Почему не следует разуваться в гостях

На модерации Отложенный

Александр Тимофеевский написал: 
«Хочу капитальней высказаться на животрепещущую тему обуви, снимаемой в гостях по требованию хозяев. В моем детстве это едва ли не в первую очередь отличало интеллигентный дом от неинтеллигентного. Собственно, отличий было два. В интеллигентных домах гости обувь не снимали, и никто от них этого не требовал. Ровно также в интеллигентных домах не висел на стене ковер, чай не гобелен, ковер мог лежать или не лежать на полу, а по стене стояли книжки. Остальные отличия были не строгими и текучими, благо все жили в типовых домах, в похожих друг на друга клетках. Колченогая хрущевская мебель стояла везде, и даже ужасающие румынские стенки могли встречаться в интеллигентных жилищах. Там чаще висели репродукции импрессионистов или кватроченто с красавицами Боттичелли и Доменико Венециано вместо "Ржи" Шишкина и "Неизвестной" Крамского или портретов Софии Ротару, хотя тот же Крамской мог затесаться, где угодно, а уж Алла Пугачева и подавно. Повторяю, все различия были вариативны, кроме двух догматических: книжки vs. ковры и тапочки для гостей.

При этом, заметьте, жили тогда бесконечно беднее и теснее, жили скученно, убираться приходилось больше, а домработницы водились только в очень обеспеченных семьях. При этом люди в разы чаще ходили в гости друг к другу, нынче от гостей дома избавляет обед в ресторане, тогда этого не носили. Зато с чистящими средствами имелись проблемы, которых нет нынче, словом, с какой стороны ни зайди, тогда было гораздо больше оснований просить гостей снять обувь. Однако, не просили.

Объяснение, которое я помню с детства - может, у гостя носок дырявый, не ставь его в неловкое положение - было полушуточным. Серьезность состояла в том, что нельзя насильно разоблачать человека, у него и так полно разоблачителей. Не надо умножать то, что нуждается только в умалении. У советского человека не было privacy - нигде, никогда: с самого детства и до самой смерти он подчинялся коллективу. Ни в школе, ни во дворе, ни в казарме, ни на работе, ни в тюрьме, ни в больнице личного выбора не было, были общие правила. Даже за гробом шла группа товарищей с пламенными казенными речами. И вот гость пришел к вам в дом, одевшись так, как захотел. Уважайте его выбор хотя бы вы. Хотя бы вы считайтесь с его отдельностью. И тогда считались, а сейчас - нет.

Можно поговорить о влиянии ислама: при входе в мечеть снимают обувь. Дом сакрализовался по мусульманскому типу, бессознательно, само собой, но все бессознательное особенно прочно. Это, наверное, частное объяснение, но я бы не стал его полностью отбрасывать. Общее объяснение на поверхности: интеллигентных людей стало гораздо меньше, книжек ведь тоже стало меньше в квартирах. Дом мутировал вслед за Родиной.

Как там говорил недавно вождь? "Никому никогда не удавалось и не удастся перекодировать Россию, переделать под свои форматы. Нас невозможно отлучить, оторвать, изолировать от родных корней и истоков". Вот и дом теперь никому не удастся перекодировать, родные корни и истоки всегда наготове, стоят под вешалкой: кожаные для мужчин и с бантиком для дам. А privacy ваше пусть остается за дверью, оно следы оставляет.

Театр начинается с вешалки, и кровавый режим начинается ровно с нее же - с вешалки в вашей квартире. Увы, друзья мои, это именно так».

* * *
комментарий Tatiana Burchilina: "15 лет назад подруга была звана в дом Игоря Шувалова. Лето (sic!), дамы в вечерних нарядах и соответствующей обуви... Роскошный особнякнашего героя в районе Сколково, на стенах - шедевры живописи, включая Рембранта (да, выдающийся гос. деятель уже тогда неплохо "зарабатывал" и к высокому искусству был неравнодушен). И вот этот человек заставляет всех дам снять туфли, тщательно подобранные к платьям,, выдав всем убогие тапки!!! Ибо у него, блин, дорогой дворцовый паркет!"

Всё верно. Выскочки. Из грязи в "князи". Снобы с миллиардами (слово сноб расшифровывается как неаристокат)

Я вот тоже денди, и это значит, что обувь у меня обычно подобрана к костюму. Имеет значение и фасон брюк и их длина, что б они гармонировали с обувью, а обувь - со всем остальным. И вот приходишь куда-нить, а тебе предлагают оказаться в ...носках ( или - т.н. "тапочках"). Ни в носках, ни в обуви, которую, кроме меня кто-то надевал, я ходить конечно, не стану.

Так что я согласен с каждым словом Тимофеевского. Только быдло просит снимать обувь при входе в дом. И - увы!! - даже образованные люди (или "образованные") поддались теперь влиянию этого быдла. (так, у меня есть один знакомый, у него мама была учительницей, а сам он в прошлом врач. Надо слышать извиняющуюся интонацию, когда он говорит: "Только сегодня тётенька приходила (прислуга пол вымыла т.е.), пусть хоть один день будет чисто).". Т.е. он пальцы гнёт (разувая людей) , но ему немного стыдно...
((Но зато девушка его - уже полная хабалка, без реликтов: "А ты пачаму в батинках?!"))

// а Я вот СПЕЦИАЛЬНО поясняю тем, кто приходит ко мне домой: разуваться НЕ надо.
Многие сопротивляются... нЕ понимают.