Как остановить Апокалипсис от Би-Пи?

Озадачившись проблемой изменения климата, я перерыл массу сайтов и литературы. Рабочей версии, которой я придерживался, было смещение магнитного полюса. Однако, в этом году то, что ранее называлось изменением климата, более уместно называть обрушением климатической картины. Судите сами: с мая этого года добрая часть европейской России в конкретном тепловом угаре. Температура шкалит за 40, без дождей, которых и не предвидится. На широте Москвы изменения климата движутся в сторону Сибири и ДВ, и уже фактически дошли до восточных пределов страны. В Якутии и Магадане температура +30 градусов – в регионах с вечной мерзлотой скоро, похоже, расцветут магнолии, если они не погрузятся в воды бывшей мерзлоты. При этом движение магнитного полюса не претерпело кардинальных изменений: как двигался северный магнитный полюс со скоростью 50-60 км в год, так и двигается. Следовательно, дело не в нем.

 

Один из участников ГП подкинул возможную разгадку. Посетив ресурс по ссылке http://fishki.net/comment.php?id=73157 (автор берет основные данные с ресурса http://www.webarmy.ru/forums/theme.php?th=8746), я был просто ошарашен, и доводами, и выводами, в какой бы экспрессивной манере они не были сделаны. Действительно, мощный выброс нефти из разорванной скважины в Мексиканском заливе превосходит в несколько раз по уже наступающим последствия извержения вулкана в Исландии. Основное последствие – прекращение нормального испарения воды с огромной акватории Мексиканского залива и уже доброй части Атлантического океана. Приветливый к Америке и Европе Гольфстрим играет злейшую шутку, разнося нефть из загаженного залива по всей Атлантике. В итоге воздушные массы над Гольфстримом а) не насыщаются влагой, отчего все территории, пребывавшие под теплым течением, теперь испытывают проблемы с осадками, б) не охлаждаются влагой, отчего эти же территории принимают заряд нарастающей температуры. Совсем скоро Европу и европейскую Россию ждет индийская жара под плюс 50, и этим дело не закончится. Зима не принесет, по всей видимости, снега, зато будет отличаться зверскими холодами. В итоге на протяжении нескольких лет Европу, Штаты и европейскую Россию ждет конкретный голод – зимой почва будет вымерзать, летом – иссушаться. Причем, это лучший прогноз, так как в случае, если все же со скважиной справиться не удастся, все может быть намного-намного хуже.

 

Что делает владелица скважины нефтяная компания Бритиш Петролиум (BP)? Все, на что хватило технического гения ее специалистов, по всей видимости уже испробовано. Не получилось заткнуть скважину цементирующей смесью, не получилось надеть на нее купола, воткнуть резиновый кляп, установить саркофаг. И с последней установкой сборщика нефти также не все в порядке. В итоге BP рассматривает последнее решение – два атомных взрыва, которые бы сместили пласты и перемкнули бы скважину. Однако, этот вариант, как мне представляется, совсем не вариант, а наиболее худшее из всех предложений от ВР. Ядерные заряды, подорванные в глубинных шурфах слишком близко к поверхности, раскроят шельф на трещины, и нефть, бьющая под огромным давлением и температурой, пойдет через них и ее, в таком случае, вообще нереально будет остановить – никогда. Если же заряды будут заложены глубже, на двух-трех-километровую глубину, есть полная вероятность раскола шельфа вглубь до нефтяной линзы, равно как и вверх до поверхности – кажется, еще более худший вариант событий. Короче, прощай Земля.

 

Так ли все плохо в нефтяном королевстве?
Неужели все варианты испробованы, и ВР вслед за остальными скептиками, которых пруд пруди (да хоть в нашем ГП), согласилась, что решить проблему современными техническими средствами невозможно?

С одной стороны, половина предложений ВР была направлена на затыкание скважины, чего делать нельзя – сильное давление и температура, плюс возможное повышение того и другого могут выкинуть даже удачно сделанную «затычку». Однако, даже если BP установит «затычку», это может привести к даже более худшим результатам. BP уже подтвердила выброс нефти через разломы дна в 3 километрах (!) от устья скважины. Это рвется на стыках труба, идущая параллельно дну на расстоянии около 4 километров. Следовательно, перекрытие выброса из устья недопустимо – наоборот, нужно давать нефти возможность выходить свободно, или даже подкачкой максимально снижать давление.

На обеспечение управляемого выхода нефти была направлена вторая половина решений, которая стала невыполнимой вследствие а) контакта нефти с водой и образования абсорбирующих веществ, б) сильного давления попутного газа, в) бьющего вместе с газом и нефтью песка, плюс уже озвученных давления и температуры. В общем, все что возможно - против.

Мне представляется, что решение не может быть сложным. Включив Ваньку-дурака, я предлагаю вот такой распростецкий вариант – мощный клин, который заткнет фонтан, но в то же время сделает возможным контролируемый выход нефти, при этом отделит нефть от воды и, следовательно, нежелательной реакции.

Клин состоит из двух частей: ударно-режущей части, переходящей в конус, и массивной части. Ударно-режущая часть (УРЧ) изготавливается из легированного металла и закаляется; предназначена для введения в раструб и заклинивания в трубе конусной частью. Режущие поверхности должны развалить выходящую на поверхность трубу на лепестки (в случае, если кромка трубы загнута внутрь), а конус должен завальцевать трубу между собой и превентером. В УРЧ просверлены продольные отверстия, выходящие в общий нефтяной канал. Он, в свою, очередь, должен быть оснащен устройствами перекрытия нефти, которые обычно устанавливаются в превентерах.

Массивная часть (МЧ) выполняет роль а) стабилизатора клина при установке б) проводника нефтяного канала от ударно-режущей части к замку. К замку крепится отводная труба, по которой нефть под собственным давлением поступает в соответствующие емкости на поверхности.    
Подушка МЧ имеет ряд отверстий для крепления тросов. Тросы идут к распорным колоннам, установленным в пробуренные по кругу вокруг скважины шурфы. Тросы синхронно выбираются натяжными устройствами, и вжимают клин в скважину.

Клин опускается сверху с буровой площадки на тросах, внизу к нему крепятся тросы от распорных колонн, далее происходит установка. Впрочем, это предложение, забыл сказать, действительно для скального дна, либо присутствия небольшого количества отложений над скалой.

 

Собственно, вот и все. Размеры клина и колонн суть дело специалистов. Мне представляется, что клин должен быть не менее 10 метров высотой, чтобы разлета тросов хватило не только на его фиксацию, но и на вдавливание в скважину. Клин также должен быть продуман на предмет его экстренного извлечения, в случаях, каких может быть много. Откачка нефти должна продолжаться до снижения давления, т.е. на протяжении ряда лет. Только тогда авария будет устранена окончательно. Увы, далеко не все ее последствия.

Похоже, катастрофа в Мексиканском заливе коснется абсолютно каждого, и в самые короткие сроки, так что думать, что ликвидация нефтяного фонтана суть дело BP, не стоит. Я полагаю, и другие участники ГП могут предложить свои решения, а уж дело ВР увидеть их или продолжать готовить планету к Апокалипсису.