Генерал не на белом коне

На модерации Отложенный

Александр Руцкой  сыграл одну из самых мрачных ролей на подмостках политического театра России конца двадцатого столетия.

Поэтому удивительно видеть этого человека на импровизированном телевизионном суде под председательством Николая Сванидзе в качестве главного обвинителя  Гайдара.

Лягнуть Гайдара сегодня почитают своим долгом и те, кто в девяносто первом громче всех орали «Коммунистов на фонари!», и те, кто  проводит уик-энды  на Лазурном побережье, и те, кто огребает  откаты на строительстве дорог, и те, кто за десять тысяч долларов «открывают» и «закрывают» уголовные дела. Гайдара  обвиняют все, одни мстя за свои несостоявшиеся мечты, другие ритуальным закланием имени главного «ответственного» отводят от себе завистливые взгляды конкурентов или бывших гегемонов.

Появление в рядах обвинителей бывшего вице-президента РСФСР нелогично потому, что он больше, чем кто-либо другой, сделал для  воцарения нынешнего режима, насквозь коррумпированного, загнивающего и пихающего страну в тупик.

Октябрь 1993 года. Критическая точка на кривой  новейшей российской истории.  После расстрела российского парламента реформы пошли под откос. Поддержка реформаторов  в народе стремительно таяла.

Бомбежки Грозного – это безумная попытка развязать политические узлы, завязавшиеся вследствие октябрьского погрома. Потом Буденновск, потом – на волне растущего недовольства и разочарования – укрепление коммунистов в Государственной Думе, вынужденная опора Ельцина на  тугие кошельки и олигархов, залоговые аукционы, позорные президентские выборы 1996 года, моральная деградация власти и как финал – операция «преемник» с последующим ренессансом фээсбэшных структур и созданием полицейского государства. Миллион раз просвистано и на газетных полосах и по зомбоящику о «лихих» девяностых годах. Между тем в те годы чиновничий гнет был в разы слабее нынешнего и грабили чиновники в разы меньше. Но этого  никто замечать не желает. Все увлечены обличениями Гайдара.

Так вот, октября девяносто третьего, ставшего трагически переломной вехой  в жизни страны, не должно было быть, если бы не  провокационная суперактивность  группы личностей во главе с Александром  Владимировичем  Руцким. Не буду вдаваться в детали, которые известны всем, кто следил за событиями тех лет.

Они широко освещены в прессе.  В том, что президент Борис Ельцин и  Съезд народных депутатов – исполнительная и представительная ветви власти – вошли в клинч, ничего трагического не было. Это нормально. Из любого конфликта всегда есть выход. Его нашли и предложили участники согласительной комиссии, в которую среди прочих входил и  Патриарх Алексий Второй: досрочные выборы и Президента и народных депутатов.

Депутаты на это не пошли. А если по правде, на это не пошли бывший спикер  Верховного Совета Руслан  Хасбулатов, сегодня тоже, естественно, критикующий реформы, и вице-президент Руцкой. Остальные – Ампиловы, Макашовы и прочие фигуранты были мелкой сошкой, которые  останутся в истории лишь как сноски. У этих двоих были особые амбиции: ведь если бы им удавалось свалить Ельцина, они превращались в первых лиц государства. Игра стоила свеч. А то, что вариант с одновременными перевыборами мало что сулил лично им и оппозиции в целом, они прекрасно понимали. Это и  питало упорство и ожесточение защитников Белого дома.

Не удивительно, что  вдохновители оппозиции – и прежде всего вице-президент, за два года сидения в  кабинете в Кремле  не раз продемонстрировавший свою политическую несостоятельность –   ни на какое перемирие идти не желали. Они жаждали крови и готовы были – вспомним бредовый  приказ  генерала Руцкого, отданный летчикам в прямом эфире  - бомбить Кремль.

Они втащили  страну в состояние  холодной гражданской войны. История России пошла  другим путем. Мы только сейчас можем оценить все ужасные последствия этого резкого галса.

И вот теперь этот человек  с пышными когда-то усами зачитывает перед камерами какие-то копии каких-то постановлений Гайдара о каких-то квотах. В свое время Руцкой грозился представить «одиннадцать чемоданов» компромата. Наверное, это заготовки все из  тех же  чемоданов. Ничего не значащей бумажкой размахивает человек, который подвел Россию к крови и пустил под откос с энтузиазмом принятые народом реформы. Напомню, что на референдуме в апреле 1993 года большинство граждан России поддержали действия Ельцина и  его правительства и выразили недоверие парламенту.

Эту правду усердно стараются похоронить могильщики демократического выбора России.