Зарвавшихся останавливает кулак, нож, пуля и модернизация

На модерации Отложенный

Чечня была Путиным сдана-отдана Кадырову, что типично для феодализма, но это не мир и не компромисс, а уход от решения проблемы. Фактически Чечня стала независимой от Москвы, которая к тому же согласилась выплачивать ей солидную дань. Мелочи вроде подконтрольного только Кадырову международного аэропорта Грозный (Северный), которому Путин 19 января 2010 года предоставил право таможенного оформления на импорт товаров, лишь высвечивают особый статус республики. Чеченцы полагают, что право своё на такой суверенитет они обрели в вооруженной борьбе с русскими, в которой победили. Отсюда соответствующее отношение к русским как к побежденным. Характерно, что даже речи не заходит о возвращении русских в основанный ими город Грозный и в другие поселения Чечни, где двадцать лет назад им принадлежали дома, квартиры, фирмы — то есть молчаливо подразумевается, что русские выгнаны из Чечни почти полностью и во всяком случае окончательно. Ясно, что пока Путин у власти, «русский вопрос» на Кавказе не только не разрешится, но даже не будет ставиться. Между тем русские на Кавказе являются «своими» минимум тысячу лет (хотя бы с тех пор, как в 1022 году тмутараканский князь Мстислав Удалой зарезал северокавказского богатыря Редедю «пред полками касожскими»). Правда, теплится некая надежда, что если русский народ не сгинет под Путиным, то рано или поздно он поднимется и займёт достойное место в кругу других народов нашей страны.


Единоборство Мстислава и Редеди (Николай Рерих, 1943)

К сожалению, прошкуренность нынешних русских поколений из-за обуявшего их культа Золотого Тельца привела к утрате русскими пассионарности-саможертвенности и в итоге к их рассыпанности и слабости и к превращению в презренных «овец», и образовавшийся «вакуум силы», естественно, заполняется более сплоченными кавказцами. Последние события — убийство русского юноши Сергея Волкова в Москве на Чистых прудах и драка в детском лагере «Дон» под Туапсе - в очередной раз выявила агрессивно-высокомерное отношение чеченских «волков» к русским «овцам». «Пастухи» же (правоохранители) не защищают «овец» от «волков». Не встречая обычно отпора, «волки» наглеют. Здесь выбора нет — или русские «овцы» более-менее сплотятся и научатся хотя бы давать сдачи, или вайнахские «волки» их будут и дальше иметь безнаказанно.

Насчёт разницы в менталитете кавказцев и русских — отбрасываю. Во времена СССР прошел пешком весь Кавказ — чеченцы были такими же советскими людьми, как и русские. Когда сильное государство — этническое отступает на задворки. Когда государство рушится — этничность выходит на первый план. Это понятно. Если в России утвердится сильная нешкурная власть — не обязательно за «менталитет» ставить к стенке, как делали пассионарные большевики, но он уползёт в щели, как добились надэтнические лидеры модернизации в трёхэтнической Малайзии или в Сингапуре. С учётом сказанного (отбрасывая надстроечную дребедень насчёт «пропасти» в мировосприятии и т.п. - та же стенка или та же подлинная модернизация закрывает-засыпает любую пропасть) читаем статью Алины Инсаровой «Пусть больно будет чеченцам»:

«Вопросы воспитания

Массовая драка в детском лагере «Дон» под Туапсе в очередной раз продемонстрировала разницу мировосприятия русских и чеченцев, несоединимость культурных пространств двух народов, а также неадекватность так или иначе занимающихся «чеченским вопросом» федеральных государственных структур. С этим «двусторонним» неадекватом необходимо немедленно что-то делать.

Как рассказывается в http://kp.ru/daily/24529/675240 репортаже «Комсомольской правды» (высокопрофессиональная работа, коллеги – респект!), с самого начала четыре сотни отдыхавших в «Дону» чеченских «детей» «задирали наших пацанов, приставали к девчонкам, отбирали фрукты у детей из других регионов, на дискотеке только кавказские песни крутили, к взрослым обращались на «ты» и звали всегда «Эй!». «Вели себя, честно сказать, по-хамски», - политкорректно выражается один из вожатых. Да уж, повсеместно распространенное обращение на «ты», например, к шестидесятилетней женщине, мягко говоря, отвратительно…

Драка началась из-за инцидента с тринадцатилетней Соней Сафоновой из Ростова-на-Дону. С фотографии – и это видно даже за скрывающими лицо «кубиками» - смотрит наивная, как и положено в этом возрасте, девчонка отнюдь не из тех, которые «сами напрашиваются» (впрочем, и это, естественно, не извиняло бы поведения чеченцев).

Школьница сидела на лавочке, когда трое чеченских парней, с ее слов, 14-17 лет начали говорить ей «всякие пошлости» и «распускать руки». Когда она послала их «куда подальше», девочку стали пинать, «бросили на землю, били ногами, выкрикивая при этом «Так вам и надо, русские проститутки!» (право, как в пошлом анекдоте: «Наташа тебе дала? – Нет. – Вот б.дь! – А тебе? – Дала. – Вот б.дь!»).

На справедливое замечание замдиректора лагеря Бориса Усольцева, что если они и впредь будут вести себя подобным образом, то поедут домой раньше времени, оборзевшие малолетки «начали выступать - мол, мы сами знаем, как себя вести, ты здесь никто и будешь играть по нашим правилам». Потом, когда драка была уже в самом разгаре, чеченцы разорвали российский флаг с воплями «Россия будет нашей!».

То, что девочка и Усольцев говорят правду, подтверждает мой собственный опыт. Половая распущенность чеченцев в отношении русских, да и вообще любых некавказских женщин, переходит все мыслимые пределы, распространяясь не только на беззащитных девчонок, но и на гостей президента Кадырова (действительно, какая разница – одно слово «русские проститутки»!).

Подросток-сопляк, охранник, кандидат наук, шариатский судья – все демонстрируют одну и ту же модель поведения, не зависящую от уровня образования и занимаемой должности. Навязчиво и грубо предлагать русской женщине, не дающей к тому никаких поводов, немедленно переспать – стандартное, повсеместное явление. Не важен ни возраст, ни общественное положение, ни категорический отказ – все пропускается мимо ушей. Страшно подумать, что пришлось испытать русским женщинам в Чечне во времена дудаевского и шариатского беспредела… Разумеется, встречаются и нормальные чеченцы – но, пожалуй, как исключение. Подобное отношение к женщине невозможно преодолеть воспитательными мерами – его нужно просто вышибать из мозгов, как и случилось в лагере под Туапсе.

Что касается России, которая «будет нашей» (размечтались!), то это – явное проявление другого тренда, также доминирующего в голове рядового чеченца. Тренд этот именуется «потерей чувства реальности» и хорошо заметен буквально на каждом новоотстроенном углу Чеченской Республики.

Огромный – во всю стену многоэтажного дома – плакат с изображением земного шара и девизом на русском, английском и чеченском: «Нам нужен мир!».

Глобус-памятник в два человеческих роста с надписью по экватору: «Грозный – центр мира» на трассе Грозный-Гудермес, соответствующие магниты и надписи с картинками на футболках. Или такая, например, футболка: перечень разных государств – США, Франция, Германия и так далее, среди которых визуально выделяются два слова – «Чечня» и «решает». Какой там Вашингтон с Лондоном, забудьте этих политических карликов…

Газетные иллюстрации, на котором в центре мира возвышается сияющая самая большая в Европе грозненская мечеть имени Ахмата хаджи Кадырова (самого мира нет – вместо него глухое темное пятно).

Постоянные попытки преувеличить значимость своих общественно-политических и экономических достижений, а также уровень нравственности (все это было бы смешно, если бы не избитая Соня и обстреливаемые - пока краской - чеченские девушки, не желающие постоянно носить платок), поднять идею духовно-нравственного воспитания до уровня пятого национального проекта, вообще – выбиться в регионы-лидеры, причем желательно именно в сфере духа…

Что это? Конечно, полный неадекват. Но официальной Москве и каждому русскому в отдельности необходимо понять, что этот неадекват не только на самом деле заполняет чеченские головы – он в них главенствует. Не осознав этого, невозможно осмыслить логику действий чеченцев. А они просто считают, что им все можно, потому что они живут в центре мира. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Наш краткий очерк чеченских нравов был бы неполон, не упомяни я о вкладе в такое положение дел со стороны федеральных структур, совершенно не понимающих, с кем они имеют дело. «КП» цитирует уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова: «воспитатели и вожатые должны были просто собрать всех провинившихся, заставить этих ребят попросить прощения у девочки - и конфликт был бы исчерпан». Советы Астахова вызывают лишь горькую усмешку – какой настоящий чеченец извинится перед «русской проституткой», тем более когда он всегда по определению прав, потому что круче него – только звезды?... Нет, г-н Астахов, приберегите свои предложения для разбора споров славян между собою в подмосковных лагерях, тут вас никто слушать не будет.

Чем раньше федеральные и местные власти поймут, что в лице чеченцев имеют дело не с невоспитанным хулиганьем, а с, можно сказать, целым философским явлением, тем больше вероятность, что ситуацию в целом все-таки можно будет выправить. С другой стороны, «звездная болезнь» обычно развивается очень быстро, а лечится очень тяжело и больно. Так пусть больно будет чеченцам, а не тем, кто волею судьбы оказался с ними рядом и вынужден наблюдать эти отвратительные выкрутасы".

Приведу проведенный на портале Агентства политических новостей (АПН) экспертный опрос http://www.apn.ru/publications/article23032.htm "Как нам обустроить Чечню?", в основном разделяя позицию своих друзей Юрия Шевцова и Виктора Милитарева, а также израильтянина Александра Когана:

Юрий Шевцов, политолог (Минск):

Ситуация пока видится примерно так:

Если все сказанное в СМИ примерно верно, тогда всем в России надо сильно задуматься о положении, так сказать, в кавказском вопросе:

1. Русские не отступили. Вступились за явно очень простую девочку и устроили на много часов погром и осаду чеченцев, чеченскую сборную по борьбе включая, столкновение было со вполне серьезно подготовленным противником.

Это даже не Кондопога. Это - реально серьезнее. В Кондопоге чеченцев была капля в поре. Здесь - сотни вполне боеспособных молодых парней.

2. Милиция и другие местные органы власти не стали мешать местным жителям громить чеченцев. Привычные коррупционные схемы, как минимум в этом случае, не сработали. Возможно, в этой части северного Кавказа накопилась критическая масса русских, отслуживших в Чечне, для которых эти схемы по отношению к чеченцам уже невозможны. Отторжение чеченцев проходит через все социальные слои нечеченского населения в этом регионе и сплачивает людей воедино в ходе чисто кавказской, азиатской реакции по отношению к чужеродному этносу.

3. Не является ли столь высокая солидарность местных жителей против чеченцев следствием массового переселения в Краснодарский край армян и других кавказских народов? Если да, тогда Краснодарский край - это сейчас реально Кавказ, а не южная Россия и взорваться по обычному кавказскому варианту теперь может еще и он, не только северокавказские горные республики.

4. Власть в РФ слаба даже в прифронтовой зоне, даже в зоне будущей Олимпиады.

5. Если дойдет до третьей Чеченской войны, она будет для чеченцев более кровавой, чем обе предыдущие. Русские уже не те, что в 90-х. Но и Москве удержать контроль над Кавказом и Прикавказьем в случае новой войны будет гораздо сложнее, чем в 90-х - начале нулевых. Этот социум в случае новой войны, разгромив Чечню, не факт, что будет терпеть многие исходящие долгие годы из Москвы "реалии".

На Кавказе - полномасштабно зреет новый кризис. Это не просто обычная кавказская летняя напряженность. В Дагестане официально создается ополчение, т.е. ситуация перешла в стадию гражданской войны. В Ингушетии-КБР и т.д. - на грани того же.

Александр Коган, политолог (Израиль):

Ситуация, сложившаяся в России с поведением представителей определенной группы населения, с моей точки зрения, не имеет ничего общего с "проблемой пребывания жителей Чечни на территории Российской Федерации и статуса самой Чечни в составе России". Речь идет о сфере деятельности правоохранительных органов, не более. Может мое видение, как израильтянина, немного неверно, но если населению какого-либо неблагополучного района какого-то города позволить пару поколений беспредельничать, то результат будет очень похожим вне зависимости от того, кто в этом районе проживает с этнической точки зрения.

Да, естественно нельзя оставлять в стороне вопрос ментальности и религиозной принадлежности публики, но и белокожие представители христианских конфессий радостно резали друг друга пару сот лет назад в Нью-Йорке, идя "стенкой на стенку", как это отображено в известном фильме с незабвенным Леонардо Ди Каприо.

Излишне "выпячиваемая" и не сдерживаемая "ментальность и религиозная принадлежность" группы населения не "лечатся" отделением регионов и изменением статуса определенных территорий. Она лечится в самых ее тяжелых и массовых проявлениях, простите за негуманность, резинко-дубинками – "демократизаторами", слезоточивым газом и пластиковыми пулями.

Так это изредка делается в Израиле, опасающемся перенимать опыт "Старшего брата" – США. Да, я имею ввиду периодические разгоны "определенной группы населения" в Лос-Анжелесе и других городах страны победившей демократии.

Но я не возьмусь комментировать американскую ситуацию. Приведу пример израильской. В 2000 году с началом второй интифады в палестинской автономии арабское население Израиля, обладающее всеми гражданскими правами, но минимально (если вообще) выполняющее обязанности, решило поддержать "братьев по вере", организовано начав погромы, перекрыв ряд шоссе на севере страны, пытаясь взять заложников, круша и сжигая любые символы госвласти – от телефонных и электростолбов до филиалов почты и госучреждений в собственных (sic!) населенных пунктах.

Когда ситуация начала окончательно выходить из под контроля, и толпы начали нападать на полицию, были вызваны снайперы. Дело кончилось 13-ю трупами наиболее резвых погромщиков и следственно комиссией. Вот уже 10 лет, в ходе трех войн и пары военных операций, все проявления солидарности арабов Израиля были гораздо более тихими.

Дмитрий Крылов, этнопсихолог:

Есть два ответа этот вопрос. Один, теоретический, из разряда «как должно быть». Если бы русские не были бы в РФ дискриминированным народом, можно было бы говорить о восстановлении законности по отношению ко всем гражданам. Но требование остановить убийства, избиения, изнасилования и ограбления русских никаких шансов, на мой взгляд, не имеет. Власть глуха к этим требованиями именно потому, что положение русских в РФ узаконено как колониальное. Русские живут в стране, где им отведено место индусов в колониальной Индии, негров в колониальном Алжире, китайцев при манчжурской династии. Жизнь, здоровье и собственность колониальных народов ничем не защищена, они могут быть изъяты в любой момент теми, кто пользуется в колонии привилегиями. Все сделано для того, чтобы само понятие «достоинство» было колониальным народом забыто. Поэтому говорить о соблюдении закона, в том числе относительно Чечни, в этой колониальной системе смысла не имеет.

На вопрос о статусе Чечни и чеченцах, живущих в РФ есть и другой ответ. Механизмы гражданского общества это изначально механизмы самообороны групп людей. Русские как этническая группа сегодня остро нуждаются в таких механизмах. Чем их больше и чем они разнообразнее, тем ближе русские подвинутся к постановке вопроса о своем колониальном статусе. Неверно считать, что этнические общины, действующие по принципу абсолютной этнической солидарности это антитеза гражданскому обществу. Это одни и те же механизмы, на самом деле, и сводятся они к тому, что группа людей осознает себя и действуют, исходя из своих интересов. Всем становится понятно, что единственный путь отстоять свое место под солнцем - действовать абсолютно сплоченно. Изучение процессов деколонизации показывает, что именно этот путь с успехом прошли другие колониальные народы, перехватив у колонизаторов навыки действий в защиту своих групповых интересов, и в первую очередь навык мгновенной общей мобилизации. Путь этот небыстрый и непростой, потому что он подразумевает изменения гетерономного мировоззрения у миллионов людей, но другого пути выжить и разрешить обостряющиеся этнические конфликты не существует.

Тарас Бурмистров, философ:

Проблема, на мой взгляд, прежде всего в нашем собственном начальстве, которое самоустранилось от всех проблем и движется по линии наименьшего сопротивления. Хотя и объективно здесь проблема очень трудна и остра, и даже если реально пытаться ее решать, всерьез и с нацеленностью на конкретный результат - все равно это огромная работа. Но она не ставится даже в виде желаемой задачи.

Очень сложно прежде всего технически разделить одних граждан РФ и других, формализовать различное отношение к ним (увы, в данном случае без этого не обойтись, потому что радикальные варианты с полным отрезанием Чечни вряд ли возможны из политических - и многих других - соображений).

К сожалению, я не вижу, как тут может что-то поменяться без вмешательства государства. Государственная машина работает против нас, против русских - ей так удобно и привычно. Видимо, это воспринимается как «баланс сил». Точно так же как саму Чечню в свое время удалось умиротворить за счет поддержки одних чеченских сил (тогда менее сильных и влиятельных) против других (реально обладающих властью) - так и сейчас, поддерживая чеченское меньшинство, власть у нас добивается большего спокойствия в русской среде - с ее точки зрения, это никогда не лишне. Эта картина сейчас, возможно, отчасти будет меняться, потому что в связи с экономическими трудностями общий протестный потенциал будет расти, а межэтническое разделение, с выделением привилегированной прослойки, имеет свои пределы. Чеченского губернатора в русской области вряд ли когда-нибудь поставят.

Что же касается статуса Чечни в составе России, то вряд ли тут есть смысл что-то менять - как говорится, не сделать бы хуже. «Чеченизация конфликта», а затем и управления, в целом оправдала себя. В Чечне, конечно, должна быть чеченская местная власть, главное, чтобы она не распространялась на всю страну, которая все-таки называется «Россия».

Виктор Милитарев, политолог, философ:

"Чеченская проблема" стала видна российскому обществу в 1992 году. Неожиданно выяснилось, что среди появившихся в нашей стране благодаря "реформам" бандитов есть наиболее дерзкие и "отмороженные" - чеченские бандиты. Одна из причин проигрыша Белого дома в 1993 году - уверенность значительной части нашего народа в том, что Руслан Хасбулатов этих бандитов "крышует".

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: У Руслана Имрановича и близко не было чеченоцентризма. Напротив, он в 1988 году советовался со мной, имеет ли смысл выдвигаться ему в народные депутаты от Чечни, где его не знали, и мы пришли к выводу, что больше шансов выдвинуться ему от Медведково. А осенью 1991 года Хасбулатов на моих глазах в знак протеста против предательской политики руководимого им Верховного Совета России, поддержавшего Дудаева и тем самым особый статус Чечни, демонстративно покинул президиум. Да и после 1993 года, бывая у него дома, не замечал за ним какого-либо чеченоцентризма/

Вторая волна внимания к "чеченской тематике" возникла в 1994 году благодаря войне. Здесь очень показательна динамика настроений общества. Первые несколько лет наш народ верил демпропаганде и выступал против войны. Однако, по мере знакомства общества со зверствами боевиков общественное мнение круто переломилось.

В 2000 году Владимир Путин триумфально вступил в Кремль именно как человек, способный победить и разгромить боевиков и террористов. Однако, буквально через пару лет выяснилось, что победа одержана не в борьбе с боевиками и террористами, а в междоусобной борьбе чеченских кланов, к одном из которых примкнул Кремль во главе с Владимиром Путиным.

Тандем Путина с Кадыровым качественно изменил чеченскую проблему в России. Ощущая за собой постоянную поддержку Грозного, некоторая часть чеченской диаспоры в России, обнаглела и озверела. Что с этим делать, непонятно.

В рамках действующих конституции и законодательства просматривается только одно решение этой проблемы. Если суды и правоохранительные органы перестанут рассматривать чеченцев, как "привилегированную группу лиц" и будут "судить по закону", игнорируя взятки, телефонные звонки и угрозы "правозащитников" из Грозного, ситуация быстро нормализуется. Чеченцы, в своей основной массе люди вполне разумные и, "в хорошем смысле", даже, я бы сказал, "разумно трусливые".

А уж парочка показательных процессов против бандитов и насильников, дополненная парочкой показательных процессов о коррупции и преступной приватизации, способны вернуть в русско-чеченские отношения "дружбу народов" брежневских времен".