Государственная программа защиты от сумасшедших

На модерации Отложенный

У нас традиционно принято готовиться к войне, ждать худшего, не верить людям. Всё у нас делают, исходя из мысли о том, что ЭТО ВСЁ могут испортить вандалы и сумасшедшие. Минздраву милее наркоманы, чем онкобольные, поэтому, из заботы о первых, оно готово не давать обезболивающего вторым. И это проблема всего общества. Гораздо бОльшая, кстати, проблема, чем коррупция.

Какое дело в России ни возьми, какую сферу жизни ни начни рассматривать - всё делается как по "госпрограмме защиты от сумасшедших". Это сильно «ухудшает карму» всем жителям. Я вот в Нью-Йорке пошел в магазин, в самом, что ни на есть, Бруклине - зашел и начал нравственно страдать о том, что мне некуда сдать мою сумку. Нет, у меня там, в сумке, не было ничего из товаров, которые могли бы продаваться в этом магазине. Там, по сути, вообще ничего не было, кроме фотоаппарата, но она была большой, и я подумал, что в торговом зале буду вызывать с ней подозрения. Привычка. Так вот, там ее сдавать было некуда... Как-то не принято у них подозревать всех людей в неадекватности, поэтому и камер хранения сумок... нету!

В следующий раз я нравственно страдал уже на Манхэттене - у меня в сумке оказалась кока-кола, приобретенная ранее,  а мне надо было зайти в супермаркет и купить сахар. Там торговали всем чем угодно, в том числе и точно такой же колой, какая была у меня в сумке. И я страдал - как бы чего ни вышло.
Настрадавшись вдоволь, таки зашел, спокойно купил сахар. И без проблем пошел дальше... Когда я выходил, у меня возникла мысль: вот ведь буржуйская страна – тут, «походу», все так богаты, что никто не ворует в магазинах! Мысль не пришлось прогонять, она сама ушла после того, как мой взгляд уперся в сидящего напротив входа в магазин бомжа с табличкой: "Подайте на еду, я бездомный".

Когда я ехал в Нью-Йорк, меня проинструктировали о плохих районах, в которые не стоит заходить. Надо признать, что фигурировали очень разные точки, показания знатоков путались. Но чаще назывался Гарлем и район Кони Айленд. Я приехал, и уже местные знатоки сообщили мне, куда ходить можно: "тут не будет ни одного черного, вот здесь ходить можешь в любое время ночи - очень спокойный безопасный район" и куда нельзя: "а вот туда не ходи, эти билдинги - там негры... там всякие ненормальные люди, вот за эту дорогу вообще не ходи - нечего тебе там делать совершенно".  Мне - как человеку, повидавшему ночные (район) «Металлург» в Самаре и «МАШМЕТ» в Воронеже, вообще нифига в этой жизни уже не страшно. А после того, как у меня обнаружили рак - так и вовсе. Даже в самолете, когда он попадает в жуткую болтанку, и все боятся, я улыбаюсь и предвкушаю размер страховки, которую получит моя жена ;)
Так что я ХОДИЛ в те "нехорошие" районы.

Я был в Гарлеме, я был на Кони Айленд... И, ради справедливости, надо сказать, что меня предупреждали не совсем на пустом месте. Ну, то есть в Кони Айленде ко мне пристали какие-то не очень симпатичные «негриллы», я делал вид, будто ничего не понимаю, и перешел на другую сторону улицы, так они меня еще три блока-квартала «пасли», громко крича в спину какие-то английские слова. Так вот я не о них. Я о том, что и в Гарлеме, и в Кони Айленд точно стоят такие же скамейки, как и везде. Преимущественно деревянные, кстати. Иными словами, у них не возникает желания не ставить скамейки-лавочки, потому что все вокруг такие асоциальные, что сразу начнут на лавочках водку распивать под гитару. Причем вовсе я не думаю, что они там ее не распивают...  Просто истребление лавочек не рассматривается в качестве меры по борьбе с пьянством.

Та же история и с оплатой проезда — ну, хоть в Праге или в Париже. Везде есть свои особые причины, в Праге принято во всем винить цыган. В Париже - арабов. Не официально, конечно, но спроси местного — и он тебе точно скажет, от кого все беды и кто не платит за проезд в общественном транспорте. Причем, надо отдать должное – ведь, правда, зачастую не платят, хотя не так повально, как это могло бы показаться. Все-таки быть задержанным контролерами и потом полицией - не очень веселое занятие, даже если ты бомж, и никаких иных занятий у тебя нет.

Мэра Нью-Йорка тоже пугали тем, что когда он поставит на улицах бесплатные стульчики и столики, то их всех унесут, украдут и пропьют...

Но он не испугался и поставил. Уверен, что часть из них кто-то и правда пропил! Остальные стоят. Причем я все чаще замечаю такие, на которых на спинке есть табличка, типа "этот стульчик принес в дар городу Нью-Йорку Василий Пупкин". Скорее всего, мэрия всю эту затею еще и окупит с помощью табличек :)

В Самаре же я убеждал Департамент транспорта, что остановки надо делать удобными, а Департамент убеждал меня, что их надо делать цельнометаллическими и заглубленными в землю, чтобы их не сдали в металлолом. В итоге, кстати, огорчу Самару - не будет ни тех, ни этих. Деньги на эту программу «зарезали» :(

Отсюда же, кстати, и запрет на продажу в аптеках некоторых обезболивающих препаратов. То есть, государство опасается, что наркоманы ими будут ширяться. Оно не опасается, что я - раковый больной - не смогу вовремя купить себе обезболивающее. Я совершенно не понимаю той формы, в которой у нас вводится этот запрет. Государство, правда, думает, что можно снизить число наркоманов таким образом?.. Государство, правда, ничего не слышало о социальных причинах наркомании и алкоголизма?.. И оно не догадывается, что эти вещи взаимодействую несколько иначе, и что люди обычно не рассуждают по такой формуле: «О, глянь-ка - в аптеке продают свободно кетарол, стану-ка я, пожалуй, на радостях наркоманом!»

Оговорюсь, в некотором смысле, я ЗА прекращение продажи без рецепта некоторых препаратов, и да, за запрещение продажи без него кетарола. Но вовсе не из-за нарков, а из-за любви наших людей назначать самим себе любые таблетки. Нарки же пусть умрут всем скопом завтра же - я не пролью ни единой слезы.

Ну, так вот я это к чему... В обществе – в любом, совершенно! - всегда есть какой-то процент неадекватных людей, которые будут все рушить и везде гадить. Он есть в любом обществе, и этот процент примерно одинаковый. О том, почему он одинаковый, говорят законы социологии, и если бы наши чиновники изучали социологию, то они бы знали - от этих процентов зависит устойчивость самого общества. Например, если вдруг у нас станет резко больше хулиганов и уличных бандитов, чем в Праге, то это немедленно отразиться на всем укладе жизни, а вовсе не только на состоянии лавочек и остановок. Бывают периоды в истории, когда эти неадекватные слои верховодят - обычно это после бедствий бывает... Например, в Нью-Йорке во время наводнения тоже мародерствовали некоторые, в Лондоне были бунты с порчей имущества на почве нелюбви к полиции. В Японии после землетрясения тоже были подобные эксцессы, и известно, что их пришлось пресекать даже не местным властям, а местной мафии (люблю Японию!). Но ни американцы, ни англичане, ни японцы никогда в здравом уме не начнут строить всю городскую среду в мыслях только о мародерах и хулиганах.

Тут, как в воспитании детей - если хочешь чего-то запретить, то нельзя говорить «не делай этого». Нельзя просто говорить "не ходи по лужам!" - ребенок обязательно по ним пойдет, потому что мозг человека так устроен. Чтобы понять, как чего-то НЕ делать, надо сперва понять, как это самое можно делать. Именно поэтому наша государственная политика ожидания худшего, сама по себе, априори провоцирует на нарушения. Принципиально нельзя заниматься организацией городской инфраструктуры или же решением любых государственных вопросов, исходя из рассуждений о будущих формах нарушений.  Нельзя таким образом создать удобную среду для нормальных людей — так можно сделать лишь «парк развлечений» и «тренажерный зал» для вандалов.

В этом деле должно быть одно ясное и важное правило: ни в коем случае нельзя ухудшать жизнь нормальных людей из-за опасений вандализма и нарушений, ведь нормальных людей большинство, и здоровое общество заботится именно о большинстве.

То, что у нас всё общество и власть (как его зеркало) наперегонки участвуют в государственной программе защиты от сумасшедших - это проблема куда большего масштаба, чем воровство и коррупция. И мировозренчески, и экономически.