Банки принесли США вреда больше чем терроризм
На модерации
Отложенный
Пол Крейг Робертс — экс-помощник министра финансов США по экономической политике в администрации Рейгана, человек, которого сам Рональд Рейган называл «настоящим отцом рейганомики», бывший редактор The Wall Street Journal — недавно опубликовал статью о всевластии банковской сферы. «Свободная пресса» перевела этот материал, и попросила своих экспертов прокомментировать выводы Робертса.
«В XXI веке американцы занимаются исключительно дорогостоящими «войнами с террором», на них ушли триллионы долларов, которые увеличили бремя налогоплательщиков, - пишет Пол Крейг Робертс. — Эти деньги ушли на нужды военно-промышленного комплекса и служб безопасности — на борьбу с незначительными иностранными угрозами, такими как «Талибан» *, который так и остался непобежденным 15 лет. За это время финансовая система, работая рука об руку с политиками, нанесла больше вреда американцам, чем могли бы нанести террористы.
Цель политики нулевых процентных ставок ФРС и Минфина США состоит в том, чтобы оказать поддержку чрезмерно высокому уровню заёмных средств и мошенническим финансовым инструментам, — а нерегулируемые финансовые системы их создают всегда. Если бы уровень инфляции был рассчитан должным образом (намёк на фальсифицировано заниженный официальный уровень инфляции в США, — «СП»), мы имели бы не нулевые ставки, а отрицательные.
Это означает, что американские пенсионеры не только не имеют дохода от своих пенсионных сбережений, но что их сбережения попросту тают. Вместо того чтобы получать проценты от сбережений, вы сами платите проценты, что сокращает реальную стоимость ваших сбережений.
Центральные банки, неолиберальные экономисты и находящиеся у них на содержании СМИ поддерживают отрицательные процентные ставки, чтобы заставить людей тратить, а не экономить. Отстаивается представление о том, что плохие экономические показатели экономики происходят отнюдь не из-за провала экономической политики, а от неправильного поведения людей, которые копят деньги.
Федеральная резервная система, её узкий круг экономистов и её СМИ-содержанки поддерживают фикцию, что у нас слишком много сбережений. И это несмотря на публикацию собственного доклада ФРС о том, что 52% американцев не могут заплатить сумму в 400 долларов без того, чтобы продать личное имущество или взять кредит.
Отрицательные процентные ставки, которые были введены в некоторых странах, таких как Швейцария (их список грозит расшириться), заставили людей, во избежание «налога» на банковские депозиты в виде отрицательной ставки, обналичивать свои сбережения в банкнотах крупных номиналов. В Швейцарии, например, резко вырос спрос на банкноты в 1000 швейцарских франков. Эти крупные номиналы банкнот в настоящее время составляют 60% всей находящейся в обращении швейцарской валюты.
Реакция вкладчиков на отрицательный уровень процентных ставок привела неолиберальных экономистов, таких как бывший министр финансов США Ларри Саммерс, к призыву ликвидировать крупные номинации банкнот, чтобы затруднить сохранение денежных средств вне банков.
Другие неолиберальные экономисты, такие как профессор Гарварда и специалист по суверенным долгам Кеннет Рогофф, хотят полностью ликвидировать наличные деньги и сохранить их только в электронном виде. Электронные деньги не могут быть сняты с банковских депозитов, их можно только потратить. Если останутся только электронные деньги, то финансовые учреждения смогут использовать отрицательные процентные ставки, чтобы украсть сбережения своих вкладчиков.
Люди будут пытаться использовать золото, серебро, а также различные формы «частных денег». Но альтернативные формы оплаты и сбережений могут быть запрещены. Правительство будет проводить жёсткие меры для подавления попыток уклониться от использования электронных денег с помощью жестких штрафов.
Всё это свидетельствует о том, что в США правительство, экономисты, и их СМИ-содержанки являются союзниками в борьбе против граждан, достигших какой-либо финансовой независимости посредством своих личных сбережений. Они создали экономическую политику, которая дала сбой, но они хотят сохранить её ценой контроля над вами, а ваше благосостояние их не интересует.
Такова судьба людей в так называемых демократических странах. У них убирают последний ещё оставшийся контроль, который они имеют в своей жизни. Правительства служат нескольким мощным группам, которые проталкивают свои интересы, что приводит к разрушению экономики этих стран. Делокализация рабочих мест среднего класса передаёт его доходы и имущество в пользу руководителей и владельцев корпораций, но это также убивает отечественный потребительский рынок товаров и услуг. Как пишет американский экономист, профессор экономики Миссурийского университета в Канзас-Сити Майкл Хадсон, это убивает и самого хозяина. Да, монетизация экономики убивает её хозяев и даже владельцев корпораций.
Когда корпорации делают заимствования у банков с целью повышения цен на акции и собственные бонусы, выкупая корпоративные фонды, то будущие прибыли преобразуются в процентные платежи банкам. То есть, будущие потоки доходов корпораций закладываются в залог. Если надежды на будущие потоки доходов не сбываются, на корпорации может быть наложено взыскание, как и на домовладельцев, и банки становятся владельцами корпораций.
Делокализация рабочих мест и превращение потоков доходов в форму платежей в банки приводят к тому, что остаётся все меньше средств на товары и услуги. Таким образом, экономика не может расти и в долгосрочной перспективе придет к упадку. Сегодня многие американцы могут заплатить лишь минимальный платеж по балансу своей кредитной карты. Результатом этого является значительный рост балансов, которые никогда не могут быть погашены.
Именно эти люди, которые в наименьшей степени способны обслуживать свои долги, пострадали от этих драконовских поборов. В соответствие с общепринятой политикой компаний, занимающихся выпуском кредитных карт, если вы делаете хотя бы одну просрочку платежа, или если ваш платеж будет возвращен вашим банком, то в течение последующих шести месяцев вас наказывают процентной ставкой в размере 29,49%.
В настоящее время в Европе взыскание обращено на целые страны. Греция и Португалия были вынуждены ликвидировать свои национальные активы и системы социального обеспечения. В связи с этим многие женщины опустились в нищету и вынуждены заниматься проституцией, причём почасовая цена проститутки снизилась до 4,12 доллара в час.
Финансовая система всего западного мира стала эксплуататором народа, и она наносит колоссальные потери экономике. Есть только два возможных решения этой проблемы. Первое — раздробление крупных банков на более мелкие. Именно так и было до их концентрации, которой способствовало хвалёеое дерегулирование. Другое решение — национализировать банки и управлять ими исключительно в интересах общего благосостояния населения.
Банки в настоящее время слишком сильны, чтобы заставить их принять одно из этих решений. Но жадность, мошенничество и корыстное поведение западных финансовых систем, возможно, приведут в итоге к такому краху экономической жизни, что в будущем сама идея частной финансовой системы будет вызывать такое же омерзение, какое сегодня вызывает нацизм".
— О вреде финансовой системы Запада много говорили еще в кризисные 2008−2009 годы, — отмечает бывший председатель Верховного Совета России, заведующий кафедрой мировой экономики Российской академии им. Г.В.Плеханова Руслан Хасбулатов. — Эксперты еще тогда отмечали, что гигантские западные банки как пылесос высасывают ресурсы из национальных экономик. Причем, действуют они всегда заодно с центральными банками ведущих стран. Именно в те годы родилась формула «западные банки слишком большие, чтобы позволить им банкротиться». Именно поэтому эти банки действуют, как им заблагорассудится, и без оглядки пускаются в рискованные операции.
Я согласен с Полом Крейгом Робертсом: в идеале, нужно расчленить крупнейшие банки на ряд более мелких, чтобы лишить их возможности заниматься глобальными операциями. На мой взгляд, многие на Западе понимают, что мировую финансовую систему следует реорганизовать, но для этого почти ничего не делается. Почти, потому что в ходе реформы МВФ странам БРИКС все же увеличили квоту, правда, минимально — до 14,7% (было 14,18%).
До реальной реорганизации дело не доходит по простой причине. Крупнейшие банки обслуживают класс богатейших людей (менее 1% населения планеты), которые контролируют около 50% мирового богатства. По данным организации Oxfam, всего на 80 богатейших людей мира (примерно 0,000 001% населения земного шара) приходится столько же богатств, сколько на беднейшие 3,5 млрд. человек (50% населения). Интересно, что столь резкий спад произошел именно в последние годы — в 2010 году «требовалось» 388 богачей.
Растущее неравенство опасно, и оно ведет к очередному краху. На мой взгляд, очередной финансовый коллапс неизбежен, поскольку реорганизацией мировой финансовой системы просто некому заняться…
— Западная финансовая система, и прежде всего американская, действительно стали заложниками экономики потребления, — считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Так получилось, поскольку совокупный спрос является основным фактором благосостояния и поддержания приемлемых темпов роста экономики. Можно согласиться и с тем, что реальное падение уровня доходов существенной части населения Запада, прежде всего, среднего класса, компенсируется в последнее десятилетие активным кредитованием. Это ловушка, из которой выбраться очень сложно, учитывая, что потребление нужно постоянно поддерживать.
Наконец, имеется еще один фактор, который держит западный мир в заложниках — это колоссальный «финансовый навес» (по аналогии с термином снежный навес лавины) в виде преобладания деривативов над объемом реальной экономики. В этом же ряду находится и проблема колоссального совокупного долга, который превратился в важный, фактически безальтернативный инструмент государственной политики.
Однако, на мой взгляд, ни одну из этих проблем нельзя решить по методу разрубания гордиева узла. Их можно отмечать, можно — как делает Пол Крейг Робертс — негодовать по их поводу. Но у этих проблем, к сожалению, нет простых решений, которые не были бы чреваты схлопыванием, причем непредсказуемым, и обвалом всей системы.
Скорее всего, только поэтому западные власти пытаются поддерживать нынешнюю финансовую систему, проводя достаточно мягкую кредитно-денежную политику. Даже ужесточение этой политики, которое отмечается в последнее время в США, на фоне предшествующих периодов не выглядит примером по-настоящему жесткой политики.
Эта политика, я считаю, будет оставаться мягкой неопределенно долгое время. Думаю, если какие-то из этих проблем и будут решаться, то не в плоскости чисто финансовой, а в связи с перезапуском экономики вокруг элементов нового технологического уклада.
Формирование на Западе основ такого нового уклада создает в перспективе фактор сильнейшего конкурентного превосходства. Снижение издержек при новом укладе позволит западной экономике быстро расти даже при дорогом кредите. Это и позволит, я считаю, решить большинство нынешних проблем, и перейти к политике дорогих денег для экономики.
Комментарии