Лишь борьба даёт права: Хроника бесправия
На модерации
Отложенный
«Путин заявил о 3,2 млн нарушений прав граждан в 2015 году» — пишут «Известия». Фрагмент выступления президента показали по «Первому каналу» и «России 24». От осознания того, что Первое Лицо помнит о нас, простых смертных, аж слёзы наворачиваются. Воспользуемся моментом и тоже вспомним, как обстоят дела с нашими конституционными правами и кто их нарушает.
Не будем далеко ходить и заглянем в Конституцию Российской Федерации (далее будем использовать общепринятое сокращение КРФ). Согласно статье 23, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, вплоть до судебного решения об обратном. На практике, эти судебные решения давно стали необременительной формальностью. Но во многих случаях и этого не требуется: спецслужбы имеют бесконтрольный доступ ко всей информации, имеющейся у провайдеров.
Согласно пункту 1 статьи 27 КРФ, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться. О том, как выполняется эта норма, когда входит в противоречие с интересами власти, наиболее красноречиво рассказывается в докладе «Хроника преследования активистов», подготовленного либеральными журналистами в связи с проведением саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге в июле 2006 года.
Однако это не является делом давно минувших дней: ситуация повторяется каждый раз, как только возмущение народа становится массовым. Такие же действия власть предпринимала во время «болотных» протестов в 2011–2012 годах и при попытке дальнобойщиков организовать крупную акцию протеста в Москве 2015 году. Поймите, такое распоряжение… — передаёт слова инспектора ГИБДД один из водителей.
Второй пункт той же статьи гарантирует свободный выезд каждого человека за пределы Российской Федерации, однако с 2008 года такую возможность могут ограничивать судебные приставы. Какой логикой руководствуются законотворцы и чиновники, не замечающие в этом противоречий, остаётся только догадываться.
Право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и свободно … распространять религиозные и иные убеждения, предусмотренное статьёй 28 КРФ, сталкивается с принятым законом об оскорблении религиозных чувств. Поскольку науке такие чувства неизвестны, он может трактоваться сколь угодно широко. Закон подписан президентом РФ 29 июня 2013 года.
Пункт 5 статьи 29 КРФ гарантирует свободу массовой информации. Однако люди самых разных убеждений сталкиваются с цензурой. Так, в марте 2013 года был заблокирован леволиберальный портал «Форум-мск«. В 2014 году при попытке арендовать зал кинотеатра с цензурой столкнулся монах Григорий, создатель фильма «Православие в законе».
Право создания профессиональных союзов и свобода их деятельности, которую должна гарантировать 30-я статья КРФ, на практике не мешает полиции устраивать провокации против рабочих, осмеливающихся разогнуть спину и выступить против своего работодателя.
31-я статья Конституции уже давно стала притчей во языцех. Право мирного проведения собраний, митингов и демонстраций урезается сразу по трём направлениям.
Во-первых, поле для легального протеста постоянно сужается. Так, 9 марта 2016 года Путин подписал закон о приравнивании к пикетам установки палаток, что показало себя весьма эффективным средством защиты своих конституционных прав.
Во-вторых, несмотря на так называемый уведомительный порядок подачи заявки на публичные мероприятия, согласование демонстраций уже осталось в прошлом, и всё реже администрации разных городов дозволяют проведение митингов и демонстраций. Да и получение разрешения, как оказалось, не даёт гарантий от нападения полиции. Всё чаще власть руководствуется принципом, высказанным одним из держиморд на прошлом Первомае: «Все ФЗ сегодня не действуют».
Дополняет беспредел законодательной и исполнительной власти ужесточение наказания граждан за то, что власти не понравилась оппозиционная акция. 8 июня 2012 года президент подписал закон, устанавливающий на этот случай штрафы до 20 тысяч рублей для участников акции и до 100 тысяч — для её организаторов. А с июля 2014 года попытки пользоваться своим конституционным правом слишком часто считаются уголовным преступлением.
Преступной оказалась и инициатива по проведению референдума, право на которую записано в 32-й статье Конституции. В 2010 году была запрещена нацеленная на это организация «Армия воли народа». Однако запрета организации оказалось мало: спустя 5 лет, 29 июля 2015 года, были арестованы её руководители.
Впоследствии Юрий Мухин был отпущен под домашний арест, а его соратники всё ещё остаются за решёткой.
Пункт 3 статьи 37 КРФ предусматривает право на защиту от безработицы. Министерство экономического развития трактует этот пункт своеобразным образом, намереваясь её увеличивать посредством увеличения пенсионного возраста.
4-ым пунктом той же статьи признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. При этом представители самых разных профсоюзных объединений, что эти самые федеральные законы устроены так, что забастовку проще провести незаконно.
Не устояло перед интересами капитала и обещанное статьёй 42 КРФ право на благоприятную окружающую среду. В погоне за прибылью во многих российских мегаполисах ведётся уплотнительная застройка (то есть возводятся дополнительные строения в кварталах, спланированных в советский период), но наиболее явные случаи всё же в Москве. Земли парков и скверов отдаются под застройку Русской православной церкви. Под предлогом нехватки спортивных сооружений строится коммерческий стадион в парке Дружбы, при этом другие стадионы сносятся ради коммерческой застройки. Под предлогом нехватки детских садов пытаются «отжать» придомовую территорию, одновременно с этим отказываясь вводить в эксплуатацию другие детские сады, чтобы потом использовать эту территорию в коммерческих целях.
Одновременно с открытым беззаконием при захвате земли общего пользования власть постоянно изменяет законы так, чтобы облегчить себе этот процесс. В Москве региональный парламент, состоящий на 90% из депутатов «Единой России», ограничил возможность жителей влиять на застройку своего района.
А они говорят «защищать права». Читатель, давно видел в глаза российскую Конституцию? Пересчитай по пальцам, какие социальные льготы, оставшиеся обломки Союза, у тебя ещё не урезали.
Когда-то конституция соблюдалась. Только и Конституция была другая, и государство защищало интересы не-олигархов.
Когда-то в нашей стране каждый имел своё рабочее место и восьмичасовой рабочий день с предоставлением отпусков и путёвок. Так реализовывалось право граждан СССР на труд и на отдых.
Когда-то каждый мог прийти в поликлинику и бесплатно получить квалифицированную помощь – количество больниц в стране составляло более 12 тысяч – и это более чем в 2 раза превышает нынешний уровень. Так реализовывалось право граждан СССР на охрану здоровья.
Когда-то каждый имел право на жилище. Плата за коммунальные услуги составляла малый процент от дохода любого трудящегося. Никаких лишних поборов: житель платит за электроэнергию не ушлому олигарху, а государству. Так реализовывалось право граждан СССР на жилище.
Когда-то каждый мог учиться. Все виды образования были бесплатны. За учебники в школах не приходилось платить родителям. Каждому студенту полагалась государственная стипендия и льготы. Стипендия и льготы, на которые можно было прожить. Школ хватало на всех, ведь в те годы российские чиновники даже не задумывались о проведении т.н. «оптимизации» и сокращении образовательных расходов ещё на 8%. В Советском Союзе расходы на образование росли с каждым годом. Так реализовывалось право граждан СССР на образование.
Когда-то учёный мог развиваться и воплощать в жизнь даже самые смелые свои задумки. Тогда правительство не сокращало расходы на научные исследования и не стремилось уничтожить РАН. Советское государство поддерживало начинания учёных и освещало успехи в средствах массовой информации. Так соблюдалась свобода граждан СССР на научное, техническое и художественное творчество.
Когда-то каждый мог верить в то, во что пожелает, или не верить вовсе. Не было никаких законов «Об охране чувств верующих». В наше время вскоре придётся охранять атеистов. Одного уже арестовали. Церковь в Советском Союзе была отделена от государства и не играла ведущей роли в образовании масс. Так соблюдалась свобода вероисповедания граждан СССР.
Наши предки отвоевали эти права своей кровью в борьбе против царизма и предлагаемой «западной демократии». Но тебе они не нужны: тебе нравится сконфуженно молчать, слушая в курилке своих более радикальных коллег. Ты крутишь пальцем у виска, когда слышишь о революционных преобразованиях. Ты бы вообще лёг на диван и не задумывался о миллионах российских нищих. И пока получается.
Пока нищий – это не ты.
Помни, любое право завоёвано борьбой. Не молчи.
Пётр Иванов
Комментарии