликта, по пути разума! 

Речь Чавеса была довольно долгой, он то называл предъявленные на последней сессии ОАГ в Вашингтоне фотографии колумбийских партизан в Венесуэле фальшивкой, то вновь обзывал Урибе бандитом, психопатом и преступником.


Колумбия считает, что на территории Венесуэлы скрываются, отдыхают и тренируются как минимум 1500 повстанцев из FARC и ELN.

Примечательно, что избранный колумбийский президент Хуан Мануэль Сантос отказался как-либо оценивать ситуацию, отметив, что считает молчание наилучшей позицией. Комментарии последовали в основном от международных организаций и президентов соседних латиноамериканских стран – от генсека ООН Пан Ги Муна, призвавшего стороны к благоразумию и разрешению конфликта путем дипломатии, до президента Бразилии Игнасио Лула да Сильвы, который намерен прилететь в Каракас 6 августа. Уго Чавеса однозначно поддержал президент Боливии Эво Моралес, также сказавший, что Колумбия стремится, по указанию США, дестабилизировать обстановку на континенте и помешать социалистическим революциям в Венесуэле, Боливии, Никарагуа и Эквадоре.

Многие политические эксперты отмечают, что столь агрессивная реакция Чавеса на обвинения из Боготы, возможно, объясняется стремлением отвлечь внимание населения своей страны от бедственного положения в экономике, вызванного его революционными социалистическими преобразованиями. Кроме того, по мнению наблюдателей, это попытка помешать венесуэльской оппозиции объединиться накануне выборов в законодательные органы власти, намеченные на 26 сентября. В частности, такого мнения придерживается Хавьер Рейес Матеус, профессор иберо-американских исследований университета Монтеавила в Каракасе:

- Не первый раз Чавес сознательно идет на обострение отношений с ближайшим соседом, вместо того, чтобы попытаться дипломатически лавировать. Ведь факты говорят против него. Я придерживаюсь той же точки зрения, что и Госдепартамент США: война сейчас вряд ли возможна, это было бы слишком рискованно, Каракас вряд ли пойдет на такую авантюру. Однако есть очень важное событие – выборы в местные и федеральные органы власти в Венесуэле 26 сентября, и оно напрямую связано с происходящим сегодня. Нынешнее обострение – нечто вроде дымовой завесы, которую создает Чавес, чтобы отвлечь общественное внимание. Тоталитарный режим Чавеса никогда еще не был столь уязвим, как сегодня. До сих пор в Национальной ассамблее Венесуэлы однозначно доминировали сторонники Уго Чавеса, однако есть масса предпосылок для того, чтобы, если выборы пройдут более или менее честно, оппозиция может завоевать большое число мест в парламенте. Что совершенно не совпадает с наполеоновскими, в прямом смысле слова, планами Чавеса. Поэтому он сейчас ищет способ резко поменять ситуацию в свою пользу, причем самым грубым, насильственным путем, чтобы устранить угрозу провала на выборах - угрозу всему своему режиму.

Отношения Венесуэлы и Колумбии, то есть между президентами Уго Чавесом и Альверо Урибе, окончательно испортились в марте 2008 года, когда колумбийские сухопутные войска при поддержке авиации вошли на территорию соседнего Эквадора, политического и идеологического союзника Венесуэлы, чтобы ликвидировать на территории этого государства базы и нескольких руководителей все тех же FARC. Чавес тогда горячо поддержал президента Эквадора Рафаэля Корреа, разорвавшего дипотношения с Колумбией, которые до сих пор не восстановлены. Военной операцией колумбийских подразделений в Эквадоре непосредственно руководил тогда будущий президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос, до мая 2009 года – министр обороны этой страны.